5 класс Пасечник Биология Краткое содержание §4 «Методы исследования в биологии» УМК Линия жизни с 2023 года + Рабочая тетрадь к параграфу.
Биология: Краткое содержание
и Рабочая тетрадь к §4.
Краткое содержание §4.
Методы исследования в биологии
- Человек стремился познать природу с глубокой древности.
- Первобытные люди накапливали знания о природе для практических целей.
- Наука возникла из потребностей практики.
Научный метод изучения живой природы
- Научное знание отличается от житейских наблюдений обоснованностью и доказуемостью.
- Научный метод включает практические и теоретические методы.
- Практические методы: наблюдение, измерение, эксперимент.
- Теоретические методы: объяснение результатов, установление закономерностей и законов природы.
Метод наблюдения в биологии
- Наблюдение — восприятие природных объектов или явлений с помощью органов чувств.
- Наблюдение должно быть целенаправленным, проводиться по плану, давать точные результаты и совпадать с повторными наблюдениями.
- Результаты наблюдений записываются в дневник и оформляются в виде отчёта.
Объекты, процессы и явления живой природы
- Объект — то, на что направлена деятельность человека.
- Явление — событие, случай, проявление чего-либо.
- Процесс — последовательность сменяющих друг друга явлений.
Ненаучное познание
- Человек получает знания не только из научных исследований, но и из литературы, искусства, философии и обыденной жизни.
- Искусство и музыка способствуют глубокому постижению природы.
Живые и фиксированные объекты
- Биологические объекты можно исследовать живыми или фиксированными.
- Фиксация сохраняет материал в состоянии, близком к естественному.
- Временные препараты уничтожаются после исследования, постоянные используются многократно.
Эмоционально-чувственное восприятие мира
- Люди пытались объяснить вопросы на основе эмоционально-чувственного восприятия.
- Это отразилось в религиозных учениях и народном творчестве.
- Примеры: легенды о драконах, русалках, мифических животных.
Легенды о драконах
- Легенды о драконах появились в Монголии и распространились в Китае.
- Причина: находки костей динозавров в пустыне Гоби.
- Люди подметили сходство ящериц и змей с динозаврами.
- Увеличенные ящерицы и змеи стали драконами.
- Появление драконов с несколькими головами связано с двумя головами у ящериц и змей.
Научный подход к изучению природы
- Современный научный подход отличается от эмоционально-чувственного.
- Обсудите с одноклассниками отличия научного познания от эмоционально-чувственного восприятия.
Биологические знания и умения
- Биологические знания полезны в повседневной жизни.
- Важно знать природные условия и растения местности.
- Знания приобретаются на уроках, экскурсиях, опытах и наблюдениях.
Фенологические наблюдения
- Фенология изучает сезонные явления в жизни растений и животных.
- Наблюдения помогают понять особенности развития природы и определить сроки работ.
- Проведите фенологические наблюдения за изменениями в жизни растений осенью.
- Запишите изменения в тетрадь и подготовьте сообщение.
- Сравните результаты с другими учащимися и сделайте выводы.
- Продолжайте наблюдения зимой и весной.
Рабочая тетрадь к § 4.
ОТВЕТЫ на задания
из Рабочей тетради
Материал готовится к публикации
Вы смотрели: 5 класс Пасечник Биология Краткое содержание §4 «Методы исследования в биологии» УМК Линия жизни с 2023 года + Рабочая тетрадь к параграфу.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ Методички
Перейти в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.
Смотреть ТЕКСТ параграфа 4.
Посмотреть КОНСПЕКТ § 4.