УМК для 5 класса: Биология 5 Пономарёва Учебник Глава 1 Итоги «Подведём итоги» с ответами на вопросы из учебника. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
Биология 5 класс (Пономарёва) итоги Главы 1
<< § 7 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 8 >>
Подведём итоги Главы 1.
Проверьте себя
- Что такое природа?
- Чем живая природа отличается от неживой?
- Перечислите основные свойства живых организмов.
- Какие вещества относятся к органическим?
- Что общего в строении тел всех живых организмов?
- Как размножается клетка?
- Сравните роль ядра и цитоплазмы в жизнедеятельности клетки.
- Какие методы изучения природы вы знаете?
- Что является основной частью микроскопа?
- Назовите главные части клетки.
- Почему клетку считают живой системой?
- По каким признакам различают ткани у организмов?
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТЫ
1. Что такое природа?
Ответ: Природа — всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир.
2. Чем живая природа отличается от неживой?
Ответ: Живая природа, в отличие, от неживой, обладает такими признаками, как обмен веществ, рост, развитие, размножение, раздражимость, наследственность, изменчивость.
3. Перечислите основные свойства живых организмов.
Ответ: Основные свойства живого — обмен веществ, питание, дыхание, развитие, наследственность и изменчивость.
4. Какие вещества относятся к органическим?
Ответ: К органическим веществам относят белки, жиры и углеводы.
5. Что общего в строении тел всех живых организмов?
Ответ: Все живые организмы имеют клеточное строение, состоят из органических и неорганических веществ.
6. Как размножается клетка?
Ответ: Размножение клетки происходит путём её деления на две части. Этому предшествует удвоение наследственного материала — хромосом. После чего происходит разделение цитоплазмы. В итоге из одной материнской клетки образуются две подобные ей дочерние клетки.
7. Сравните роль ядра и цитоплазмы в жизнедеятельности клетки.
Ответ: В ядре хранится наследственная информация о данной клетке и организме в целом, а цитоплазма связывает все части клетки.
8. Какие методы изучения природы вы знаете?
Ответ: К методам изучения природы относят наблюдение, описание, измерение, эксперимент, сравнение, моделирование.
9. Что является основной частью микроскопа?
Ответ: Основной частью микроскопа являются линзы, расположенные в объективе, который обращён к изучаемому объекту, и окуляре, к которому приближается глаз.
10. Назовите главные части клетки.
Ответ: Основные части клетки — ядро, цитоплазма и клеточная мембрана.
11. Почему клетку считают живой системой?
Ответ: Клетку считают живой системой, потому что все части клетки работают согласованно, активно участвуют во всех процессах жизнедеятельности, дополняя друг друга.
12. По каким признакам различают ткани у организмов?
Ответ: Ткани у организмов различают по функциональности. В многоклеточных организмах различные ткани выполняют разные функции. Например, покровная ткань защищает снаружи все органы растения, а проводящая ткань осуществляет передвижение растворённых питательных веществ по растению.
Выполните задания
А. Задания на сравнение и объяснение.
- Сравните строение растительных и животных тканей.
- Объясните, почему клетку считают основной единицей строения живых организмов.
- Объясните, почему знания о живых организмах важны каждому человеку.
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТЫ
1. Сравните строение растительных и животных тканей.

2. Объясните, почему клетку считают основной единицей строения живых организмов.
ОТВЕТ: Клетку считают основной единицей строения живых организмов, потому что все живые организмы состоят из клеток. Сходные по строению и функциям клетки образуют ткани. Из тканей формируется тело организма.
3. Объясните, почему знания о живых организмах важны каждому человеку.
ОТВЕТ: Зная особенности строения, жизнедеятельности, роль организмов в природе, человек может эффективнее их использовать, защищать урожаи культурных растений от сорняков и вредителей, своё здоровье – от болезней, он может организовывать охрану редких и исчезающих видов растений и животных. Зная особенности выращивания растений, мы можем выводить новые сорта растений, получать хорошим урожаи. Знания о живых организмах позволяют использовать их в пищу, для приготовления продуктов питания (например, для изготовления сыра, творога используются молочнокислые бактерии), изготовления тканей, строительных материалов, лекарств.
Б. Выберите правильный ответ.
- Клетку окружает и отделяет от внешней среды
а) клеточная мембрана
б) ядро
в) цитоплазма
г) вакуоль - Гемоглобин — это
а) углевод
б) витамин
в) белок крови
г) жир - Наука о живой природе носит название
а) физика
б) химия
в) биология
г) география
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТЫ
1. Клетку окружает и отделяет от внешней среды (а) клеточная мембрана. Клеточная мембрана покрывает клетку снаружи. Она защищает внутреннее содержимое клетки от воздействия внешней среды. Выросты и складки мембраны способствуют прочному соединению клеток между собой.
2. Гемоглобин — это (в) белок крови. Гемоглобин доставляет к клеткам организма позвоночных животных и человека кислород и удаляет углекислый газ.
