Конспект урока по биологии для 5 класса по теме «§ 24. Искусственные сообщества». Соответствует плану программы учебника Пасечника с 2023 года, но не является частью этого УМК. Это дополнительный материал для любознательных.
Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ конспектов.
§ 24. Искусственные (природные) сообщества
Искусственные природные сообщества — это экологические общности, созданные человеком, такие как парки, сады, рекреационные водоёмы, лесные плантации и др.
В современном мире роль человека в формировании и управлении окружающей средой становится всё более значимой. Одним из ярких проявлений этой тенденции являются искусственные природные сообщества. Такие пространства, как сельскохозяйственные поля, городские парки, рыбные пруды и виноградники, не только украшают, но и способствуют сохранению биоразнообразия, улучшению экологического климата и обеспечивают возможности для отдыха и восстановления.
В современной экологии и аграрной науке важное значение имеет различие между искусственными сообществами (известными как агроценозы) и естественными природными экосистемами (биогеоценозами). Эти два типа сообществ отличаются по своему происхождению, структуре, функционированию и устойчивости, что обусловлено различиями в управлении и воздействии человека. Агроценозы создаются и поддерживаются человеком для получения сельскохозяйственной продукции, и зачастую характеризуются более однородным составом видов и упрощенной экологической структурой. В отличие от этого, биогеоценозы развиваются природным путём, включают в себя сложные взаимодействия множества организмов и оказывают важное влияние на устойчивость и баланс окружающей среды.
Создание искусственных сообществ.
Искусственные сообщества — это такие места, которые делает человек, чтобы выглядеть красиво, создать условия для отдыха или помочь природе. Например, парки, сады, озёра для купания и даже лесные плантации — всё это считается искусственными сообществами.
Как создаются такие сообщества?
Чтобы создать искусственное сообщество, люди выбирают место и начинают сажать деревья, растения, разбивают дорожки и устраивают озёра. Всё делается по определённому плану — чтобы место было красивым, удобным для отдыха и безопасным. Иногда для этого используют разные растения и животных, чтобы создать малую модель природы.
Зачем создают искусственные сообщества?
Люди создают такие места для отдыха, чтобы было приятно и интересно гулять. Также искусственные сообщества помогают сохранить редкие растения и животных, создают уют в городах и делают окружающую среду красивее.
Почему это важно?
Искусственные сообщества помогают сохранять природу, делают нашу жизнь лучше и способствуют пониманию природных процессов. Они учат нас любить и беречь окружающий мир.
Поле как искусственное сообщество.
В естественной природе такие растения редко растут так густо. Например, дикая пшеница встречается отдельными кустами, а на поле её сеют рядами, чтобы каждый колосок получал достаточно света и воды. Без прополки и удобрений урожай был бы в несколько раз меньше.
Поля часто окружены лесополосами – рядами деревьев, которые защищают почву от ветра. Без них верхний слой земли быстро выдувается, и растения гибнут. В некоторых странах, например в Китае, лесополосы сажают ещё и для того, чтобы сдерживать пустыни.
Полив – ещё один важный элемент. В засушливых районах, таких как Калифорния или Краснодарский край, поля снабжают водой через каналы или капельные системы. Без этого многие культуры просто не выжили бы.
Современные поля – это сложные системы, где каждый элемент продуман. Севооборот (чередование культур) помогает сохранять почву плодородной. Например, после пшеницы сажают горох, который обогащает землю азотом.
Искусственные поля существуют только благодаря труду человека. Без ухода они быстро зарастают сорняками, а почва теряет силу. Это показывает, как сильно люди могут менять природу, создавая свои собственные сообщества растений.
Лесопарки и городские парки
как искусственные сообщества
Лесопарки и городские парки созданы людьми, но напоминают природные экосистемы. В них высаживают деревья, кустарники и травы, которые не всегда встречаются в дикой природе рядом. Например, в московском парке «Сокольники» растут сибирские кедры, хотя в Подмосковье они не растут сами по себе.
