Биология 5 Пономарёва Учебник §7 «Процессы жизнедеятельности клетки» с ответами на вопросы из учебника. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
Биология 5 класс (Пономарёва) Учебник §7
<< § 6 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ Итоги Главы 1 >>
§ 7. Процессы жизнедеятельности клетки
Вспомните
• Из каких частей состоит клетка?
• Какова роль цитоплазмы в клетке?
Жизнедеятельность клетки.
Каждой клетке присущи все признаки живого. Она дышит, питается, размножается, реагирует на внешнее воздействие, то есть живёт. Все сложные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, рост и другие) происходят во взаимосвязанных частях клетки. Вещества, образовавшиеся в них, перемещаются в цитоплазме, соединяются с другими веществами с образованием новых веществ, которые распадаются, видоизменяются и обеспечивают клетку энергией, необходимой для жизни. Такие процессы образования веществ и их распада в клетке называют обменом веществ.
Обмен веществ — главное проявление жизни клетки и всего организма.
В процессе жизни клетка растёт. В растительной клетке увеличивается объём цитоплазмы, мелкие вакуоли с накопившимися в них веществами сливаются в одну большую вакуоль. С увеличением размеров вакуоли увеличивается и размер клетки, а клеточная мембрана и клеточная стенка растягиваются (рис. 25).
Важнейшим свойством клетки является её способность к размножению. Оно происходит путём деления клетки на две части.
Деление клетки — это сложный процесс, в результате которого из одной клетки образуется две. Этому предшествует удвоение наследственного материала — хромосом (рис. 26). Главное событие деления — разделение хромосом на две равные части. После этого происходит разделение цитоплазмы. В итоге из одной материнской клетки образуются две подобные ей дочерние клетки. Размножение присуще клеткам всех живых организмов.
Деление клетки — это процесс размножения, так как происходит ^ увеличение числа клеток.
Размножение, рост и развитие клетки тесно взаимосвязаны. По мере накопления минеральных и органических веществ клетка увеличивается в размерах (растёт), но при этом она развивается — приобретает новые качества, в том числе такие, которые обеспечивают возможность деления.
Все новые клетки в организмах возникают только из клеток путём их деления. При делении дочерние клетки получают такой же наследственный материал, какой имела исходная клетка. Это обеспечивает передачу всех признаков от материнской клетки к дочерним.
Клетка — это наименьшая живая часть организма, она служит основной единицей строения и жизнедеятельности организма.
Клетка — живая система.
Ядро, цитоплазма, мембрана и вакуоли — основные части клетки. Они активно участвуют во всех процессах жизнедеятельности, дополняя друг друга, и каждая часть клетки выполняет свои особые функции. От работы одной части клетки зависит работа всех остальных частей. Непрерывная работа всех частей клетки обеспечивает её жизнь как единого целого, как особой живой системы (биосистемы).
Клетка — это живая система (биосистема), все части которой работают согласованно.
Великие естествоиспытатели.
С древних времён в человеческом обществе всегда были люди, которые пытались понять мир, в котором живут. Долгое время они собирали факты, описывали явления, систематизировали их, пытались найти между ними связи. Они изучали Солнечную систему, строение почвы, минералов, горных пород, многообразие и строение растений и животных, тело человека, работу его органов и многое другое. Это были учёные-универсалы: они изучали всю природу — и живую, и неживую. Таких учёных называли натуралистами (от латинского слова натура — «природа»). В России природу в старину называли «естество», поэтому науки о природе называют естественными, а учёных — естествоиспытателями.
В наши дни учёные выбирают для изучения разные объекты и проблемы: астрономы исследуют космос, звёзды, планеты, биологи — жизнь, строение, развитие, происхождение живых организмов, географы — строение Земли, химики — вещества и их превращения, физики — явления неживой природы. Такое разделение позволяет исследовать объекты тщательнее и получать более глубокие знания.
Аристотель (384-322 гг. до н. э.) — один из основателей биологии, исследовал внешнее и внутреннее строение животных, первым обобщил биологические знания, накопленные до него человечеством, заложил основы систематики животных.
Теофраст (372-287 гг. до н. э.) — создал первую систему ботанических понятий, первым обобщил знания о растениях, объединив свои наблюдения с практическими знаниями земледельцев и врачей.
В древние времена среди учёных-натуралистов были те, кто посвятил свои труды изучению живой природы. Знаменитый древнегреческий мыслитель Аристотель исследовал животных, его ученик Теофраст — растения. Этих учёных можно было бы назвать первыми биологами, вот только само слово «биология» появилось лишь в XIX в.
С середины XVIII в. всё больше учёных стали заниматься изучением разнообразия растений и животных планеты. Упорядочению новых знаний способствовали труды шведского натуралиста Карла Линнея. Он предложил давать научные названия животным и растениям на латинском языке. Раньше исследователи по-разному называли одно и то же растение или животное и не могли понять друг друга. Благодаря Линнею каждый вид живых организмов получил своё неповторимое имя, понятное всем учёным Земли.
Английский натуралист Чарлз Дарвин впервые дал научное обоснование происхождения видов живых организмов. Он объяснил причины огромного разнообразия растений, животных и других живых существ.
Карл Линней (1707-1778) — создал классификацию организмов, которая использовалась на протяжении многих лет.
Чарлз Дарвин (1809-1882) — создал эволюционное учение, объясняющее возникновение современных видов живых организмов.
Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) — русский учёный, создатель учения о биосфере (от греческих слов биос — «жизнь» и сфера — «шар»). Биосфера — оболочка жизни. В неё входят все живые обитатели нашей планеты.
Николай Иванович Вавилов (1887—1943) — русский учёный, путешественник, в многочисленных дальних экспедициях изучал многообразие и географическое распространение культурных растений, определил центры многообразия и происхождения культурных растений.
Вопросы после § 7
- Как происходит рост клетки?
- Почему деление клетки называют процессом размножения клетки?
- Какую роль в жизни клетки играет обмен веществ?
- По каким признакам судят, что клетка — это живая система?
- Можно ли утверждать, что в обычной клетке идут все процессы, характерные для живого организма?
Вы смотрели: Биология 5 Пономарёва Учебник §7 «Процессы жизнедеятельности клетки» с ответами на вопросы из учебника. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
<< § 6 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ Итоги Главы 1 >>