Биология 5 Пономарёва Учебник §3 «Методы изучения живых организмов» с ответами на вопросы из учебника. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
Биология 5 класс (Пономарёва) Учебник §3
<< § 2 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 4 >>
§ 3. Методы изучения живых организмов
Вспомните
• Кто изучает природу?
• Какие приборы используют в изучении природы?
Как изучают живые организмы?
На протяжении многих лет изучения природы исследователи применяют примерно одни и те же общие методы. При этом совсем не важно, какой именно объект они изучают — животное, растение, гриб или какой-либо микроорганизм: общие методы изучения природы пригодны для любых исследований. Давайте познакомимся с работой учёного-орнитолога (орнитолог — это биолог, изучающий птиц) и узнаем, какие методы он использует.
Ранним весенним утром орнитолог отправляется в один из лесов на просторах нашей страны. Стараясь двигаться как можно тише, учёный подходит поближе к гнёздам различных птиц и подолгу в бинокль наблюдает за поведением взрослых особей и птенцов, то есть осматривает узучаемый объект, замечает его особенности, не изменяя его (рис. 8). Этот метод так и называют — наблюдение.
Все свои наблюдения учёный подробно описывает в полевом дневнике — этот метод называют описанием (рис. 9). При этом он перечисляет выявленные признаки внешнего облика птиц, особенности поведения взрослых особей и птенцов и т. д.
Особо важные объекты наблюдений орнитолог обследует вблизи — взвешивает птенцов (если каждый день взвешивать одного и того же птенца, то можно точно определить скорость его роста и развития), измеряет величину яиц (рис. 10), длину растущих перьев у птенцов, ширину и глубину гнёзд, высоту расположения гнёзд над землёй и многое другое. Это метод, называемый измерением.
Многие гнёзда находятся внутри искусственных сооружений — скворечников. Эти домики для птиц орнитолог со своими помощниками сделали ещё зимой и заранее развесили на деревьях. Все скворечники немного отличаются друг от друга — одни более крупные, другие поменьше. У одних большое отверстие для входа внутрь (леток), у других — маленькое. Одни сколочены из гладких, оструганных досок, другие — из шершавых, не-оструганных кусков дерева (рис. 11). Учёный специально предложил птицам на выбор разные варианты домиков, чтобы опытным (экспериментальным) путём определить, какие из искусственных гнездовий окажутся наиболее удобны для разных видов птиц. Таким образом, учёный использовал метод, который называют экспериментом.
Что делают в лаборатории?
Сделав все запланированные наблюдения и измерения, орнитолог возвращается в лабораторию. Здесь он внимательно перечитывает записи, сделанные в полевом дневнике, проводит необходимые вычисления, составляет различные графики и таблицы. Затем учёный сравнивает новые полученные результаты с теми данными, которые накопились у него за предыдущий период наблюдений. Он сравнивает среднее количество птенцов в гнёздах в этом году и в прошлом, сроки гнездования и вылета птенцов в разные годы (рис. 12). Это метод сравнения.
Закончив основную часть работы, орнитолог начинает обдумывать, как может сложиться дальнейшая жизнь птиц. Например, заметив на графике увеличение численности серых ворон за последние несколько лет, учёный может предположить, что число ворон и дальше будет расти. Это может повлиять на численность других птиц. Также на численность птиц влияют изменения погоды, вырубка лесов и многие другие факторы. Учитывая все эти факторы, учёный моделирует состояние птичьего поголовья и на основании модели делает прогноз на последующие годы. Метод моделирования особенно широко используется в наше время благодаря развитию компьютерной техники.
ВЫВОД: Методы изучения природы позволяют исследовать свойства живого мира разными способами.
Вопросы после § 3
- Какие методы изучения природы вы узнали?
- Как можно использовать компьютер при биологических исследованиях?
- Кого называют орнитологом?
- Укажите главное различие между методами наблюдение и эксперимент.
Биологи, проводя исследование в живой природе, обычно записывают свои наблюдения в блокноте или небольшой книжке. Такие записи делают простым грифельным карандашом. Карандашные записи не размокают ни под дождём, ни во время снегопада, не выцветают и не исчезают даже при длительном хранении. Чтобы карандаш не потерялся, его привязывают верёвочкой к блокноту — так карандаш будет под рукой, если неожиданно встретится какой-то интересный объект наблюдения.
Вы смотрели: Биология 5 Пономарёва Учебник §3 «Методы изучения живых организмов» с ответами на вопросы из учебника. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
<< § 2 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 4 >>