§ 15. СРЕДЫ ОБИТАНИЯ

Конспект урока по биологии для 5 класса по теме «§ 15. Среды обитания». Соответствует плану программы учебника Пасечника с 2023 года, но не является частью этого УМК. Это дополнительный материал для любознательных.
Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ конспектов.

§ 15. Среды обитания

Каждый живой организм на Земле приспособлен к определённым условиям. Вода, воздух, почва – это не просто места, а сложные системы, где всё взаимосвязано. Например, рыбы дышат жабрами, а птицы строят гнёзда на деревьях. Если условия меняются, виды либо адаптируются, либо исчезают.

В лесу можно найти до пяти ярусов жизни: от высоких крон до подземных нор. В пустыне выживают только те, кто умеет запасать воду или прятаться от солнца. Даже в городе животные и растения находят способы существовать – вороны используют провода для гнёзд, а одуванчики пробиваются сквозь асфальт.
§ 15. Среды обитания

Попробуйте провести эксперимент: сравните почву в парке и у дороги. Вы заметите, что возле машин она плотнее, содержит меньше червей и насекомых. Это доказывает, как сильно человек влияет на среду обитания других видов.

Среда обитания.

Основные типы сред:

  • Водная – океаны, реки, озёра. Рыбы дышат жабрами, а киты поднимаются за воздухом.
  • Наземная – леса, пустыни, горы. Ящерицы греются на камнях, а кроты роют норы.
  • Почвенная – дождевые черви разрыхляют землю, помогая растениям.
  • Организменная – бактерии в кишечнике человека участвуют в пищеварении.

Как изучать среду обитания:

  1. Наблюдай за животными в парке. Запиши, где они прячутся и чем питаются.
  2. Сравни листья растений из тени и солнечных мест – они отличаются формой.
  3. Попробуй найти следы жизнедеятельности: погрызы на коре, норы, паутину.

Пример: белка в лесу использует дупла для жилья, грибы и орехи – для еды, а толстый хвост – как руль при прыжках.

Опасности для среды:

  • Мусор в водоёмах губит рыб.
  • Вырубка лесов лишает дома птиц.
  • Химикаты убивают почвенных червей.

Попробуй посадить дерево или сделать кормушку – это поможет сохранить среду обитания.

Ресурсы среды

Основные виды ресурсов

  • Пища – главный источник энергии. Травоядные едят растения, хищники – других животных. Люди используют и то, и другое. Например, в лесу белки питаются орехами, а волки охотятся на зайцев.
  • Вода нужна всем. Рыбы живут в реках, верблюды запасают воду в организме, а человек пьёт её каждый день. Без воды даже кактус засохнет через несколько месяцев.
  • Воздух содержит кислород, без которого не выживет ни одно живое существо. Деревья очищают его, а киты поднимаются на поверхность, чтобы вдохнуть.

Как сохранить ресурсы

  1. Экономить воду: закрывать кран, когда чистишь зубы.
  2. Беречь леса: не ломать ветки и сажать новые деревья.
  3. Сокращать мусор: сдавать макулатуру и пластик на переработку.

Если каждый сделает хотя бы одно дело из списка, ресурсов хватит на всех.

Абиотические, биотические
и антропогенные факторы.

Абиотические факторы

Это неживые компоненты среды. Например:

  • Температура – некоторые рыбы выживают только в холодной воде, а кактусы – в жаре.
  • Свет – растения без солнца не смогут фотосинтезировать.
  • Вода – пустынные животные экономят её, а лягушки без влаги погибают.
  • Почва – её состав влияет на рост растений: одни любят песок, другие – чернозём.

Биотические факторы

Это влияние живых организмов друг на друга. Примеры:

  • Хищники и жертвы – волки регулируют численность зайцев.
  • Конкуренция – деревья борются за свет в лесу.
  • Симбиоз – грибы и корни растений помогают друг другу.

Хищники и жертвы – волки регулируют численность зайцев.

Антропогенные факторы

Действия человека меняют среду:

  • Вырубка лесов – уничтожает места обитания животных.
  • Загрязнение – пластик в океане вредит рыбам и птицам.
  • Строительство городов – сокращает площади для дикой природы.

Чтобы сохранить природу, важно:

  • Сажать деревья вместо вырубленных.
  • Использовать меньше пластика.
  • Создавать заповедники.

Влияние экологических факторов на организмы.

Организмы не живут изолированно – они постоянно взаимодействуют с окружающей средой. Температура, свет, влажность, состав почвы и даже ветер могут влиять на их рост, размножение и выживание.

Как температура меняет жизнь организмов?

Холоднокровные животные, например ящерицы, не могут регулировать температуру тела. При +10°C они становятся медлительными, а при +35°C – активными. Растения тоже реагируют: у дуба рост побегов начинается при +10°C, а у сосны – уже при +5°C.

В жарких пустынях кактусы запасают воду в стеблях, а их колючки уменьшают испарение. В тундре карликовые берёзы растут близко к земле, чтобы избежать обморожения ветром.

Свет и его роль

Растения делятся на светолюбивые (подсолнечник, сосна) и теневыносливые (папоротник, ель). Первым нужно не менее 10 часов света в день. Если его мало, стебли вытягиваются, а листья бледнеют.

Животные тоже зависят от света. Летучие мыши активны ночью, а днём спят. Северные олени зимой видят в темноте в 5 раз лучше человека благодаря особому строению глаз.

Попробуйте провести эксперимент: поставьте два ростка фасоли на подоконник, но один прикройте картонной коробкой с маленьким отверстием. Через неделю сравните их высоту и цвет листьев.


 

Вопрос-ответ:

Какие основные среды обитания существуют в природе?

В природе выделяют четыре основные среды обитания: водную, наземно-воздушную, почвенную и организменную. Водная среда включает моря, океаны, реки и озёра. Наземно-воздушная — это суша, где живые организмы взаимодействуют с воздухом и поверхностью земли. Почвенная среда состоит из слоёв грунта, в которых обитают микроорганизмы, насекомые и корни растений. Организменная среда — это тело других живых существ, где паразиты и симбионты находят условия для жизни.

Как животные приспосабливаются к жизни в водной среде?

Животные, живущие в воде, имеют ряд приспособлений. Например, рыбы обладают обтекаемой формой тела для быстрого плавания, жабрами для дыхания под водой и плавательным пузырём, регулирующим глубину погружения. Киты и дельфины, хотя и дышат воздухом, приспособились к долгому нахождению под водой благодаря способности задерживать дыхание. Некоторые беспозвоночные, такие как медузы, используют реактивное движение, а моллюски — раковины для защиты.

Почему почва считается особой средой обитания?

Почва — это сложная среда, где сочетаются твёрдые частицы, вода и воздух. В ней живут бактерии, грибы, черви, насекомые и мелкие млекопитающие. Эти организмы участвуют в разложении органики, улучшая плодородие почвы. Из-за отсутствия света здесь обитают слепые или слабовидящие существа, а также виды, приспособленные к рытью ходов, как кроты или земляные черви. Почва защищает корни растений от пересыхания и перепадов температуры.

 


Вы смотрели: Конспект урока по биологии для 5 класса по теме «§ 15. Среды обитания» для любознательных. Дополнительный материал по учебнику Пасечника с 2023 года, но не является частью этого УМК.
Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ конспектов.

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней