5 класс онлайн Биология Пасечник Учебник §2 «Биология — система наук о живой природе». Ознакомительный фрагмент учебника по биологии УМК Линия жизни 2023. Цитаты из учебника 2023 года для 5 класса использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.
Учебник по биологии (Пасечник) § 2.
<< § 1 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 3 >>
§2. БИОЛОГИЯ — СИСТЕМА НАУК О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ
ВСПОМНИТЕ
1. Что такое наука?
2. Кто такие учёные? Каких учёных-биологов вы знаете?
Понятие о науке.
Одним из способов изучения и познания окружающего мира для человека является научная деятельность или наука. Людей, профессионально занимающиеся научной деятельностью, называют научными работниками или учёными (рис. 9). Основным местом их работы являются научные лаборатории, оснащённые соответствующим оборудованием, позволяющим проводить специальные исследования и обрабатывать полученные научные данные.
На сегодняшний день существует множество различных наук или научных областей. Говоря о любой науке, мы должны чётко представлять себе основные черты исследований в её области, отличающие эту науку от исследований в других научных областях. Каждую науку характеризуют, прежде всего, её объекты исследования, задачи, способы изучения (методы) и язык.
Биология — система наук о живой природе.
Одной из древнейших научных областей, занимающихся познанием окружающего мира, является биология (др. греч. биос — жизнь и логос — наука). В настоящее время этим термином называют целый комплекс научных направлений, объектами исследований которых являются живые организмы либо процессы или явления, протекающие в них или с их участием.
Объект исследования – это то, что непосредственно изучает учёный в своей области науки. Как правило, в качестве объекта в биологических исследованиях выступают реальные проявления жизни (объекты живой природы) на нашей планете Земля, различные процессы и явления в живой природе.
В зависимости от изучаемых объектов исследований выделяют основные разделы биологии (рис. 10). Перед каждым из них стоят свои собственные задачи исследований, решение которых приводит к обобщению и накоплению научных результатов. Например, ботаника изучает растения, зоология — животных, цитология — клетки, анатомия — особенности строения объектов живой природы, физиология — особенности их жизнедеятельности и др.
Связь биологии с другими науками.
Современная биология тесно связана с другими науками, особенно с теми, что занимаются познанием окружающего мира. Среди них можно выделить физику и химию. В настоящее время большинство открытий в науке делается, как правило, на стыке нескольких научных направлений. В результате чего возникли такие науки, как биофизика, биохимия, космическая биология и др., а также прикладные направления — биоинженерия и биотехнология, ориентированные на изучение возможности применения объектов живой природы, в том числе искусственно модифицированных (изменённых человеком), для решения различных насущных проблем человечества.
Крайне важна связь биологии с такой наукой, как математика. Без применения математических, в том числе статистических, расчётов не обходится ни одно научное направление, и биология не является исключением. Особенно интересными исследованиями в области математической биологии является моделирование биологических процессов и явлений. Огромную помощь в этом биологам оказывает применение современной компьютерной техники.
В результате относительно недавно возникло ещё одно направление в биологии — биоинформатика. Это направление биологии ориентировано на решение крупномасштабных научных проблем, требующих анализа большого объёма биологических данных.
Не менее важна связь биологии с географией, наукой изучающей, прежде всего, объекты неживой природы, существующие на нашей планете. Примером междисциплинарной связи этих двух наук является такое научное направление, как биогеография, которая изучает закономерности географического распространения и распределения объектов живой природы на нашей планете.
Профессии, связанные с биологией.
Помимо учёных, которые профессионально занимаются изучением научных проблем в различных областях биологии, существует множество профессий, так или иначе связанных с биологией (рис. 11), и любую из них в будущем вы можете выбрать для себя.
Практически все медицинские работники (врачи, фельдшеры, медсёстры) специалисты в области психологии (психологи) должны иметь базовое биологическое образование. Большое значение биологические знания имеют для подготовки работников сельского хозяйства: агрономов, зоотехников, ветеринаров и др. Всё больше специалистов требуется для бурно развивающихся направлений — микробиологической промышленности и биотехнологии. Всё большую популярность получают профессии, связанные с экологией, например такие, как инженер-эколог или ландшафтный дизайнер.
Кабинет биологии.
В современных биологических лабораториях используются самые различные, иногда очень сложные и дорогие, приборы и инструменты — электронные микроскопы, хромотографы и др., для работы с которыми требуются специальные знания и навыки.
Свои биологические исследования вы будете проводить в школьном кабинете биологии. В нём вы также будете использовать различные приборы, инструменты и другое лабораторное оборудование. Многие из этих приборов вам хорошо знакомы, с другими вы встретитесь впервые (рис. 12).
Например, для переливания жидкостей применяют воронки, для отбора определённого количества жидкости — пипетки и мерные цилиндры (мензурки), для перенесения твёрдых веществ — шпатели. Часто при приготовлении препаратов, рассматриваемых под микроскопом, используют предметные стёкла, пинцет и препаровальные иглы. Прибором для измерения температуры является термометр. Для измерения массы применяют весы. Для выращивания и изучения различных микроорганизмов применяют чашки Петри.
При проведении лабораторных работ в школьном кабинете биологии важно правильно использовать имеющееся оборудование и строго соблюдать правила техники безопасности при работе с ним (см. памятку на с. 19). Выучи и строго выполняй эти правила!
ЗАПОМНИТЕ
Наука • Биология • Разделы биологии: ботаника, зоология, экология, цитология, анатомия, физиология • Профессии, связанные с биологией • Кабинет биологии • Лабораторное оборудование
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.18)
- Что такое биология? Какие признаки характеризуют её как науку?
- Каковы основные разделы биологии? Что является объектами их изучения?
- Какие связи имеет биология с другими науками? Приведите примеры наиболее перспективных направлений междисциплинарных исследований.
- Какие профессии связаны с биологией? В чём эта связь выражается?
- Назовите известных вам учёных-биологов. В чём заключается их научный вклад в развитие биологической науки?
ПОДУМАЙТЕ!
1. Почему важно соблюдать правила поведения и работы в кабинете с биологическими приборами, инструментами и объектами?
2. Какие из важных правил работы в лаборатории следует применять в быту? Приведите примеры.
Моя лаборатория
ИЗУЧЕНИЕ ЛАБОРАТОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
И ПРАВИЛА РАБОТЫ С НИМ В ШКОЛЬНОМ КАБИНЕТЕ БИОЛОГИИ
Цель работы: изучить состав лабораторного оборудования, имеющегося в школьном кабинете биологии, и правила работы с ним.
Материалы и оборудование: термометры, весы, чашки Петри, пробирки, мензурки и другие виды лабораторного оборудования, имеющиеся в школьном кабинете биологии.
Ход работы
- Внимательно рассмотрите представленное лабораторное оборудование.
- Выучите правила поведения и работы в кабинете с биологическими приборами и инструментами, представленные в памятке (с. 19).
- Заполните в тетради таблицу «Лабораторное оборудование кабинета биологии и правила безопасной работы с ним» по образцу.
ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ
Правила поведения и работы в кабинете с биологическими приборами и инструментами
- Точно выполняйте все указания учителя при проведении лабораторной или практической работы, строго соблюдайте правила безопасной работы. Самостоятельно, без разрешения учителя, не выполняйте никаких работ. Помните, что в лаборатории:
- нельзя принимать пищу, а за её пределами использовать для еды и питья лабораторную посуду;
- нельзя без разрешения учителя трогать никакие приборы и материалы;
- нельзя нюхать незнакомые вещества, приближая их к лицу (вдыхание паров некоторых веществ может вызвать раздражение и ожог дыхательных путей);
- в случае любых затруднений необходимо немедленно обратиться к учителю;
- при работе следует соблюдать аккуратность и осторожность, по окончании работы все приборы и вещества должны быть возвращены на своё место, а рабочее место — приведено в порядок.
- Внимательно изучите содержание и порядок проведения лабораторной или практической работы, а также безопасные приёмы их выполнения.
- Подготовьте к работе рабочее место, уберите все посторонние предметы. Приборы и оборудование разместите таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание.
- Проверьте исправность оборудования, приборов, целостность лабораторной посуды и приборов из стекла.
- При нагревании жидкости в пробирке или колбе используйте специальные держатели (штативы). Никогда не направляйте на себя или на своих одноклассников отверстие нагреваемой пробирки или горлышко колбы.
- Во избежание ожогов запрещается брать незащищёнными руками нагретую посуду с жидкостями и другие физические тела.
- Соблюдайте осторожность при обращении с колюще-режущими инструментами и приборами из стекла и лабораторной посудой, не бросайте, не роняйте и не ударяйте их.
- В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирайте их осколки незащищёнными руками, а используйте для этой цели щётку и совок. Предварительно поставьте об этом в известность учителя.
- При разливе легковоспламеняющейся жидкости и её загорании немедленно сообщите об этом учителю и по его указанию покиньте помещение.
- При получении травмы сообщите об этом учителю. Немедленно окажите первую помощь пострадавшему, при необходимости отправьте пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
- По окончанию работы приведите в порядок рабочее место, сдайте учителю приборы, оборудование, материалы и при необходимости тщательно вымойте руки с мылом.
ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ
1. Рассмотрите рис. 11. Определите, люди каких профессий представлены на фотографиях. В тетради заполните таблицу «Профессии, связанные с биологией».
- Выясните, кто из ваших знакомых имеет профессию, связанную с биологией. Каково их мнение о своей профессии? Почему они её выбрали?
- Подготовьте мультимедиа презентацию об интересующей вас профессии или о вкладе конкретного учёного (российского или зарубежного) в развитие биологии как науки. Для выполнения этого задания используйте доступные источники — научно-популярную литературу по биологии, справочные материалы, ресурсы Интернета.
ИЗ ИСТОРИИ НАУКИ
Изучение живой природы и накопление научных знаний о ней происходит с глубокой древности. Так, великий древнегреческий учёный Аристотель (384— 322 до н. э.) заложил научные основы зоологии. Его ученика и последователя Теофраста (ок. 370 — ок. 288 до н. э.) называют отцом ботаники, так как он был основателем ботаники как самостоятельной науки. Другого известного древнегреческого учёного Гиппократа (ок. 460 — ок. 370 до н. э.) называют отцом медицины потому, что он поставил медицину на научную основу. Он собрал в своих трудах имевшиеся к тому времени знания о строении организма человека. Гиппократ писал о том, что лечить надо не болезнь, а больного человека и при лечении врач не имеет права нанести вред здоровью своего пациента. Ведь недаром в наши дни все выпускники медицинских институтов торжественно дают клятву Гиппократа.
Учеником и последователем Гиппократа считал себя великий римский врач Клавдий Гален (ок. 130 — ок. 200), много лет лечивший раненых гладиаторов и потому прекрасно разбиравшийся в строении организма человека. Он написал 83 труда по анатомии и медицине, и эти книги в течение почти полутора тысяч лет были авторитетным источником знаний для врачей, анатомов и физиологов. Гален стал основателем современной фармакологии — науки о лекарствах.
О вкладе других учёных, в том числе и отечественных, в развитие научных знаний вы узнаете при изучении различных разделов биологии.
ШАГИ К УСПЕХУ
Как создать мультимедийную презентацию
Мультимедийная презентация используются для того, чтобы выступающий смог наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению. Она должна соответствовать целям сообщения, его содержанию и времени, отводимому для его представления.
- Начальным этапом работы всегда является разработка сценария презентации и отбор материалов, на основе которых она будет создана, а затем уже приступают к непосредственному оформлению слайдов. Не забывайте указывать используемые источники в презентации.
- Соблюдайте единый стиль оформления слайдов. Избегайте таких стилей, которые будут отвлекать внимание зрителей от содержания презентации. На одном слайде рекомендуется использовать не более трёх цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста. Для фона и текста используйте контрастные цвета.
- Для представления текстовой информации используйте короткие слова и предложения. Заголовки должны привлекать внимание аудитории. Не стоит смешивать разные типы шрифтов в одной презентации и злоупотреблять прописными буквами, поскольку они читаются хуже строчных.
- Не стоит заполнять один слайд слишком большим объёмом информации: слушатели не смогут единовременно запомнить более трёх фактов, выводов или определений. Если на слайде располагается картинка, надпись лучше всего сделать прямо под ней.
- Вспомогательная информация не должна преобладать над основной. Не стоит также злоупотреблять различными анимационными эффектами — они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.
- Объём презентация не должен быть слишком большим. Оптимально 10— 15 слайдов. Рассчитываете, что на один слайд уходит примерно минута доклада. Если у вас намного больше слайдов, чем времени, то вы не успеете их все показать, либо будете показывать их слишком быстро и аудитория не поймёт доклада.
Вы смотрели: Биология Пасечник Учебник §2 «Биология — система наук о живой природе». Ознакомительный фрагмент учебника по биологии УМК Линия жизни 2023. Цитаты из учебника 2023 года для 5 класса использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.
<< § 1 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 3 >>