5 класс онлайн Биология Пасечник Учебник §10 «Клетка — основная единица живого организма». Ознакомительный фрагмент учебника по биологии УМК Линия жизни 2023. Цитаты из учебника 2023 года для 5 класса использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.
Учебник по биологии (Пасечник) § 10.
<< § 9 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 11 >>
§ 10. КЛЕТКА – ОСНОВНАЯ ЕДИНИЦА
ЖИВОГО ОРГАНИЗМА
ВСПОМНИТЕ:
1. Как называют мельчайшие ячейки, из которых состоит мякоть плодов томата?
2. Почему для изучения клеток необходимо использовать увеличительные приборы?
3. Почему световой микроскоп называют световым?
Строение клетки.
Вы уже знаете, что все живые организмы, за исключением вирусов, имеют клеточное строение. Живые организмы могут состоять из одной или множества клеток. В одноклеточном организме происходят все жизненно важные процессы, обеспечивающие его существование: питание, дыхание, обмен веществ, рост и т. д. Поэтому клетку считают наименьшей структурной и функциональной единицей живой природы.
Несмотря на всё многообразие, клетки имеют общий план строения. Каждая клетка имеет три обязательные составляющие: клеточную мембрану, цитоплазму и генетический аппарат (рис. 49).
Клеточная мембрана не только ограничивает внутреннее содержимое клетки, но и защищает её от неблагоприятных влияний окружающей среды. Через клеточную мембрану происходит регулируемый обмен веществ между содержимым клетки и внешней средой.
Под клеточной мембраной находится полужидкое содержимое клетки, называемое цитоплазмой (от греч. китос — сосуд и плазма — образование). В ней располагаются различные органоиды (от греч. органон — орган) и клеточные включения. Цитоплазма объединяет все клеточные структуры и обеспечивает их взаимодействие.
Генетический аппарат — важнейшая часть клетки. Именно он контролирует все процессы жизнедеятельности и определяет способность клетки к самовоспроизведению. В клетках растений, животных и грибов он заключён в ядре и отделён от цитоплазмы ядерной оболочкой. В ядре расположены носители наследственной информации о клетке и организме в целом — хромосомы (от греч. хрома — краска и сома — тельце). Они хранят информацию не только о клетке, в которой они находятся, в них также закодирована информация об особенностях всего многоклеточного организма. В ядре может находиться одно или несколько ядрышек. У бактерий ядра нет и наследственный материал расположен непосредственно в цитоплазме.
Особенности строения клеток.
Клетки организмов, относящихся к разным царствам живой природы, имеют свои особенности. Наиболее просто устроены клетки бактерий. У них нет оформленного ядра, поэтому их относят к доядерным организмам (рис. 50, а). Растения, грибы и животных относят к ядерным организмам, так как в клетках этих организмов есть ядра (рис. 50, б). Клетки растений и животных, как правило, содержат одно ядро, а в клетках грибов может быть два и более ядер. Клетки бактерий, грибов и растений, кроме мембраны, окружающей клетку, обычно имеют оболочку (клеточную стенку), которая выполняет опорную функцию и определяет форму клетки. Она проницаема для воды, солей и многих органических веществ.
Только клетки растений содержат в цитоплазме пластиды. Они бывают бесцветными или окрашенными в различные цвета. В бесцветных пластидах накапливаются запасы питательных веществ. Пластиды, окрашенные в жёлтый и красный цвета, определяют окраску лепестков цветов, осенних листьев, зрелых плодов. Наиболее важнее значение имеют пластиды, окрашенные в зелёный цвет, — хлоропласты (от греч. хлорос — зелёный), содержащие хлорофилл. В хлоропластах происходит процесс фотосинтеза.
Разнообразие клеток.
Клетки растений, животных и грибов в целом сходны по своей организации, но могут отличаться формой, размерами и особенностями строения. Размеры клеток ядерных организмов составляют приблизительно 0,05 мм. Клетки мякоти плодов арбуза но величине достигают нескольких миллиметров и видны невооружённым глазом. А длинные отростки нервных клеток человека достигают длины 1 м.