Как устроены искусственные парки
В таких парках растения подбирают по трём правилам:
- Выносливость. Берут виды, которые переносят загазованность, засуху и морозы. Например, тополь, липу, клён.
- Декоративность. Добавляют яркие растения: барбарис с красными листьями, сирень с пышными цветами.
- Безопасность. Не сажают ядовитые или колючие растения рядом с дорожками.
Кто живёт в парках
Животные в городских парках – это чаще всего:
- Белки (их подкармливают посетители).
- Утки на прудах (зимой люди их кормят).
- Воробьи, синицы, голуби.
Но если парк большой, как «Лосиный остров» в Москве, там могут встретиться зайцы, лисы и даже кабаны.
Почему парки нуждаются в уходе
Без помощи человека парки быстро зарастут сорняками или погибнут. Вот что делают для их сохранения:
- Поливают молодые деревья первые 3–5 лет.
- Убирают опавшие листья, чтобы не размножались вредители.
- Подрезают ветки для безопасности и красоты.
В Берлине, например, в парке «Тиргартен» каждый год высаживают новые дубы вместо старых больных деревьев. Такую же работу с деревьями проделывают в парках Бэйхай (Пекин, КНР), Уэно (Токио, Япония), Люксембургский сад в Париже и других.
Что ты можешь сделать
Чтобы парки оставались зелёными, можно:
- Не ломать ветки и не рвать цветы.
- Кормить птиц зимой, но только правильным кормом: несолёными семечками, овсянкой.
- Участвовать в субботниках – убирать мусор.
Парки – это искусственные леса, но без них города стали бы серыми и безжизненными.
Особенности агросообществ.
В агросообществах часто используют современные технологии. Например, датчики влажности почвы показывают, когда растениям нужен полив. Дроны следят за полями сверху и находят больные участки. Такие методы экономят время и повышают урожайность на 15–20%.
Органические агросообщества избегают химических удобрений. Вместо них применяют компост и натуральные средства против вредителей. Это делает продукты безопасными, но требует больше труда. Например, ручная прополка грядок занимает в 3 раза дольше, чем обработка гербицидами.
Совместная работа – основа агросообществ. Фермеры обмениваются семенами, делятся техникой и знаниями. В Бразилии, например, мелкие хозяйства объединяются в кооперативы и продают урожай напрямую в магазины, минуя перекупщиков. Так они получают на 30% больше денег.
Школьные агросообщества учат детей заботиться о природе. Ученики сажают овощи, ухаживают за ними и собирают урожай. Это не только полезный навык, но и способ понять, откуда берётся еда. В Японии такие проекты есть в 60% школ.
Закономерности, свойственные
искусственным сообществам.
Ограниченный список растений и животных
В искусственных сообществах обычно растёт немного видов растений и живёт меньше животных, чем в природе. Это потому, что человек выбирает только те растения, которые ему нравятся или нужны, и создает условия для их роста.
Чёткое распределение растений и животных
Поскольку создано человеком, всё в этом сообществе организовано очень аккуратно. Например, в парке могут быть красивые клумбы с цветами, и на них растут определённые виды растений — всё по плану.
Зависимость от человека
Искусственные сообщества требуют ухода — их поливают, подстригают, убирают мусор. Без помощи человека они могут быстро потерять свой вид или стать неуправляемыми.
Меньше взаимодействий между организмами
В естественных природных сообществах много разнообразных растений, животных и насекомых, которые взаимодействуют друг с другом. В искусственных — этих связей меньше, ведь всё создано намеренно и зачастую искусственно.
Специальная роль для людей
Основная цель искусственных сообществ — радовать людей, создавать комфорт и красивую природу вокруг дома или города.
Важно помнить, что, создавая такие сообщества, мы учимся любить природу, заботиться о ней и делать наш мир лучше. Помните, что природные законы — удивительны, и надо их уважать!
Вы смотрели: Конспект урока по биологии для 5 класса по теме «§ 24. Искусственные сообщества» для любознательных. Дополнительный материал по учебнику Пасечника с 2023 года, но не является частью этого УМК.
Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ конспектов.