3. Наука о живой природе носит название (в) биология. Биология изучает строение и жизнедеятельность живых организмов, их многообразие, происхождение и развитие.
В. Составьте слово, которое содержит предложенные гласные буквы в указанном порядке.
- Буквы е, е, и, е.
- Буквы и, о, а, а.
- Буквы я, о.
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТЫ
1. Буквы е, е, и, е. ОТВЕТ: деление.
2. Буквы и, о, а, а. ОТВЕТ: цитоплазма.
3. Буквы я, о. ОТВЕТ: ядро.
Г. Найдите лишнее понятие среди предложенных.
- Ядро, цитоплазма, лупа, клеточная мембрана.
- Клеточная стенка, ткань, вакуоль, хлоропласт.
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТЫ
1. Ядро, цитоплазма, лупа, клеточная мембрана.
ОТВЕТ: лишнее слово – лупа. Ядро, цитоплазма и клеточная мембрана — части клетки, а лупа — увеличительный прибор.
2. Клеточная стенка, ткань, вакуоль, хлоропласт.
ОТВЕТ: лишнее слово – ткань. Клеточная стенка, вакуоль, хлоропласт — части растительной клетки, ткань — группа клеток, сходных по строению, функциям.
Обсудите с друзьями
- Почему биологические знания нужны каждому образованному человеку?
- Почему хозяйственная деятельность человека часто приводит к гибели живых организмов?
- Почему жизнь живых организмов неразрывно связана с неживой природой?
- Что случится, если при делении дочерние клетки многоклеточного организма не будут отделяться друг от друга, но будут вновь и вновь делиться надвое?
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТЫ
1. Почему биологические знания нужны каждому образованному человеку?
ОТВЕТ: Биологические знания позволяют выводить новые сорта растений и породы животных, рационально использовать природные ресурсы, защитить исчезающие виды растений и животных. Знание биологии позволяет человеку сохранить своё здоровье, лечить болезни, улучшить экологическую обстановку (не разводить костры в неположенном месте, выбрасывать мусор в мусорные контейнеры, при этом сортируя его и др.).
2. Почему хозяйственная деятельность человека часто приводит к гибели живых организмов?
ОТВЕТ: Хозяйственная деятельность человека часто приводит к гибели живых организмов, потому что в результате часто происходят загрязнение среды промышленными и бытовыми отходами. У живых организмов отнимают места проживания, пищу, загрязняют воду, воздух, почву. Это ведёт к истощению природных ресурсов, а затем и вымиранию видов растений и животных. Исчезновение одного вида организмов неизбежно ведет к гибели еще нескольких, связанных с ним процессами питания, опыления, переноса плодов и семян и т. д.
3. Почему жизнь живых организмов неразрывно связана с неживой природой?
ОТВЕТ: Неживая природа является для живых организмов источником тепла, света, воздуха, воды, минеральных веществ, местом проживания (вода, почва, воздушная среда). Неживая природа влияет на живую посредством ветра, сменой дня и ночи, времен года, стихийными явлениями.
4. Что случится, если при делении дочерние клетки многоклеточного организма не будут отделяться друг от друга, но будут вновь и вновь делиться надвое?
ОТВЕТ: В случае если при делении дочерние клетки многоклеточного организма не будут отделяться друг от друга, но будут вновь и вновь делиться надвое, могут все клетки погибнуть, так как не смогут нормально функционировать и развиваться.
Выскажите своё мнение
Верно ли утверждение, что все живые организмы произошли от одного общего предка?
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТЫ
ОТВЕТ: Данное утверждение может быть верным. Все живые организмы имеют клеточное строение, обладают схожими процессами дыхания, питания, размножения.
Обеспечим свою безопасность:
работа с приборами и инструментами
Изучая объекты, работая с приборами и инструментами при выполнении лабораторно-практических заданий, соблюдайте правила поведения в кабинете биологии.
Работа с моделями, схемами, таблицами
Выполните одно из предложенных заданий.
- Сделайте из цветного пластилина или другого материала модель растительной или животной клетки.
- Вместе со взрослыми изучите многообразие птиц в вашей местности (в парке, на дачном участке, в лесу). Сделайте рисунки этих птиц.
- Выразите информацию о клетке как о живой системе в виде краткой записи или схемы (рисунка), назвав её «Клетка — живая система».
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТЫ
Выбрано задание № 3. Выразите информацию о клетке как о живой системе в виде краткой записи или схемы (рисунка), назвав её «Клетка — живая система».
ОТВЕТ: схема «Клетка — живая система»

Во время питания и дыхания клетка получает сложные химические вещества, которые взаимодействуют с веществами, образованными частями клетки, в результате чего они распадаются, видоизменяются. При этом образуется энергия, направленная на развитие, размножение, рост, реагирование на внешние воздействия. А ненужные вещества выделяются в окружающую среду.
Вы смотрели: Биология 5 Пономарёва Учебник Глава 1 Итоги «Подведём итоги» с ответами на вопросы из учебника. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
<< § 7 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 8 >>