География 5 Климанова §1 «Представления об устройстве мира» онлайн версия для ознакомления и покупки учебника «Климанова, Климанов, Ким: География. Землеведение. 5-6 кл». Цитаты из учебника 2012 года использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
География 5 класс. УМК Климанова §1.
<< § 31 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 2 >>
РАЗДЕЛ I. Как устроен наш мир.
ТЕМЫ: 1). Земля во Вселенной. 2). Облик Земли.
Тема 1. Земля во Вселенной
§ 1. Представления об устройстве мира
Слово «география» в переводе с греческого означает «землеописание». Земля — это мир человечества, наш мир. Однако она существует не сама по себе, а является частью космоса. Что это для нас значит? Во-первых, то, что и на Земле и в космосе действуют одинаковые законы природы, а значит, Землю нельзя изучать в отрыве от космоса. Во-вторых, возможно, настанет тот час, когда люди заселят космос и будут считать его своим домом.
Современные научные представления о Земле и космосе складывались веками. Были времена, когда за свои идеи об устройстве мира люди отдавали жизнь.
■ Как менялись представления об устройстве мира?
На протяжении веков люди вели спор о том, что находится в центре мира — Земля или Солнце. Сторонники геоцентрической модели (от греч. «гея» — земля) утверждали, что мир ограничен хрустальной сферой, на которой закреплены неподвижные звёзды (рис. 1, а). В центре мира находится Земля, вокруг которой вращаются Солнце, Луна и «блуждающие звёзды» — планеты (от греч. «планетес» — блуждающий). Геоцентрическую модель разработали древнегреческие учёные, самый известный среди них — Аристотель (384—322 до н. э.).
Сторонники гелиоцентрической модели (от греч. «гелиос» — солнце) в центр мира помещали Солнце, вокруг которого вращаются планеты, в том числе Земля (рис. 1, б). Гелиоцентрическая модель возникла тоже в Древней Греции, но учёные тогда не смогли подтвердить её ни с помощью наблюдений, ни с помощью расчётов. Научное обоснование эта модель получила лишь в XVI в. в трудах польского учёного Николая Коперника (1473—1543). Про него говорят, что он «остановил Солнце и сдвинул Землю».
Вопрос к рис.1 на стр.11:
Сравните две модели: в чём состоит их различие и сходство?
Хотя Коперника и поддержали видные учёные того времени, против его модели выступила очень влиятельная сила — римская католическая церковь. Долгое время научное и религиозное представления о мироустройстве были различны.
■ Как задолго до первого космического полёта учёные установили, что Земля вращается вокруг Солнца?
Однако в центре мира Солнце пробыло недолго. Начиная с XVI в. на Земле и на небе было сделано множество открытий, которые привели к формированию современных научных представлений об устройстве нашего мира. Но путь к истине не был лёгким.
Итальянца Джордано Бруно (1548—1600) сожгли на костре по приговору суда за выдвинутые им идеи. Бруно был философом. Результатом его размышлений о мироустройстве стала книга «О бесконечности, Вселенной и мирах», в которой он защищал учение Коперника. Вот лишь некоторые идеи, высказанные Джордано Бруно: сферы неподвижных звёзд, ограничивающей мир, не существует, космос бесконечен и не имеет центра. Звёзды удалены от Земли на огромные расстояния. Солнце — всего лишь одна из бесчисленного множества звёзд. У других звёзд тоже могут быть планеты, на которых может возникнуть жизнь, не исключено, что разумная. Так думают и современные учёные! И все эти идеи были высказаны тогда, когда общепринятой была геоцентрическая модель устройства мира. От Бруно требовали отречения от своих высказываний, но он отстаивал свои убеждения до конца.
Во времена, когда большинство учёных считало, что Земля — центр мира, трудно было объяснить ряд наблюдаемых явлений природы. Почему день и ночь в разное время года имеют разную продолжительность? Почему даже в одном месте в разное время года Солнце восходит и садится не в одной и той же точке? Эти и другие факты, установленные с помощью наблюдений, просто и красиво объясняла гелиоцентрическая модель.
Задание к рис.2 на стр.12:
Приведите свой пример, доказывающий вращение Земли вокруг Солнца.
■ Как устроен наш мир?
Земля — одна из восьми планет, вращающихся вокруг Солнца. Солнце — звезда, одна из множества в нашем мире — Вселённой, или космосе. Вселенная безгранична, однако законы, определяющие её существование и развитие, одинаковы в любой её точке. Наша Вселенная имеет возраст: учёные считают, что она появилась 12—15 млрд лет назад из бесконечно малой точки и с тех пор увеличивается в размерах. Звёзды, планеты и другие объекты во Вселенной, как люди, рождаются, развиваются и подходят к своему концу. Можно сказать, что Вселенная — это беспрерывное движение и развитие.
Как устроен мир и какое место в нём занимает Земля? Этот вопрос всегда волновал людей. В разные эпохи на него отвечали по-разному: Земля, «побывав» центром мира, оказалась в числе планет, вращающихся вокруг одной из множества звёзд во Вселенной.
Ключевые слова и выражения: • Геоцентрическая модель • Вселенная • Гелиоцентрическая модель.
Задание к рис.3 на стр.13:
Найдите в сети Интернет информацию об этих учёных. Какие факты их жизни, сделанные ими открытия вас особенно поразили?
Вопросы и задания
- Заполните таблицу 1.
- Сравните современные представления об устройстве мира и гелиоцентрическую модель Н. Коперника. Назовите их сходство и различия.
- Подготовьте краткий (не более пяти предложений) рассказ об одном из учёных, упомянутых в параграфе. Точно укажите источники информации, которыми вы пользовались.
Вы смотрели: География 5 Климанова §1 онлайн версия для ознакомления и покупки учебника «Климанова, Климанов, Ким: География. Землеведение. 5-6 кл».
<< § 31 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 2 >>