Клетки могут иметь шаровидную, кубическую, звёздчатую, цилиндрическую или другую форму (рис. 51). Размеры и форма клеток разнообразны и в основном связаны с теми функциями, которые они выполняют.
Клетки бактерий значительно меньше. Их размеры обычно составляют около 0,001 мм, и их с трудом можно различить даже в световой микроскоп. Клетки некоторых бактерий имеют жгутики. Количество жгутиков может быть разным, в зависимости от вида бактерии на ней бывает от одного до тысячи жгутиков, но встречаются бактерии и вовсе без них. Жгутики нужны бактериям для передвижения в пространстве.
Форма клеток бактерий тоже довольно разнообразна. Наиболее распространены формы в виде палочек, шариков и спиралей. В зависимости от формы клеток, бактериям даны свои названия, например, бактерии округлой формы называются кокками, бактерии в виде палочек — бациллами, а бактерии в форме спиралей — спирохетами или спириллами. От формы клетки бактерии зависит её подвижность и способность прикрепляться к поверхности.
Жизнедеятельность клетки.
Для клеток характерны питание, дыхание, рост, размножение. В них происходят процессы обмена: поглощение, образование, расщепление и выделение веществ. Обмен веществ всегда сопровождается превращением энергии. Для создания сложных веществ из более простых нужно затратить энергию. Наоборот, при разрушении сложных веществ в процессе дыхания энергия образуется. Эта энергия используется на нужды клетки. Обмен веществ, связанный с превращением энергии, является важнейшим свойством живого. Вещества ненужные и даже вредные для организма, образовавшиеся в процессе обмена веществ, выводятся из клетки.
Клетки могут расти и размножаться. Новые клетки появляются путём деления — из одной материнской клетки получается две дочерние. Перед делением материнской клетки происходит удвоение числа хромосом, при котором каждая хромосома как бы копирует себя. Когда ядро делится, его оболочка на время исчезает и копии каждой хромосомы расходятся в противоположные концы клетки, где образуются два новых ядра (рис. 52). В этих ядрах оказывается та же самая наследственная информация, что и в исходном ядре материнской клетки.
Несмотря на различия в строении, клетки всех организмов имеют сходный набор органоидов. Не существует принципиальных отличий в работе их генетического аппарата и в процессах, связанных с обменом веществ. Таким образом, при всём многообразии различий все клетки живых организмов имеют много общего в строении и процессах жизнедеятельности.
ЗАПОМНИТЕ: • Клеточная мембрана • Оболочка (клеточная стенка) • Цитоплазма • Генетический аппарат • Ядро • Органоиды • Хромосомы • Пластиды • Доядерные организмы • Ядерные организмы.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.67)
- Какую функцию выполняет клеточная мембрана?
- Для каких клеток характерна клеточная стенка (оболочка)? Какова её роль?
- Какую роль выполняет генетический аппарат клетки?
- Какие процессы жизнедеятельности протекают в клетках?
- В чём принципиальное отличие в строении клеток бактерий от клеток растений, животных и грибов?
- Какие организмы относятся к доядерным, а какие — к ядерным? Объясните почему. Приведите примеры.
ПОДУМАЙТЕ!
Какое значение имеет то, что в ядре каждой из двух новых клеток хромосом оказывается столько же, сколько их было в материнской клетке?
Моя лаборатория
ИЗУЧЕНИЕ КЛЕТОК РАЗЛИЧНЫХ ОРГАНИЗМОВ НА ГОТОВЫХ ПРЕПАРАТАХ С ПОМОЩЬЮ МИКРОСКОПА
Цель работы: научиться самостоятельно рассматривать готовые микропрепараты с помощью микроскопа.
Материалы и оборудование: готовые препараты клеток различных организмов.
Ход работы:
- Рассмотрите препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части клетки вы видите.
- Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите на нём окружающую клетку мембрану — оболочку; под ней вещество — цитоплазму. В цитоплазме видно ядро.
- Зарисуйте 1—3 клетки, хорошо видимые на препарате.
- Обозначьте мембрану (оболочку), цитоплазму, ядро.
- Сравните форму и строение клеток на разных препаратах.
