5 класс онлайн Биология Пасечник Учебник §11 «Жизнедеятельность организмов». Ознакомительный фрагмент учебника по биологии УМК Линия жизни 2023. Цитаты из учебника 2023 года для 5 класса использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.
Учебник по биологии (Пасечник) § 11.
<< § 10 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 12 >>
11. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМОВ
ВСПОМНИТЕ:
1. Что собой представляет клетка?
2. От чего зависит многообразие живых клеток?
3. Какие свойства жизни характерны для клеток?
Процессы жизнедеятельности организмов.
Среди основных процессов жизнедеятельности, протекающих в организме, выделяют питание, дыхание, выделение, раздражимость, размножение, рост, развитие и др. Общие принципы протекания этих процессов едины для всех организмов, но есть и различия, связанные с особенностями строения и образа жизни.
Питание.
Все живые организмы питаются. В процессе питания в организм поступают вещества, необходимые для роста, развития, движения, размножения и других процессов. Однако способы питания различных организмов могут различаться.
Одни животные используют в пищу только растения, другие — питаются только животными, а третьи — всеядны, т. е. могут питаться как растительной, так и животной нищей. Человек, например, всеяден, он питается разнообразной пищей. В состав этой пищи входят органические (белки, жиры, углеводы) и неорганические (вода и минеральные соли) вещества. Одним из характерных признаков животных является потребление готовых органических веществ и заключённой в них энергии.
Иначе питаются растения. Они получают извне лишь углекислый газ, воду и растворённые в ней минеральные соли, а органические вещества образуют сами, используя для этого энергию света. Этот процесс, происходящий в хлоропластах растительных клеток, называют фотосинтезом (от греч. фотос – свет и синтезис – соединение) (рис. 53). Из клеток, содержащих хлоропласты, образовавшиеся органические вещества поступают во все другие клетки растения. Без света растение погибает, потому что не может образовывать белки, жиры, углеводы, необходимые ему для жизни, как и всем живым организмам.
Таким образом, по способу получения органических веществ для питания организмы можно разделить на две группы — автотрофы (от греч. автос — сам и троф — пища) и гетеротрофы (от греч. гетерос — другой и троф — пища). К автотрофам относят растения и некоторые бактерии, способные самостоятельно образовывать органические вещества из неорганических. Все живые организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, являются гетеротрофами. К этой группе относятся все животные и человек, грибы, большинство бактерий и некоторые растения-паразиты (заразиха, Петров крест).
Пищеварение и выделение.
Продукты питания, поступившие в организм, в процессе пищеварения перерабатываются. Из них возникают новые вещества, которые организм использует для роста и развития. Ненужные организму вещества удаляются наружу через специальные органы выделения.
Дыхание.
Все живые организмы нуждаются в энергии. Из окружающей среды организмы беспрерывно поглощают кислород, а выделяют углекислый газ. Этот процесс постоянного обмена газами (газообмен) между организмом и окружающей средой получил название дыхание.
Практически все живые организмы (за исключением некоторых видов бактерий) получают энергию за счёт дыхания. Постоянное поступление кислорода в организм является жизненно необходимым. Кислород входит в состав воздуха (около 20%), растворяется в воде, проникает в почву. Благодаря этому организмы, обитающие в разных средах, могут использовать его для дыхания.
Кислород, поглощаемый организмом из окружающей среды, взаимодействует со сложными органическими веществами, расщепляя их. В результате выделяется энергия. А образовавшиеся более простые вещества, в том числе углекислый газ и вода, удаляются из организма.
Обмен веществ.
Питание, дыхание и выделение являются составляющими обмена веществ. Обмен веществ — взаимосвязанные процессы образования и разрушения веществ, протекающие в организме и обеспечивающие его связь с окружающей средой. У одноклеточных организмов обмен веществ протекает в одной клетке, а у многоклеточных — задействуются структуры практически всех уровней организации организма.
Рост и развитие.
Все организмы растут и развиваются. Рост — это увеличение размеров тела. Одни организмы, такие как растения и грибы, растут всю жизнь, а другие, например животные, — только до определённого возраста.
Развитие организма проявляется в последовательном изменении его строения и процессов жизнедеятельности (рис. 54). Особенно это хорошо заметно на примере многоклеточных организмов: из одной-единственной клетки в процессе развития формируется целостный многоклеточный организм.
Размножение.
Ещё одно удивительное свойство живых организмов — способность давать подобное себе потомство. У волков рождаются волчата, у кошки — котята, из икринок рыб выводятся мальки, которые растут и превращаются во взрослых рыб, из семян пшеницы вырастает взрослое растение пшеницы (рис. 55). Этот процесс называется размножением.
Раздражимость.
Так как условия в окружающей среде постоянно меняются, любой живой организм реагирует на эти изменения. Ответная реакция живых организмов на воздействие различных раздражителей и реагирование на них соответствующими изменениями на уровне клетки, ткани или всего организма называется раздражимостью. Раздражимость позволяет организму приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни.
Взаимосвязь организмов с окружающей средой.
Любой живой организм постоянно взаимодействует с окружающей средой, получая из неё необходимые вещества — воду, кислород, пищу, — и выделяя ненужные продукты жизнедеятельности. Благодаря обмену веществ организм представляет собой единое целое и осуществляет постоянную связь с окружающей средой. Если прекращается обмен веществ, прекращается и жизнь организма.
ЗАПОМНИТЕ
Процессы жизнедеятельности организмов: питание, дыхание, выделение, обмен веществ, рост, развитие, размножение, раздражимость • Автотрофы • Гетеротрофы
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.73)
- Какие процессы жизнедеятельности организмов вам известны?
- В чём заключается значение питания для жизнедеятельности организмов?
- Какую роль играет дыхание в жизни организмов?
- Что такое обмен веществ?
- Какое значение имеет размножение?
- Что такое раздражимость?
ПОДУМАЙТЕ!
Почему нарушение работы какой-либо системы органов может привести к нарушению жизнедеятельности или даже гибели всего организма? Подтвердите примером ваш ответ.
Моя лаборатория
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОТРЕБЛЕНИЕМ ВОДЫ РАСТЕНИЕМ
Цель работы: выявление влияния внешних условий на потребление воды растениями.
Материалы и оборудование: комнатное растение — традесканция, стеклянные сосуды (пробирки), вода. Данную работу удобно проводить с традесканцией, но могут быть использованы и другие комнатные растения.
Ход работы:
- Возьмите комнатное растение традесканцию, аккуратно вытащите с комом почвы из горшка и отмойте корни от земли.
- Разделите все побеги на две равные части (по числу побегов) и поместите их в стеклянные сосуды с водой (для традесканции удобно использовать пробирки). Корни побегов должны быть полностью в воде.
- Одну часть побегов разместите в тёплом (23—25 °С) и светлом помещении, вторую — в помещении со слабым освещением и температурой 15 °С.
- В течение недели наблюдайте за уровнем воды в сосудах. При необходимости добавляйте воду до исходного уровня. Записывайте, сколько воды вы добавили в сосуды первой и второй групп растений.
- Через 7 дней проанализируйте полученные результаты. Отметьте, есть ли разница между растениями первой и второй групп.
- Сделайте вывод.
ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ
- Приведите примеры раздражимости у растений, животных и человека.
- Прочитайте статью Особенности биологического эксперимента, расположенную на с. 41-42 учебника. Представьте, что экспериментатор перенёс колеус из тени на хорошо освещённое место. Какие процессы жизнедеятельности изменятся у этого растения? Как оно станет развиваться, расти в новых условиях? Сделайте прогноз результатов этого мысленного эксперимента.
- Понаблюдайте за своим домашним животным. Обратите внимание как реагирует ваш питомец на холод, повышение температуры в доме, резкий незнакомый звук. Опишите, что вы наблюдаете. Какое значение имеет подобная реакция в жизни животного?
- Подумайте, как можно подтвердить или опровергнуть следующие утверждения: растение не способно двигаться; растение поглощает воду, но не испаряет её. Представьте ответ в письменном виде в рабочей тетради, изложив свои действия и рассуждения по пунктам.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Из семени эвкалипта всего за семь лет при благоприятных условиях может развиться дерево 19 м высотой и 1,5 м в обхвате, а некоторые виды бамбука за сутки могут вырасти более чем на 1 м. О возрасте дерева мы можем узнать, подсчитав число годичных колец (рис. 56). Определить возраст рыбы можно по чешуе, в которой каждый год образуется новый слой.
ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
Есть организмы, способные в зависимости от условий питаться и как автотрофы, и как гетеротрофы. Такой тип питания называют миксотрофным (от греч. миксис — смешение), а организмы — миксотрофными. Например, эвглена зелёная, относящаяся к жгутиковым одноклеточным организмам, на свету ведёт себя как автотроф, самостоятельно синтезируя органические вещества, а в темноте — как гетеротроф (питается готовыми органическими соединениями).
Насекомоядные растения (росянка, мухоловка) — питаются как обычные растения (всасывая воду и растворённые в ней вещества из почвы), но также охотятся на насекомых и других мелких животных. Для охоты на насекомых у таких растений имеются свои хитрости. Например, росянка имеет специальные «ловчие» листья, с многочисленными волосками. Когда насекомое садиться на лист росянки, то оказывается в липкой слизи, и лист постепенно смыкается.
Ловушка мухоловки состоит из двух створок, по краям которых расположены зубчики. Как только насекомое коснётся специальных волосков этих створок, то ловушка мгновенно закроется.
К миксотрофным организмам относятся и некоторые группы бактерий.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
Проведите самостоятельно простой эксперимент.
ЗАВИСИМОСТЬ ЧАСТОТЫ СЕРДЦЕБИЕНИЯ ОТ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК
Цель работы: выяснение зависимости частоты сердцебиения от физических нагрузок на организм.
Материалы и оборудование: прибор для измерения пульса, тетрадь, карандаш.
Ход работы:
- Попросите учителя объяснить вам, как нужно измерять сердечный пульс. Используя эти знания, потренируйтесь в измерении своего пульса и пульса ваших товарищей.
- Измерьте собственный пульс в состоянии покоя. Запишите результат.
- Сделайте десять интенсивных и глубоких приседаний. Повторно измерьте пульс. Запишите полученные данные в тетрадь.
- Сравните полученные результаты. Изменилась ли частота сердцебиения после физической нагрузки? Если да, то в какую сторону изменилась частота.
- Сделайте вывод, учитывая, что приседания связаны с сокращением мышц, а частота пульса — с работой сердца.
- Отметьте, какие ещё изменения вы заметили в деятельности вашего организма во время эксперимента.
- Результаты эксперимента обсудите с товарищами.
Вы смотрели: Биология Пасечник Учебник §11 «Жизнедеятельность организмов». Ознакомительный фрагмент учебника по биологии УМК Линия жизни 2023. Цитаты из учебника 2023 года для 5 класса использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.
<< § 10 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 12 >>
мне очень понятно………………..
топ сайт всем советую написал конспект и свободен круто!!!
Сайт просто чудо спасибо🙏💕
ну вродибы норм