Биология 5 Пономарёва Учебник Глава 1 Итоги

УМК для 5 класса: Биология 5 Пономарёва Учебник Глава 1 Итоги «Подведём итоги» с ответами на вопросы из учебника. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

Биология 5 класс (Пономарёва) итоги Главы 1

<< § 7   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 8 >>

Подведём итоги Главы 1.

Проверьте себя

  1. Что такое природа?
  2. Чем живая природа отличается от неживой?
  3. Перечислите основные свойства живых организмов.
  4. Какие вещества относятся к органическим?
  5. Что общего в строении тел всех живых организмов?
  6. Как размножается клетка?
  7. Сравните роль ядра и цитоплазмы в жизнедеятельности клетки.
  8. Какие методы изучения природы вы знаете?
  9. Что является основной частью микроскопа?
  10. Назовите главные части клетки.
  11. Почему клетку считают живой системой?
  12. По каким признакам различают ткани у организмов?
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТЫ
   1. Что такое природа?
Ответ:
Природа — всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир.
2. Чем живая природа отличается от неживой?
Ответ:
Живая природа, в отличие, от неживой, обладает такими признаками, как обмен веществ, рост, развитие, размножение, раздражимость, наследственность, изменчивость.
3. Перечислите основные свойства живых организмов.
Ответ:
Основные свойства живого — обмен веществ, питание, дыхание, развитие, наследственность и изменчивость.
4. Какие вещества относятся к органическим?
Ответ:
К органическим веществам относят белки, жиры и углеводы.
5. Что общего в строении тел всех живых организмов?
Ответ:
Все живые организмы имеют клеточное строение, состоят из органических и неорганических веществ.
6. Как размножается клетка?
Ответ:
Размножение клетки происходит путём её деления на две части. Этому предшествует удвоение наследственного материала — хромосом. После чего происходит разделение цитоплазмы. В итоге из одной материнской клетки образуются две подобные ей дочерние клетки.
7. Сравните роль ядра и цитоплазмы в жизнедеятельности клетки.
Ответ:
В ядре хранится наследственная информация о данной клетке и организме в целом, а цитоплазма связывает все части клетки.
8. Какие методы изучения природы вы знаете?
Ответ:
К методам изучения природы относят наблюдение, описание, измерение, эксперимент, сравнение, моделирование.
9. Что является основной частью микроскопа?
Ответ:
Основной частью микроскопа являются линзы, расположенные в объективе, который обращён к изучаемому объекту, и окуляре, к которому приближается глаз.
10. Назовите главные части клетки.
Ответ:
Основные части клетки — ядро, цитоплазма и клеточная мембрана.
11. Почему клетку считают живой системой?
Ответ:
Клетку считают живой системой, потому что все части клетки работают согласованно, активно участвуют во всех процессах жизнедеятельности, дополняя друг друга.
12. По каким признакам различают ткани у организмов?
Ответ:
Ткани у организмов различают по функциональности. В многоклеточных организмах различные ткани выполняют разные функции. Например, покровная ткань защищает снаружи все органы растения, а проводящая ткань осуществляет передвижение растворённых питательных веществ по растению.

Выполните задания

А. Задания на сравнение и объяснение.

  1. Сравните строение растительных и животных тканей.
  2. Объясните, почему клетку считают основной единицей строения живых организмов.
  3. Объясните, почему знания о живых организмах важны каждому человеку.
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТЫ
   1. Сравните строение растительных и животных тканей.
Биология 5 Пономарёва Учебник Глава 1 Итоги
     2. Объясните, почему клетку считают основной единицей строения живых организмов.
ОТВЕТ: Клетку считают основной единицей строения живых организмов, потому что все живые организмы состоят из клеток. Сходные по строению и функциям клетки образуют ткани. Из тканей формируется тело организма.
     3. Объясните, почему знания о живых организмах важны каждому человеку.
ОТВЕТ: Зная особенности строения, жизнедеятельности, роль организмов в природе, человек может эффективнее их использовать, защищать урожаи культурных растений от сорняков и вредителей, своё здоровье – от болезней, он может организовывать охрану редких и исчезающих видов растений и животных. Зная особенности выращивания растений, мы можем выводить новые сорта растений, получать хорошим урожаи. Знания о живых организмах позволяют использовать их в пищу, для приготовления продуктов питания (например, для изготовления сыра, творога используются молочнокислые бактерии), изготовления тканей, строительных материалов, лекарств.

Б. Выберите правильный ответ.

  1. Клетку окружает и отделяет от внешней среды
    а) клеточная мембрана
    б) ядро
    в) цитоплазма
    г) вакуоль
  2. Гемоглобин — это
    а) углевод
    б) витамин
    в) белок крови
    г) жир
  3. Наука о живой природе носит название
    а) физика
    б) химия
    в) биология
    г) география
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТЫ
    1. Клетку окружает и отделяет от внешней среды (а) клеточная мембрана. Клеточная мембрана покрывает клетку снаружи. Она защищает внутреннее содержимое клетки от воздействия внешней среды. Выросты и складки мембраны способствуют прочному соединению клеток между собой.
2. Гемоглобин — это (в) белок крови. Гемоглобин доставляет к клеткам организма позвоночных животных и человека кислород и удаляет углекислый газ.
3. Наука о живой природе носит название (в) биология. Биология изучает строение и жизнедеятельность живых организмов, их многообразие, происхождение и развитие.  

