Биология 5 Пономарёва Учебник §4 «Увеличительные приборы» с ответами на вопросы из учебника. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
Биология 5 класс (Пономарёва) Учебник §4
<< § 3 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 5 >>
§ 4. Увеличительные приборы
Вспомните
• Как исследуют природу?
• Как записывают наблюдения?
Зачем нужны увеличительные приборы?
Вы уже знаете, что существуют одноклеточные организмы, невидимые простым глазом. Их удалось обнаружить не сразу, ведь размеры клеток очень малы. Не сразу узнали, что и знакомые человеку животные и растения — существа многоклеточные. Для изучения строения клеток нужно использовать увеличительные приборы (рис. 13). С помощью лупы можно рассматривать форму клеток, определять их размеры, но детали строения изучить невозможно. Методы изучения клетки обязательно включают использование увеличительных приборов.
Лупа — самый простой увеличительный прибор. Различают ручные лупы и штативные. Ручные лупы обычно дают увеличение изучаемого объекта в 2-5 раз, штативные лупы — в 10—25 раз. В штативных лупах линза закреплена на специальном штативе.
Для изучения микрообъектов исследователи используют более сложный увеличительный прибор — микроскоп (от греческих слов микрос — «малый», скоп — «смотрю»). Микроскоп был изобретён в конце XVI в. Первым, кто применил микроскоп для изучения строения растений, был англичанин Роберт Гук. Рассматривая тонкие срезы пробкового дуба, бузины и стебли других растений, он обнаружил, что они состоят из множества ячеек. Он дал им название — клетки.
Позднее нидерландский натуралист Антоний ван Левенгук создал уникальные линзы, которые давали увеличение в 270 раз. С их помощью удалось увидеть мир микроскопических организмов, прежде скрытый от глаз человека.
Устройство светового микроскопа.
Микроскоп даёт увеличение в десятки, сотни и даже тысячи раз. Чтобы микроскоп долго служил, нужно его изучить и правильно им пользоваться.
Важная часть микроскопа — линзы (рис. 14). Они расположены в объективе, который обращён к изучаемому объекту, и окуляре, к которому приближается глаз. Окуляр крепится к верхней части тубуса (зрительной трубки), а объектив — к его нижней части. Тубус можно поднимать и опускать с помощью регулировочного винта, что позволяет настроить резкость изображения. С помощью зеркала улавливают луч света и направляют его через специальное отверстие в предметном столике, на котором крепится изучаемый объект. Все части микроскопа крепятся на штативе.
Для того чтобы изучить с помощью микроскопа строение какого-либо объекта, например органа растения, готовят микропрепарат. Для этого делают очень тонкий срез, помещают на предметное стекло в каплю воды и накрывают покровным стеклом. Готовый препарат размещают на предметном столике и закрепляют зажимами.
Правила работы с микроскопом
- Хранить микроскоп следует в футляре.
- Переносить микроскоп, вынутый из футляра, надо двумя руками: одной — держать за штатив, а другой — поддерживать микроскоп снизу, за подставку.
- Во время настройки зрительной трубы надо следить, чтобы линзы объектива не коснулись микропрепарата.
- Не надо трогать руками увеличительные стёкла окуляра и объектива.
- Не снимайте окуляр со зрительной трубы без надобности.
- Просмотр микропрепарата надо всегда начинать с малого увеличения объектива. Большое увеличение используйте только при необходимости.
- По завершении работы уберите микропрепарат с предметного столика, протрите столик чистой салфеткой, поставьте в нерабочее положение тубус и зеркало. При необходимости уберите микроскоп в футляр.
Лабораторная работа № 1
Тема: «Изучение строения увеличительных приборов»
Цель: научиться работать с увеличительными приборами, изучить правила поведения в кабинете биологии.
Оборудование: лупа, штативная лупа, микроскоп, ткани плодов томата, арбуза, готовые микропрепараты, инструкция о правилах поведения в кабинете биологии.
Ход работы
Задание 1
1. Рассмотрите ручную и штативную лупы. Найдите основные части. Узнайте их назначение.
2. Рассмотрите невооружённым глазом мякоть помидора, арбуза. Видите ли вы клетки?
3. Рассмотрите кусочки мякоти помидора, арбуза под лупой. Опишите увиденное. Смогли ли вы рассмотреть отдельные клетки?
Задание 2
1. Рассмотрите микроскоп. Найдите основные части. Узнайте их назначение. Познакомьтесь с правилами работы с микроскопом.
2. Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат. Отработайте основные этапы работы с микроскопом.
ВЫВОДЫ. Строение клеток, тканей и органов живых организмов изучают с помощью увеличительных приборов — луп и микроскопов. Благодаря изобретению микроскопа было установлено, что все живые организмы имеют клеточное строение.
Вопросы после § 4
- Что такое микроскоп?
- Что служит основной частью тубуса?
- Какую роль играют линзы?
- Каковы функции зеркала в микроскопе?
Для исследований клетки в 1930-е гг. был построен электронный микроскоп, дающий увеличение в миллионы раз. Обычный микроскоп называют световым, потому что источником освещения просматриваемого объекта служит свет, а в электронном микроскопе вместо светового потока используют поток электронов.
Обеспечим свою безопасность:
правила поведения в кабинете биологии
- соблюдайте дисциплину в кабинете биологии, точно выполняйте все указания учителя;
- не держите на рабочем месте посторонние предметы, приборы, не приносите с собой посторонние вещества, не загромождайте проходы в классе сумками и портфелями;
- перед выполнением работы изучите её задачи и ход её выполнения; • располагайте приборы, оборудование и материалы для исследований в порядке, указанном в инструкции или заданном учителем;
- соблюдайте аккуратность при работе с приборами и химическими реактивами;
- немедленно сообщайте учителю обо всех неисправностях в лабораторном оборудовании, о травмах, о плохом самочувствии;
- по окончании работы сдайте учителю или лаборанту приборы и оставшиеся материалы, приведите своё рабочее место в порядок;
- тщательно вымойте руки с мылом и вытрите их салфеткой.
Вы смотрели: Биология 5 Пономарёва Учебник §4 «Увеличительные приборы» с ответами на вопросы из учебника. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
<< § 3 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 5 >>