- Сделайте вывод.
ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ
Изучив текст параграфа и рис. 52 на с. 67, объясните, как происходит деление клетки, изображённой на рисунке. Определите, какие органоиды, представленные на рисунке, принимают участие в делении клетки. Ответьте на вопросы.
- Какие изменения происходят с этими органоидами?
- Какова функция этих органоидов?
- Какие особенности процесса деления клетки вы наблюдаете на рисунке?
- К чему приводит процесс деления данной клетки?
- Как вы думаете, какое биологическое значение это имеет?
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Некоторые клетки можно увидеть невооружённым глазом. Это клетки мякоти плодов арбуза, волокна крапивы (их длина достигает 8 см), желток куриного яйца — это одна клетка
Цитология (от греч. китос — клетка) — наука о клетке. Хотя Р. Гук открыл клетку ещё 1665 г., цитология как наука сформировалась только в конце XIX века. Благодаря изобретению более совершенных микроскопов, учёные изучили строение клеток разных организмов и пришли к выводу, что все живые организмы состоят из клеток и, несмотря на разнообразие клеток, все они имеют сходное строение. На основании этих открытий были сформулированы положения клеточной теории, которые стали научной основой цитологии. С этими положениями вы познакомитесь в старших классах.
Бурное развитие цитологии в XX в. связано с использованием современных методов изучения клетки: электронной микроскопии, биохимических, биофизических, биотехнологических и других методов.
Изучение клетки имеет важнейшее значение для развития таких биологических наук, как физиология, генетика, молекулярная биология, биохимия и др. Открытия, сделанные в цитологии, широко используются для практической деятельности человека, особенно в медицине, сельском хозяйстве, биотехнологии.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
Прочитайте отрывок из книги «Занимательная биология», автора Акимушкина И. И. Используя дополнительные источники информации определите о каком органоиде клетки идёт речь?
И вот, вооружившись микроскопом, биологи стали искать и нашли в клетке ещё несколько важных её органов, или, как говорят, органелл, которые прежде были заметны лишь в виде точек либо совсем не видны.
Учёные увидели поперечнополосатые тельца. Они есть во всех клетках. И не в малом числе: обычно их около тысячи или несколько тысяч. Роль их очень ответственна. Они «энергетические станции» жизни. Без них клетка мертва и бездеятельна, как машина без горючего. Они преобразуют энергию химических связей в энергию жизни. Без шума, без перегрева и без давления сжигают топливо жизни и в удобных «расфасовках» передают заключённую в нём энергию другим органеллам клетки. Работают они бесшумно и очень продуктивно: более 50 процентов энергии окисленного топлива идёт на полезные дела, совершающиеся в клетке.
ШАГИ К УСПЕХУ
Основные правила выполнения биологического рисунка
Любой биологический рисунок должен отвечать определённым требованиям. Рассмотрим самые важные из них.
- Рисунок должен быть аккуратным и выразительным, его детали — точны и чётки.
- Рисовать нужно только то, что вы видите.
- Зарисовка должна быть с рассматриваемого объекта, а не из учебника или учебного пособия.
- Рисунок необходимо выполнять простым хорошо отточенным карандашом, отдельные детали можно закрасить определённым цветом.
- Биологический рисунок должен быть достаточно крупным, чтобы на нём можно было хорошо выделить необходимые детали. Пропорции размера рисунка и его деталей необходимо строго соблюдать.
- Все детали рисунка должны быть обозначены указательными стрелками и подписями. Пояснительные надписи располагаются строго по горизонтали. Элементы могут быть обозначены цифрами или буквами.
- Рисунок должен иметь конкретную подрисуночную подпись, указания об увеличении и объяснительную характеристику обозначенных элементов.
В отдельных случаях рисунок может быть заменён схемой. Выполнять схему следует так же тщательно, как и рисунок.
Вы смотрели: Биология Пасечник Учебник §10 «Клетка — основная единица живого организма». Ознакомительный фрагмент учебника по биологии УМК Линия жизни 2023. Цитаты из учебника 2023 года для 5 класса использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.
<< § 9 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 11 >>