Биология Пасечник Учебник §7

5 класс онлайн Биология Пасечник Учебник §7 «Описание результатов исследований«. Ознакомительный фрагмент учебника по биологии УМК Линия жизни 2023. Цитаты из учебника 2023 года для 5 класса использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

Учебник по биологии (Пасечник) § 7.

<< § 6   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 8 >>

§ 7. ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ

ВСПОМНИТЕ:
1. С какой целью проводятся научные исследования?
2. От чего зависит выбор методов исследования в биологии?
3. Что такое биологический рисунок и для чего он нужен?

Метод описания в биологии.

Результаты любого исследования должны быть зафиксированы тем или иным способом, например в виде научного описания. Описательный метод широко применялся ещё учёными древности. Так, древнегреческий философ Аристотель (IV в. до н. э.) в своем труде «История животных» описал несколько сотен видов животных, подробно рассказав об их строении, размножении и развитии, распространении, а также хозяйственном значении. Труды Аристотеля были для своего времени зоологической энциклопедией, а её автора теперь вполне заслуженно называют отцом зоологии.

Этот метод не потерял своего значения и сегодня. Описание объекта позволяет анализировать полученные данные, сравнивать их с другими, находить определённые закономерности в существовании объекта исследования. Обычно описания подразделяют на качественные, которые просто излагают последовательность этапов наблюдения, и количественные, которые формируются в результате измерительных процедур. Так, если вы записали в дневнике наблюдений «сегодня из яиц наконец то вылупились птенцы», то это пример качественного описания. А если вы ещё указали количество вылупившихся птенцов, их размеры и вес, то вы составили и количественное описание.

Описание объекта или явления может быть словесным (устным и письменным), наглядным (использование рисунков, фотографий, видеозаписи) и схематическим (использование схем, графиков, знаков и т. д). В исследованиях, как правило, используются все эти виды описания.

Для более удобного использования полученной информации, учёные часто переводят её на язык понятий, знаков, схем, рисунков, графиков, цифр.

Использование таблиц, схем, диаграмм.

Для упорядочивания результатов исследования учёные используют таблицы, схемы, диаграммы и графики. Они позволяют сопоставить характеристики изучаемых объектов, проанализировать полученные данные, сравнить их, найти закономерности и даже сделать прогнозы.

Таблица — это представление количественных или других данных в форме строк и столбцов (рис. 28). Ещё одним графическим средством представления данных являются схемы (рис. 29). Они представляют собой фигуры (прямоугольники, многоугольники, круги) с надписями, соединённые линиями или стрелками. Фигуры иллюстрируют различные структурные компоненты того или иного объекта, а линии (стрелки) раскрывают связи между ними.

Рис. 28. Табличная форма представления данных. Рис. 29. Пример схемы

Диаграмма — графическое представление данных, позволяющее оценить соотношение нескольких величин. Диаграммы бывают столбчатые и круговые. Столбчатые диаграммы демонстрируют величины в виде прямоугольников одинаковой ширины, вытянутых вверх, — столбиков. Высота столбика соответствует изображаемой величине. Круговая диаграмма — это круг, разделённый на секторы в соответствии с изображаемыми ими величинами (рис. 30).

Рис. 30. Представление данных в виде диаграмм

График — это чертёж, на котором наглядно, при помощи линий, показаны какие-либо числовые данные, описывающие процессы или явления (рис. 31). Ещё одним способом оформления результатов наблюдений является биологический рисунок (рис. 32).
Рис. 31. График зависимости температуры окружающей среды от времени суток

От обычного рисунка он отличается тем, что на нём должны быть точно переданы все мельчайшие детали наблюдаемого объекта, а также сохранены их размеры. Биологический рисунок обладает важным свойством — наглядностью. Благодаря этому свойству любой человек может понять, как устроен биологический объект, поглядев на правильно выполненный рисунок, тогда как описание строения объекта может быть понятно далеко не всем. И хотя сейчас рисунок в науке повсеместно вытесняется фотографией, тем не менее рисование биологических объектов весьма полезно для будущих исследователей. Оно развивает наблюдательность и способствует лучшему усвоению учебного материала.

Анализ результатов исследования.

Изучая строение организмов или какое-либо явление природы, вы, сами того не подозревая, пользуетесь приёмом анализа, который является важным составным элементом мышления.

Анализ — это расчленение, разделение целого на составные части, выделение отдельных сторон и свойств объекта или явления. Чтобы ваша работа была эффективной, познакомьтесь с правилами проведения анализа и применяйте их.

ЗАПОМНИТЕ: • Описательный метод • Описания: качественные и количественные • Таблица • Схема • Диаграмма • График • Биологический рисунок • Анализ.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.49)

  1. С какой целью проводятся описания в ходе биологических исследований?
  2. Какие требования предъявляются к научному описанию?
  3. Чем количественное описание отличается от качественного?
  4. Для чего в научных исследованиях могут использоваться таблицы, схемы, диаграммы и графики?
  5. Что такое таблица? С какой целью она применяется в научных описаниях?
  6. Чем схема отличается от таблицы?
  7. С какой целью в научных описаниях используются диаграммы? Какие виды диаграмм вам известны?
  8. Какой вид представления научной информации называется графиком? С какой целью в научных описаниях он используются?
  9. Какой приём мыслительных действий мы обязательно используем при проведении научного исследования?

ПОДУМАЙТЕ!
Почему исследование, результаты которого представлены в виде таблицы, диаграммы или графика, легче анализировать, чем те, которые их не содержат?

ШАГИ К УСПЕХУ

Последовательность действий при проведении анализа
1. Внимательно изучите объект (явление) в целом.
2. Разделите мысленно объект (явление) на составные части.
3. Изучите особенности каждой части.
4. Установите соподчинение (взаимосвязь) частей.
5. Постарайтесь выделить функции частей.

Моя лаборатория.
ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ

  1. Используя текст параграфа, сформулируйте требования, предъявляемые к описаниям.
  2. Используя рисунок 28 (на с. 47 в учебнике), представьте химический состав клетки в виде круговой диаграммы.
  3. Рассмотрев график на рисунке 31 (с. 48 в учебнике), определите, в какие промежутки времени температура воздуха снижается, повышается, повышается наиболее быстро? Подумайте, от чего может зависеть изменение температуры воздуха в течении суток? Какими приборами нужно воспользоваться для проведения подобных измерений и каковы должны быть их шкалы деления?
  4. Рассмотрите внимательно рисунок 33. У бабушки на огороде 3 свободных участка, она решила посадить там различные деревья — яблони, груши и сливы. На первом участке она посадила одинаковое количество деревьев — по 15 штук (см. рис. 33, а), на втором и третьем участке — разное количество.
    Представьте данные по остальным двум участкам в виде круговой диаграммы (рис. 33, 6).
    Переведите информацию из диаграмм в табличную форму и заполните таблицу в рабочей тетради.

Рис. 33. Представление данных в различном виде столбчатая диаграмма (а) и круговая диаграмма (6)
Биология Пасечник Учебник §7

ИЗ ИСТОРИИ НАУКИ

Аристотель (384—322 до н. э.) — великий древнегреческий учёный, написал большое количество сочинений по философии, физике, биологии, психологии, логике, этике, политике, поэтике.

Он систематизировал практически все современное ему знание. Выстроенная им система научных знаний широко использовалась в Европе более полутора тысячелетий.

Аристотель сделал многочисленные описания мест обитания различных растений и животных, указав их особенности. Особое внимание он уделял изучению животных, заложив научные основы зоологии. Всего Аристотель описал 540 разновидностей животных.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ

  1. Прочитайте тексты с научным и художественным описанием цветка лилии.
  2. Сравните научное и художественное описание биологического объекта.
  3. Сделайте вывод, в чём заключается их разница.

Научное описание цветка лилии
Цветок лилии состоит из 6 раздельных лепестков, 6 тычинок с длинными тычиночными нитями и крупными удлинёнными пыльниками. Завязь у лилии трёхгнёздная, пестик — с трёхраздельным рыльцем. Основные формы цветков — бокаловидная, чашевидная, воронковидная, колокольчатая.

Художественное описание цветка лилии

Тёмной ночью белых лилий
Сон неясный тих.
Ветерок ночной прохладой
Овевает их.
Ночь их чашечки закрыла,
Ночь хранит цветы
В одеянии невинном
Чистой красоты.
И. А. Бунин

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ 1

Для познания живой природы учёному очень важно правильно выбрать путь исследования или метод, которым он будет пользоваться. В биологии применяются различные методы исследования: наблюдение, описание, эксперимент, измерение.

Различают практические и теоретические методы. К практическим методам относят наблюдение и эксперимент (опыт). Важнейшая задача наблюдения как метода познания природы — это получить ответ на поставленный вопрос.

Наблюдение — это восприятие природных объектов или явлений с помощью органов чувств. В ходе наблюдения объекта или явления человек лишь фиксирует результаты, не вмешиваясь в сам процесс.

Эксперимент — исследование, проводимое в специально созданных и контролируемых условиях, которые позволяют установить, как эти условия влияют на объект или явление.

Эксперимент является куда более сложным, чем наблюдение, практическим методом. С его помощью можно подтвердить или опровергнуть какое-либо предположение. От наблюдения эксперимент отличается активным воздействием на изучаемый объект.

Результаты как наблюдений, так и экспериментов могут быть описаны качественно и количественно. Качественным является простое словесное описание, количественное же описание основано на точном измерении.

Измерение — это определение количественных значений тех или иных признаков изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств. Измерить какую-либо величину означает то, что её сравнивают с одной из общепринятых единиц измерения.

Результаты любого исследования должны быть зафиксированы в виде научного описания. Описание можно рассматривать как завершающий этап исследования. При составлении описания часто используют таблицы, графики и диаграммы.

Изучая строение организмов или какое-либо явление природы, мы используем приём анализа, который является важным составным элементом мышления.

Каждый человек должен уметь не только извлекать информацию из различных источников, но и критически её оценивать, анализировать и применять на практике для решения различных жизненных проблем.

Проекты и исследования

  1. Методы познания живой природы и их значение.
  2. Практические и теоретические методы познания живой природы.
  3. Наблюдение как метод познания природы.
  4. Эксперимент как метод познания природы.
  5. Измерение как метод познания природы.
  6. Описание как метод познания природы.
  7. Использование графических средств при описании результатов исследования.


Вы смотрели: Биология Пасечник Учебник §7 «Описание результатов исследований«. Ознакомительный фрагмент учебника по биологии УМК Линия жизни 2023. Цитаты из учебника 2023 года для 5 класса использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

<< § 6   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 8 >>

 

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней