География 5 Климанова §9

География 5 Климанова §9 «Урок-практикум. Глобус как источник географической информации» онлайн версия для ознакомления и покупки учебника «Климанова, Климанов, Ким: География. Землеведение. 5-6 кл». Цитаты из учебника 2012 года использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

География 5 класс. УМК Климанова § 9.

<< § 8   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 10 >>

§ 9. Урок-практикум.
Глобус как источник географической информации

■ Что изображено на глобусе?

В первую очередь обратим внимание на водное пространство Мирового океана, которое занимает большую часть поверхности нашей планеты. Но и размеры суши тоже впечатляют.

ЗАДАНИЯ

  1. Найдите на глобусе Северный и Южный географические полюса, а также экватор. Определите, какие материки расположены и в Северном, и в Южном полушариях.
  2. Гринвичский меридиан и меридиан 180° делят Землю на Западное и Восточное полушария. Найдите их на глобусе и определите, какие океаны расположены в обоих полушариях, а какие — только в одном.
  3. Определите, какие материки и океаны расположены сразу в четырёх полушариях.

■ Как определять по глобусу расстояния?

По глобусу можно узнать размеры материков, океанов, других крупных географических объектов, определить расстояние между пунктами. Для этого необходимо использовать гибкую линейку, полоску бумаги с нанесёнными на неё делениями или нитку. А ещё нужно уметь пользоваться масштабом глобуса.

Масштаб глобуса — это число, показывающее, во сколько раз уменьшены расстояния при изображении их на глобусе. Чтобы определить по глобусу расстояние, надо:
1) измерить это расстояние гибкой линейкой, ниткой или полоской бумаги;
2) найти масштаб глобуса;
3) умножить измеренное в сантиметрах расстояние на число километров, которому соответствует 1 см на вашем глобусе (рис. 27).

Последовательность определения расстояний по глобусу
Рис. 27. Последовательность определения расстояний по глобусу:

1. Между Северным и Южным полюсами на глобусе 40 см.
2. Масштаб глобуса: в 1 см 500 км.
3. Умножив расстояние на глобусе на масштаб, получим расстояние на местности: 40 см х 500 км = 20 000 км.
Таким образом, расстояние от Северного полюса до Южного 20 000 км.

ЗАДАНИЯ

  1. Определите протяжённость Южной Америки по экватору.
  2. Определите протяжённость Тихого океана по меридиану 180°.
  3. Найдите на глобусе города Москва и Каир, определите расстояние между ними.
  4. Найдите на глобусе Средиземное и Карибское моря. Измерьте и сравните их протяжённость с запада на восток.

■ Как определять по глобусу направления?

Направления по глобусу определяют с помощью параллелей и меридианов. Как известно, параллели показывают направление запад — восток, а меридианы — направление север — юг (рис. 28).

Рис. 28. Определение направлений по глобусу при помощи линий градусной сети.
Рис. 28. Определение направлений по глобусу при помощи линий градусной сети:

Северная Америка западнее Евразии.
Африка восточнее Южной Америки.
Евразия севернее Африки.
Южная Америка южнее Евразии.

ЗАДАНИЯ

  1. Найдите на глобусе материки Австралия и Северная Америка. Определите, в каком направлении от Австралии находится Северная Америка.
  2. В 2008 г. летняя Олимпиада проходила в столице Китая — городе Пекине (найдите его на глобусе). В ней приняли участие спортсмены многих стран и континентов. Определите, в каком направлении должны были лететь спортсмены из Австралии, Африки, Южной Америки, Северной Америки, чтобы попасть на эту Олимпиаду.
  3. Корабль из Аравийского моря вошёл в Красное море. В каком направлении он должен идти, чтобы через Суэцкий канал попасть в Средиземное море?
  4. Саша и Миша во время летних каникул совершили круиз по реке Волге (найдите её на глобусе). Саша плыл с родителями от Волгограда до Астрахани, а Миша — от Самары до Волгограда. Саша утверждает, что Волга течёт на юго-восток, а Миша говорит, что река течёт на юго-запад. Кто из мальчиков прав?
  5. Какой географический объект находится севернее — Каспийское море или озеро Байкал?
  6. Определите материк, на котором, двигаясь строго на восток, можно совершить кругосветное путешествие.
  7. Назовите место на Земле, из которого любое путешествие будет путешествием на юг.

Обратитесь к электронному приложению. Глобус как источник географической информации

 

ВЫВОДЫ К ТЕМЕ «ОБЛИК ЗЕМЛИ»

Большая часть нашей планеты покрыта Мировым океаном. Шесть материков, острова и архипелаги Земли могут спокойно уместиться на площади самого большого океана нашей планеты — Тихого.

Земля имеет форму шара. Это наглядно демонстрирует уменьшенная модель Земли — глобус. Он показывает все объекты земной поверхности без искажения очертаний.

Для того чтобы быстрее найти на глобусе нужный объект, на его поверхности провели вспомогательные линии — параллели и меридианы, образующие градусную сеть.

Меридианы соединяют полюсы Земли, а параллели параллельны экватору. Экватор — главная параллель. Он делит Землю на два полушария: Северное и Южное. Главные меридианы — нулевой (Гринвичский) и меридиан 180°. Они делят земной шар на Западное и Восточное полушария.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ

  1. Объясните значение понятий «градусная сеть», «нулевой меридиан», «меридиан», «параллель».
  2. Можно ли обойти или объехать земной шар и вернуться в исходную точку, двигаясь с запада на восток; с севера на юг; с юга на север?
  3. Продолжите предложения: «После изучения темы «Облик Земли» я знаю, что… Я умею…»
  4. Изображение Земли
  5. История открытия и освоения Земли

 


Вы смотрели: География 5 Климанова §9 онлайн версия для ознакомления и покупки учебника «Климанова, Климанов, Ким: География. Землеведение. 5-6 кл».

<< § 8   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 10 >>

 

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней