Биология 5 Пономарёва Учебник §2

Биология 5 Пономарёва Учебник §2 «Свойства живого» с ответами на вопросы из учебника. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

Биология 5 класс (Пономарёва) Учебник §2

<< § 1   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 3 >>

§ 2. Свойства живого

Вспомните
• Что такое живая природа?
• Как называется мир, в котором живёт человек?

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТЫ
• Что такое живая природа?
Ответ. Живая природа – это все живые организмы (растения, животные, грибы, микроорганизмы), населяющие нашу планету.
   • Как называют мир, в котором живет человек?
Ответ. Мир, в котором живет человек называю живой природой.

Что называют живым?

Мы начинаем изучать удивительный мир живых организмов. Они населяют леса, степи, озёра, реки и океаны, почву, горы и пещеры. Все вместе эти организмы, да и сами леса, степи, болота представляют собой то, что называют живой природой. Она окружает нас, и мы в ней живём. Каждый из нас уверен, что знает, что живое, а что нет (рис. 4). Например, голубь, ворона, кошка, собака, ромашка, яблоня — тела живой природы, а Солнце, Луна, камень, стекло, комок глины — тела неживой природы. Но это всё хорошо известные нам объекты. А если нужно изучить неизвестный объект, как определить, к какой группе тел он относится? Чтобы не ошибиться, нужно хорошо знать признаки живой и неживой природы (рис. 5).
Биология 5 Пономарёва Учебник §2

Свойства живого.

Тела живых организмов состоят из клеток. Сходны они и по составу образующих их веществ. Всё живое питается и дышит. В ходе этих процессов организмы потребляют необходимые вещества и энергию. Ненужные вещества, которые образуются в процессе жизнедеятельности, организмы выделяют в окружающую среду. Таким образом, между организмами и окружающей средой постоянно происходит обмен веществ и энергии.

Всё живое активно реагирует на изменения в окружающей среде, то есть обладает раздражимостью. Неживые тела этим свойством не обладают (рис. 6).

Рис. 5. Признаки живой природы. Рис. 6. Реакция на прикосновение: живое и неживое

Живые организмы способны двигаться. Особенно подвижны животные. В движении они добывают себе пищу, спасаются от врагов. Растения тоже подвижны, хотя их движения не так заметны: в течение дня листья растений поворачиваются так, чтобы поймать как можно больше солнца, корни тянутся к воде, а цветки распускаются в зависимости от времени суток.

Всё живое растёт и развивается. Рост — это увеличение размеров тела. В процессе развития организм не только увеличивается в размерах, но и приобретает новые свойства: из семени развивается растение, из яйца — бабочка, из икринки — рыба (рис. 7). Таких свойств нет у камня, комка глины, стекла — тел неживой природы.

Рис. 7. Развитие живых организмов (тюльпан, капустница, тунец)

Все живые организмы способны к размножению, то есть к воспроизведению себе подобных. Каждый организм на нашей планете стремится оставить потомство. Не обладай живые организмы этим свойством, жизнь на Земле давно бы исчезла. Все организмы обладают признаками, полученными от родителей. Способность организмов передавать свои признаки и свойства называют наследственностью, а способность приобретать новые — изменчивостью.

Обмен веществ и энергии, рост, развитие, размножение — все эти процессы свойственны живым существам — организмам. Их считают особой единицей живой природы.

Организмы — важная единица живой природы.

Жизнь организмов всецело зависит от условий окружающей среды. В благоприятных условиях живые существа развиваются и растут быстро, при неблагоприятных развиваются медленно и плохо растут. Это служит доказательством, что организмы реагируют на изменения условий окружающей среды и зависят от них.

Органы организма.

В отличие от неживых тел, живые организмы в своём теле имеют органы, которые выполняют особые функции, то есть особую работу: конечности животных служат для передвижения или захвата пищи, глаза помогают увидеть опасность, уши — слышать то, что происходит вокруг. С помощью лёгких собака, кошка, кит дышат, а сердце осуществляет движение крови по кровеносным сосудам. У растений корни поглощают из почвы воду с минеральными солями, а листья улавливают энергию солнечного света.

Орган — это часть организма, которая выполняет в нём особую функцию и обладает особым строением.

При нарушении работы какого-либо органа в организме может произойти нарушение в работе других органов. Например, если лёгкие у животного перестают работать, то все другие органы начинают испытывать недостаток кислорода и организм может погибнуть.

Все органы в организме тесно связаны между собой, работают согласованно, дополняя друг друга. Согласованная работа органов обеспечивает жизнь организма как единого существа — его целостность.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Совокупность всех живых организмов называют живой природой. Основные признаки живого — обмен веществ, питание, дыхание, выделение, размножение, рост и развитие, наследственность и изменчивость.

Вопросы после § 2

  1. Что такое живая природа?
  2. Какие объекты являются частью живой природы?
  3. Докажите, что растение — живой организм.
  4. Какова роль обмена веществ в жизни живых организмов?
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТЫ
   1. Что такое живая природа?
Ответ. Живая природа – это совокупность всех живых организмов и условий их обитания.
2. Какие объекты являются частью живой природы?
Ответ. Частью живой природы являются объекты, способные к обмену веществ, передвижению, раздражимости, росту, развитию, размножению.
3. Докажите, что растение живой организм.
Ответ. Растение живой организм, так как совершает обмен веществ и энергии с неживой природой (поглощает свет, воду, минеральные вещества), образует органические вещества, которыми питаются животные, способно к незначительному передвижению, обладает способностью к росту, развитию размножению.
4. Какова роль обмена веществ в жизни организма?
Ответ. За счет обмена веществ происходят все важнейшие жизненные процессы – питание, дыхание, выделение ненужных организму веществ. Обмен веществ происходит между живым организмом и окружающей средой.

 


Вы смотрели: Биология 5 Пономарёва Учебник §1 «Свойства живого» с ответами на вопросы из учебника. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

<< § 2   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 3 >>

 

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней