Биология Пасечник Учебник §3

5 класс онлайн Биология Пасечник Учебник §3 «Роль биологии в жизни современного человека». Ознакомительный фрагмент учебника по биологии УМК Линия жизни 2023. Цитаты из учебника 2023 года для 5 класса использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

Учебник по биологии (Пасечник) § 3.

<< § 2   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 4 >>

3. РОЛЬ БИОЛОГИИ В ЖИЗНИ
СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

ВСПОМНИТЕ:
1. Какое значение для познания человеком окружающего мира имеет наука?
2. Какие признаки, наряду с объектом исследования, характеризуют ту или иную науку?

Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности современного человека.

С первых дней жизни человек познаёт окружающий его мир. Но особое значение для человека имеет научное познание окружающего мира. Биологические исследования проводятся с целью изучения различных процессов и явлений, протекающих в живой природе.

В биологии новые открытия создают базу для множества практических достижений в медицине, сельском хозяйстве, промышленности и других областях человеческой деятельности. Открытия современной биологии позволяют выработать эффективные пути лечения и профилактики различных болезней, в том числе и тех, которые раньше считались неизлечимыми. Изучение строения и принципов работы различных систем живых организмов помогли найти оригинальные решения в технике и строительстве. Биология также оказывает значительное влияние на решение таких важных проблем, как производство продуктов питания, поиск новых источников энергии, охрана окружающей среды и др. (рис. 13).
Рис. 13. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности современного человека

Язык биологии: термины, понятия, символы.

Чтобы достичь успеха в науке учёному необходимо уметь общаться и взаимодействовать с другими членами научного сообщества. Важным признаком любой науки является наличие собственного языка науки, включающего в себя систему понятий, терминов и символов.

Биология не является исключением, и у неё есть свой научный язык. Учёному, посвятившему себя той или иной области биологической науки, а также любому биологически грамотному человеку обязательно надо научиться им владеть.

Понятие — система мыслей человека, выделяющая и обобщающая различные предметы или явления по общим и специфическим для них признакам.

Термин — (от лат. терминус — предел, граница) слово или словосочетание, являющееся названием некоторого понятия определённой области науки.

В ряде случаев в языке науки термин может быть заменён символом — специальным графическим знаком, позволяющим заменить тот или иной термин, обозначающий соответствующее понятие.

Например, с позиции биологических понятий, многие представители живой природы по своим индивидуальным признакам могут быть отнесены либо к мужским, либо к женским особям (кот и кошка, петух и курица и т. п.) Самец или самка — это те термины, которыми мы их можем назвать. Для простоты и наглядности эти термины можно успешно заменить достаточно распространёнными в науке символами — копьё и щит Марса (♂) и зеркало Венеры (♀) (рис. 14). Строение цветка может быть представлено в виде его формулы и диаграммы и т. д.
Биология Пасечник Учебник §3

Источники биологических знаний.

Результаты исследования, полученные учёным, не будут иметь практически никакой ценности для расширения научной картины мира до тех пор, пока исследователь не поделится ими с сообществом коллег через свои научные публикации, в том числе в Интернете, а также через учебную литературу. В результате такой работы появляются различные источники биологических знаний – энциклопедии, словари, справочники, определители, карты, фото- и видеоизображения, компьютерные базы данных, учебники, учебные пособия и др., которые с успехом можно использовать в дальнейшей исследовательской работе и в образовательных целях. Как в условиях научной работы, так и в процессе учебной работы необходимо научиться пользоваться такими источниками.

Важным этапом в работе с различными источниками является поиск и проверка достоверности найденной в них информации (см. памятку на с. 25).

ЗАПОМНИТЕ
Язык биологии: термины, понятия, символы знаний • Источники биологических знаний.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.24)

  1. В чём заключается роль биологии в познании окружающего мира?
  2. Каково значение биологии в практической деятельности современного человека?
  3. Зачем науке необходим свой язык? Есть ли свой язык у биологии?

ПОДУМАЙТЕ
Почему важно уметь искать (осуществлять поиск) и оценивать достоверность найденной информации.

Моя лаборатория

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ
1. Приведите примеры 3—4 биологических терминов. Дайте им соответствующие определения.
2. Приведите примеры известных вам источников биологической информации. Заполните в тетради таблицу источники биологических знаний по образцу.
Биология Пасечник Учебник §3
Что общего и в чём различаются данные источники информации?

ШАГИ К УСПЕХУ
Поиск информации с использованием различных источников

Для того чтобы научиться находить необходимую информацию в различных источниках, необходимо изучить инструменты поиска, заложенные в них.

Рекомендации по поиску информации в словарях, справочниках и энциклопедиях также представлены в самих этих источниках и, как правило, носят универсальный характер. В них, как и в учебниках, имеется оглавление, а также различные предметные указатели и/или персоналии, имеющие ссылки на конкретные страницы источника, где представлена соответствующая текстовая информация и/или рисунки о конкретном предмете (объекте) или о персоне — известном, выдающемся человеке.

Для доступа к информации, представленной на страницах Интернета, используется специальная компьютерная программа — браузер. Эти программы бывают разными, но принцип работы с ними универсальный. Для доступа к нужным интернет-ресурсам необходимо знать их точный сетевой адрес.

Проверяем достоверность информации

  1. Работая с информационным источником, определите достоверность представленной информации путём поиска ответов на следующие вопросы:
  • Как давно опубликован данный источник информации или как давно обновлялся сайт (в случае электронной публикации)?
  • Кому принадлежит источник информации? Что о нём известно?
  • Кто автор представленной информации? Что о нём известно?
  • Имеет ли автор право на представление этой информации от своего имени?
  • Содержит ли источник объективные научные факты или выражает личное мнение автора?
  • Из каких источников сам автор получил информацию?
  • Можно ли перепроверить представленные научные данные в ходе повторных исследований?
  1. Для получения достоверной картины необходимо изучить материалы из разных информационных источников, проанализировать и обобщить сведения.


Вы смотрели: Биология Пасечник Учебник §3 «Роль биологии в жизни современного человека». Ознакомительный фрагмент учебника по биологии УМК Линия жизни 2023. Цитаты из учебника 2023 года для 5 класса использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

<< § 2   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 4 >>

 

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней