Биология 5 Пономарёва Учебник §1

Биология 5 Пономарёва Учебник §1 «Наука о живых организмах» с ответами на вопросы из учебника. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

Биология 5 класс (Пономарёва) Учебник §1

<< § 27   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 2 >>

Глава 1. Биология — наука о живом мире

О чём вы узнаете в этой главе:
• чем отличаются живые организмы от неживых тел;
• как изучают живую природу;
• что такое клетка живого организма.

Что вы научитесь делать:
• работать с увеличительными приборами;
•изучать объекты природы под лупой и микроскопом;
• объяснять, какие вещества находятся в клетках;
• различать методы исследования в природе.


§ 1. Наука о живых организмах

Вспомните
• Как человек использует в своей жизни живые организмы?
• Кто изучает живую природу?

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТЫ
   • Как человек использует в своей жизни живые организмы?
Ответ. В своей жизни человек использует живые организмы в качестве пищи (мясо, молоко, яйцо, мед, хлеб, овощи, фрукты), для изготовления тканей, лекарств, строительных материалов, украшения жилищ и улиц, транспорта, охраны.
• Кто изучает живую природу?
Ответ. Живую природу изучают ученые-биологи, путешественники, натуралисты, работники медицины и сельского хозяйства.

 

Человек и природа.

С древних времён человек связан с окружающей его живой природой, во многом жизнь людей зависела от охоты и рыболовства. Мясо диких животных было одним из основных источников питания (рис. 1). Шкуры и кожа шли на изготовление одежды, сухожилия использовались для тетивы лука, как нитки для шитья. Из костей изготавливали наконечники для стрел, рукоятки ножей, скребки.

Первобытные люди собирали семена, плоды, выкапывали корни растений, поэтому мы их теперь называем собирателями. Часто то, что удалось собрать в природе, было основной пищей человека.

Шло время, люди, наблюдая за дикорастущими растениями, научились выращивать их возле своих жилищ — возникло земледелие. Человек вывел культурные растения, которые сейчас обеспечивают его продуктами питания, сырьём для текстильной промышленности, для изготовления лекарств (рис. 2).

Рис. 2. Культурные растения

Отлавливая диких животных, наблюдая за ними, древние люди смогли приручить некоторых из них. Первым домашним животным стала собака — верный помощник на охоте. До сих пор домашние животные обеспечивают людей продуктами питания и сырьём для промышленности. В настоящее время представить жизнь современного человека без живых организмов невозможно.

Человек много знает об окружающих его живых организмах, но многие из них ещё не изучены, не известны их полезные для человека свойства и качества.

Наука о живой природе.

В живой природе мы обычно видим крупных животных и растения, но рядом с нами живут и такие существа, которых мы не видим простым глазом. В почве, в водоёмах обитают микроскопические грибы, животные, водоросли и бактерии. Всё их тело — одна-единственная маленькая клетка, это — одноклеточные организмы. Те растения, грибы и животные, которых мы видим вокруг себя или в лесу, в парке, — это многоклеточные организмы.

В природе существуют полезные для человека растения, но есть и сорные. Некоторые животные — это вредители культурных растений, уничтожающие урожай и запасы продуктов питания (рис. 3).

Существуют ядовитые растения и грибы, вызывающие отравления у человека, животные, вызывающие у него различные болезни (малярию, чесотку, глистные заболевания). Живой мир очень разнообразен.

Живые организмы — важная часть природы. Человек и живые организмы зависят друг от друга. Зная особенности строения, жизнедеятельности, роль организмов в природе, человек может эффективнее их использовать, защищать урожаи культурных растений от сорняков и вредителей, своё здоровье — от болезней, он может организовывать охрану редких и исчезающих видов растений и животных. Эти и многие другие вопросы решает наука биология (от греческих слов биос — «жизнь» и логос — «учение»). Биология изучает строение и жизнедеятельность живых организмов, их многообразие, происхождение и развитие.

Перед учёными-биологами стоит важная задача — как спасти исчезающие виды растений, грибов и животных, как сохранить живую природу, которая страдает в результате деятельности человека.

Современная биология — это «семья», состоящая из множества биологических наук. Самые крупные из них — это ботаника (изучает растения), микология (изучает грибы), зоология (изучает животных), микробиология (изучает бактерии).

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Человек тесно связан с другими живыми существами планеты. Биология — это наука о жизни и живых организмах.

Вопросы после § 1

  1. Какова роль растений и животных в жизни человека?
  2. Что изучает биология?
  3. Почему появились культурные растения и домашние животные?
  4. Какие биологические науки вы знаете?
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТЫ
1. Какова роль растений и животных в жизни человека?
Ответ. Растения и животные с древних времен для человека являются пищей (мясо, рыба, семена, плоды), используются для изготовления одежды, лекарств, орудий труда. В настоящее время выведены культурные растения, которые обеспечивают продуктами питания и используются в текстильной промышленности. Прирученные животные служат для охраны, охоты, обеспечения продуктами питания и сырьем для промышленности. Кроме того, существуют сорные и ядовитые растения, ядовитые грибы, вызывающие отравления, некоторые животные уничтожают урожаи, запасы продуктов питания, вызывают различные заболевания.
2. Что изучает биология?
Ответ. Биология изучает строение и жизнедеятельность живых организмов, их многообразие, происхождение и развитие.
3. Почему появились культурные растения и домашние животные?
Ответ. Предками культурных растений являются дикорастущие. Они появились в результате выращивания дикорастущих растений возле жилищ человека, наблюдений за ними и создания, благоприятных условий для их жизни.
4. Какие биологические науки вы знаете?
Ответ. Самые крупные биологические науки – это ботаника (изучает растения), зоология (изучает животных) и микробиология (изучает бактерии).

 


Вы смотрели: Биология 5 Пономарёва Учебник §1 «Наука о живых организмах» с ответами на вопросы из учебника. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

<< § 27   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 2 >>

 

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней