География 5 Алексеев §5 «География сегодня» онлайн версия для ознакомления и покупки учебника «Алексеев, Николина, Липкина: География. 5-6 классы. Учебник — М.: Просвещение» (Полярная звезда). Цитаты из учебника 2019 года использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
География 5 класс (Полярная звезда) § 5.
<< § 4 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 6 >>
§ 5. География сегодня
Как сегодня собирают информацию о Земле?
Открытия новых материков, океанов, островов, рек и озёр, горных хребтов остались в прошлом.
Непрерывное наблюдение за поверхностью Земли стало возможным с созданием искусственных спутников Земли — космических аппаратов, постоянно обращающихся вокруг нашей планеты. Русское слово спутник вошло во все языки мира и теперь везде понимается без перевода. А 12 апреля 1961 г. был совершён п первый пилотируемый полёт: первым в мире космонавтом был русский, уроженец Смоленской области Юрий Гагарин.
Спутники собирают огромное количество информации. Они фотографируют Землю, наблюдают за погодой, обеспечивают связь между странами и континентами. На основе космических снимков составляют географические карты, проводят разнообразные исследования территории.
Множество спутников, постоянно летающих вокруг Земли, позволило решить очень важную задачу — достаточно точно вычислять местоположение любого объекта. Человек научился создавать навигационные системы, помогающие пилотам, лоцманам, водителям автомобилей.
ИНФОРМАЦИЯ, ПОЛУЧАЕМАЯ СО СПУТНИКОВ И ПИЛОТИРУЕМЫХ КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ, ПОЗВОЛЯЕТ ИССЛЕДОВАТЬ ПОВЕРХНОСТЬ ЗЕМЛИ.
Откуда получают и где хранят географическую информацию?
На рисунке 12 показаны источники географической информации. На географические карты нанесено всё то, что человечество открыло на Земле за века. Собрание карт называют атласом. Изучая географию, вы будете знакомиться с разными видами карт. Географические описания стран, районов и городов можно найти в энциклопедиях и справочниках. Особый вид справочников — путеводители, популярные среди туристов.
Огромное количество информации можно получить в сети Интернет. С помощью специальных программ (например, сервис Яндекс Карты) можно увидеть всю планету, проложить маршруты. Множество поисковых систем помогает нам найти материалы о любой точке земного шара — стоит лишь правильно набрать нужное географическое название. По каждой стране мира, району России, почти по каждому городу в Интернете есть специальные страницы — сайты, где собирается информация по этой территории. Это и официальные материалы, п статистика, п путевые дневники, и просто впечатления, фотографии и многое другое. Информации в Интернете очень много. Важно не только уметь её найти, но и, главное, выбрать и оценить. Правильнее сравнить информацию из нескольких источников. Тогда легче отличить правдивые данные от ошибочных пли искажённых.
Однако по-прежнему важным источником информации остаются экспедиции, наблюдения, путешествия.
Появление мощных компьютеров позволило учёным создать географические информационные системы (сокращённо ГИС). Они содержат огромное количество данных и отображают их в виде электронных карт.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОЗВОЛЯЮТ БЫСТРО НАЙТИ, ОБРАБОТАТЬ И СОХРАНИТЬ ЛЮБУЮ ГЕОГРАФИЧЕСКУЮ ИНФОРМАЦИЮ.
Вопросы и задания:
- Как учёные собирают информацию о Земле?
- Перечислите источники географической информации. Какова их роль для географии?
- Каково значение космических технологий для развития географической науки?
- Прочитав параграф, составьте его конспект. Для выполнения задания используйте подсказку (с. 8) о том, что должен содержать конспект.
- Найдите в тексте параграфа ответ на вопрос: как наблюдения и исследования в космосе помогают решать земные проблемы?
- Выпишите географические термины, которые встречаются в тексте параграфа. Какие из них вам уже знакомы? Какие вы встретили впервые?
- Найдите в Интернете информацию по вашему городу, району.
ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ
Географические открытия совершались на Земле на протяжении всей истории человечества. Сначала человек искал новые территории для охоты, рыболовства, земледелия. В дальнейшем отправлялся в другие земли для торговли, завоеваний. В XV—XVII вв. наступила эпоха Великих географических открытий. Христофор Колумб открыл для своих современников Америку, экспедиция Фернана Магеллана впервые обогнула земной шар. Рубежи ойкумены (известных земель) значительно раздвинулись. Были определены основные контуры обитаемых материков. Происходило заселение и освоение новых земель. Развивались торговля, хозяйство, науки.
Многие имена мореплавателей, землепроходцев, учёных остались на географической карте. Среди них немало российских имён. Наши соотечественники освоили Сибирь, открыли Антарктиду и первыми запустили искусственный спутник и полетели в космос.
Появление новейших компьютеров позволило создать географические информационные системы.
- Выберите любую газету. Выпишите все встретившиеся вам географические термины и названия. Систематизируйте их в группы: а) здесь я побывал; б) об этом часто слышал; в) слышу это впервые; г) очень хочу побывать; д) здесь живут мои родные, друзья; е) другое. На основе проделанной работы сформулируйте ответ на вопрос: как в повседневной жизни человек сталкивается с географическими знаниями?
- Напишите реферат о заинтересовавшем вас путешественнике. Чем он вам интересен? Опишите, кто он. его маршруты, вклад в освоение Земли.
НЕ ЗАБУДЬТЕ ОТМЕТИТЬ СВОИ ДОСТИЖЕНИЯ
Вы смотрели: География 5 Алексеев §5 онлайн версия для ознакомления и покупки учебника «Алексеев, Николина, Липкина: География. 5-6 классы. Учебник — М.: Просвещение».
<< § 4 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 6 >>
эм когда 2023 ?????
Учебник 2023 года тут https://5класс.рф/geografija-5-alekseev-uchebnik-2023/