География 5 Климанова §3 «Солнечная система» онлайн версия для ознакомления и покупки учебника «Климанова, Климанов, Ким: География. Землеведение. 5-6 кл». Цитаты из учебника 2012 года использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
География 5 класс. УМК Климанова § 3.
<< § 2 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 4 >>
§ 3. Солнечная система
Вокруг Солнца обращается большое количество крупных и мелких космических тел, а также частиц космической пыли. Именно Солнце удерживает эти тела силой своего притяжения, поэтому все вместе они образуют Солнечную систему. На Солнце приходится более 99% массы Солнечной системы.
■ Какие две группы планет выделяют учёные?
Помните, в Древней Греции планеты называли блуждающими звёздами? Слово «блуждающие» правильно отражает их особенности, а «звёзды» — нет. Действительно, земной наблюдатель видит, как в течение года планеты вследствие своего движения вокруг Солнца перемещаются, «блуждают». Однако планеты — не звёзды, так как, в отличие от звёзд, светят не собственным, а отражённым солнечным светом.
Вопросы к Таблице 2:
1. Изучите таблицу. Почему планеты Меркурий, Венера, Земля и Марс объединили в одну группу, а Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун — в другую?
2. Назовите планеты Солнечной системы: самую маленькую и самую большую; самую быстро вращающуюся вокруг своей оси и самую «медлительную»; планету-рекордсмена по количеству известных на данный момент спутников.
Учёные подразделяют восемь планет Солнечной системы на две группы. В первую вместе с Землёй входят Меркурий, Венера и Марс. Она называется земной группой. Во вторую группу — планет-гигантов — входят Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.
■ Стоит ли землянам бояться астероидов и комет?
Некоторые фильмы-катастрофы рассказывают об ужасных последствиях столкновения Земли с астероидом — космическим телом диаметром от 1 до 1000 км. Слово «астероид» означает в переводе с греческого «звёздоподобный»: так эти космические тела назвали потому, что из-за своих малых размеров даже в сильный телескоп они выглядели как звёзды, т. е., в отличие от планет, не имели заметного диска. Больше всего астероидов в Солнечной системе находится между орбитами Марса и Юпитера (рис. 7), однако есть и такие, орбиты которых подходят к орбите нашей планеты достаточно близко. Так что вероятность столкновения Земли с астероидом есть.
Вопросы к рис.7 на стр.22:
1. Перечислите группы космических тел, образующих Солнечную систему.
2. Перечислите планеты Солнечной системы в направлении от Солнца.
3. Что вы уже знаете о Солнце?
От ударов мелких космических тел земная поверхность защищена атмосферой: большинство из них сгорает в результате трения в атмосфере. Те тела, которые всё-таки долетают до земной поверхности, мы называем метеоритами. От их ударов остаются чашеобразные углубления — метеоритные кратеры (рис. 8, а).
Если астероидов землянам опасаться стоит, то кометы не представляют для людей серьёзной угрозы. Хотя наши предки так не думали: появление кометы они считали предвестником ужасных событий и даже конца света.
Учёные называют кометы «видимым ничто»: их огромные газовые хвост и голова настолько разрежены, что мы бы ничего не почувствовали, если бы Земля прошла через них. Единственная твёрдая часть кометы — это её ядро, состоящее из льда, пыли и камней. Учёные образно сравнивают ядро кометы с грязным мартовским сугробом.
Кометы двигаются вокруг Солнца по очень вытянутым орбитам: когда ядро оказывается вблизи Солнца, оно начинает испаряться, образуя голову и хвост, которые уменьшаются по мере удаления кометы от Солнца (рис. 8, б).
■ Как возникла Солнечная система?
Все планеты Солнечной системы, их спутники, астероиды и кометы появились из газопылевого облака, вращавшегося вокруг молодого Солнца (рис. 9). Сталкиваясь друг с другом, пылевые частицы облака слипались, образуя более крупные сгустки. В этих сгустках — будущих планетах — благодаря силе притяжения оказалась основная масса газопылевого облака. Это произошло более 4 млрд лет назад.
Вопрос к рис.9 на стр.24:
Какие факты свидетельствуют об общем происхождении планет Солнечной системы?
■ Почему Земля — обитаемая планета?
Учёные надеялись обнаружить признаки жизни на других телах Солнечной системы, но пока этого не произошло. Условия, в которых могут существовать живые организмы, сложились только на планете Земля. Вот лишь некоторые из них.
Условие первое: расстояние земной орбиты от Солнца. Оно определяет температуру на планете, а значит, возможность существования жидкой воды, без которой не может быть жизни. Чем меньше расстояние орбиты планеты от Солнца, тем больше света и тепла получает планета, тем выше температура на её поверхности. Если температура превышает 100 °С, жидкая вода превращается в пар. Если же орбита планеты находится от Солнца далеко и температура на её поверхности всегда ниже 0 °С, вода на ней существует в виде льда.
Условие второе: размеры Земли. Наша планета достаточно велика, чтобы удержать силой своего притяжения газовую оболочку — атмосферу. Без атмосферы вода в жидком состоянии существовать не может. Также атмосфера защищает живые организмы от падения метеоритов, смягчает перепады температур на освещённой и теневой сторонах Земли.
Условие третье: скорость вращения Земли вокруг своей оси. Земля делает один оборот вокруг оси примерно за 24 часа. Такая скорость вращения не позволяет одной стороне Земли слишком сильно нагреться, а другой — остыть.
Чем больше человек изучает Землю, тем чаще он становится свидетелем существования жизни в крайне неблагоприятных условиях. Учёные предполагают, что на некоторых планетах Солнечной системы и на спутниках планет всё же могут быть обнаружены простейшие живые организмы.
Мы можем гордиться тем, что первооткрывателями дороги в космос были наши соотечественники. Они запустили первый искусственный спутник Земли, автоматическую межпланетную станцию «Луна-2», которая впервые достигла поверхности другого космического тела — Луны. Юрий Алексеевич Гагарин был первым человеком, совершившим космический полёт. День полёта Гагарина — 12 апреля 1961 г. — отмечается как День космонавтики. Алексей Архипович Леонов — первый космонавт, вышедший в открытое космическое пространство. Нашими соотечественниками были созданы орбитальные станции «Салют» и «Мир» — космические дома, где жили и проводили исследования многие экипажи. Сейчас в космосе действует Международная космическая станция, созданная специалистами разных стран.
■ Как человек исследует Солнечную систему?
Автоматические межпланетные станции, созданные людьми, побывали на поверхности Венеры и Марса, подлетали к Меркурию, пролетали через окрестности Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна. Сведения, переданные этими станциями, являются ценнейшим источником информации о Солнечной системе. Люди пока побывали только на одном внеземном космическом теле — Луне.
Планета Земля, жителями которой мы являемся, входит в состав Солнечной системы, возникшей из газопылевого облака. Солнечная система состоит из крупных и мелких космических тел: восьми планет, спутников планет, комет, астероидов, космической пыли. Солнце — центр и главное светило Солнечной системы, удерживающее тела, которые входят в её состав.
Ключевые слова и выражения: • Астероид • Метеорит • Метеоритный кратер • Комета.
Вопросы и задания
- Сравните планеты-гиганты и планеты земной группы по размерам, составу, скорости вращения вокруг своей оси, количеству спутников.
- Выясните происхождение названий планет Солнечной системы. Укажите источники информации, которые вы использовали.
- Как вы считаете, нужно ли людям продолжать исследования Солнечной системы? Объясните свою точку зрения.
Обратитесь к электронному приложению. Солнечная система
Вы смотрели: География 5 Климанова §3 онлайн версия для ознакомления и покупки учебника «Климанова, Климанов, Ким: География. Землеведение. 5-6 кл».
<< § 2 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 4 >>