В. Составьте слово, которое содержит предложенные гласные буквы в указанном порядке.

  1. Буквы е, е, и, е.
  2. Буквы и, о, а, а.
  3. Буквы я, о.
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТЫ
   1. Буквы е, е, и, е. ОТВЕТ: деление.
2. Буквы и, о, а, а. ОТВЕТ: цитоплазма.
3. Буквы я, о. ОТВЕТ: ядро.

Г. Найдите лишнее понятие среди предложенных.

  1. Ядро, цитоплазма, лупа, клеточная мембрана.
  2. Клеточная стенка, ткань, вакуоль, хлоропласт.
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТЫ
   1. Ядро, цитоплазма, лупа, клеточная мембрана.
ОТВЕТ: лишнее слово – лупа. Ядро, цитоплазма и клеточная мембрана — части клетки, а лупа — увеличительный прибор.
2. Клеточная стенка, ткань, вакуоль, хлоропласт.
ОТВЕТ: лишнее слово – ткань. Клеточная стенка, вакуоль, хлоропласт — части растительной клетки, ткань — группа клеток, сходных по строению, функциям.

Обсудите с друзьями

  1. Почему биологические знания нужны каждому образованному человеку?
  2. Почему хозяйственная деятельность человека часто приводит к гибели живых организмов?
  3. Почему жизнь живых организмов неразрывно связана с неживой природой?
  4. Что случится, если при делении дочерние клетки многоклеточного организма не будут отделяться друг от друга, но будут вновь и вновь делиться надвое?
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТЫ
     1. Почему биологические знания нужны каждому образованному человеку?
ОТВЕТ: Биологические знания позволяют выводить новые сорта растений и породы животных, рационально использовать природные ресурсы, защитить исчезающие виды растений и животных. Знание биологии позволяет человеку сохранить своё здоровье, лечить болезни, улучшить экологическую обстановку (не разводить костры в неположенном месте, выбрасывать мусор в мусорные контейнеры, при этом сортируя его и др.).
2. Почему хозяйственная деятельность человека часто приводит к гибели живых организмов?
ОТВЕТ: Хозяйственная деятельность человека часто приводит к гибели живых организмов, потому что в результате часто происходят загрязнение среды промышленными и бытовыми отходами. У живых организмов отнимают места проживания, пищу, загрязняют воду, воздух, почву. Это ведёт к истощению природных ресурсов, а затем и вымиранию видов растений и животных. Исчезновение одного вида организмов неизбежно ведет к гибели еще нескольких, связанных с ним процессами питания, опыления, переноса плодов и семян и т. д.
3. Почему жизнь живых организмов неразрывно связана с неживой природой?
ОТВЕТ: Неживая природа является для живых организмов источником тепла, света, воздуха, воды, минеральных веществ, местом проживания (вода, почва, воздушная среда). Неживая природа влияет на живую посредством ветра, сменой дня и ночи, времен года, стихийными явлениями.
4. Что случится, если при делении дочерние клетки многоклеточного организма не будут отделяться друг от друга, но будут вновь и вновь делиться надвое?
ОТВЕТ: В случае если при делении дочерние клетки многоклеточного организма не будут отделяться друг от друга, но будут вновь и вновь делиться надвое, могут все клетки погибнуть, так как не смогут нормально функционировать и развиваться.

Выскажите своё мнение

Верно ли утверждение, что все живые организмы произошли от одного общего предка?

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТЫ
ОТВЕТ: Данное утверждение может быть верным. Все живые организмы имеют клеточное строение, обладают схожими процессами дыхания, питания, размножения.

Обеспечим свою безопасность:
работа с приборами и инструментами

Изучая объекты, работая с приборами и инструментами при выполнении лабораторно-практических заданий, соблюдайте правила поведения в кабинете биологии.

Работа с моделями, схемами, таблицами

Выполните одно из предложенных заданий.

  1. Сделайте из цветного пластилина или другого материала модель растительной или животной клетки.
  2. Вместе со взрослыми изучите многообразие птиц в вашей местности (в парке, на дачном участке, в лесу). Сделайте рисунки этих птиц.
  3. Выразите информацию о клетке как о живой системе в виде краткой записи или схемы (рисунка), назвав её «Клетка — живая система».
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТЫ
Выбрано задание № 3. Выразите информацию о клетке как о живой системе в виде краткой записи или схемы (рисунка), назвав её «Клетка — живая система».
ОТВЕТ: схема «Клетка — живая система»
схема «Клетка — живая система»
Во время питания и дыхания клетка получает сложные химические вещества, которые взаимодействуют с веществами, образованными частями клетки, в результате чего они распадаются, видоизменяются. При этом образуется энергия, направленная на развитие, размножение, рост, реагирование на внешние воздействия. А ненужные вещества выделяются в окружающую среду.

 


Вы смотрели: Биология 5 Пономарёва Учебник Глава 1 Итоги «Подведём итоги» с ответами на вопросы из учебника. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

<< § 7   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 8 >>

 

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней