Читать онлайн: 2023 География Алексеев Учебник §6 «Российские путешественники». Версия для ознакомления и покупки учебника «Алексеев, Николина, Липкина: География. 5-6 классы. Учебник — М.: Просвещение» (Полярная звезда). Цитаты из учебника 2023 года (12-е изд.) использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
География 5 класс Учебник § 6.
<< § 5 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 7 >>
§ 6. Российские путешественники
Какова роль русских землепроходцев в освоении Сибири и Дальнего Востока. Как шло географическое изучение территории России. Какие исследования проводили россияне в Мировом океане.
Какова роль русских землепроходцев
в освоении Сибири и Дальнего Востока?
Пока европейцы осваивали Новый Свет, русские землепроходцы шагнули в Сибирь. В 1581 г. казак Ермак Тимофеевич с дружиной перешёл Уральские горы и положил начало географическим открытиям в Сибири. К концу XVI в. русские уже освоили бассейн нижнего Иртыша и большую часть бассейна нижней Оби.
В 1639 г. отряд Ивана Москвитина вышел к берегам Охотского моря, и вскоре там был основан Охотск первый русский порт и старейший из ныне существующих российских городов на Тихом океане. Таким образом, чтобы пройти эти огромные расстояния, русским землепроходцам понадобилось всего 58 лет.
В 1648 г. Семён Дежнёв первым из европейцев прошёл проливом между Азией и Америкой. Но это открытие не стало широко известно географам, и почти 100 лет спустя пролив был вновь открыт экспедицией Витуса Беринга (датчанина на русской службе) и назван его именем. А имя первопроходца носит теперь самая восточная точка материковой России и всей Евразии мыс Дежнева. В 1644 г. первый русский отряд Василия Пояркова разведал путь из бассейна реки Лена к реке Зея и прошёл по Амуру, а в 1650 г. Ерофей Хабаров основал первые русские укрепления па берегах Амура.
Русские землепроходцы не только открывали новые земли они их присоединяли к России. За короткое время после похода Ермака российское государство в несколько раз увеличило свою территорию. Россия стала гораздо богаче за счёт ресурсов Сибири тогда это были в основном меха. II до сих пор Сибирь обеспечивает нашу страну ресурсами нефтью, природным газом, углём, лесом и многими другими.
■ РУССКИЕ ЗЕМЛЕПРОХОДЦЫ ВНЕСЛИ ОГРОМНЫЙ ВКЛАД В РАСШИРЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ И ПРИРАЩЕНИЕ ЕЁ БОГАТСТВ.
Как шло географическое изучение территории России?
Землепроходцы описывали открытую ими территорию только в общих чертах. Но надо было составить точные карты всех новых территории, описать их богатства, населяющие их народы п многое другое.
В 1733 г. российское правительство организует ранее небывалое в мире предприятие – Великую Северную экспедицию. Её отрядам было поручено исследовать всё северное побережье России от устья Печоры до Камчатки, а также внутренние районы Сибири. Память о тех исследователях сохранилась в географических названиях. Так, в честь Харитона Лаптева, руководившего одним из отрядов экспедиции в 1739–1743 гг., и его двоюродного брата Дмитрия Лаптева, работавшего вместе с ним, названо одно из морей Северного Ледовитого океана. А именем штурмана Семёна Челюскина, который открыл и описал самую северную точку Евразии, назван мыс на Таймыре.
В созданной Петром 1 Российской академии наук существовал географический департамент, во главе которого стояли видные учёные, в том числе Михаил Ломоносов. Под его руководством были созданы подробные карты России, разработаны программы академических экспедиций по изучению нашей страны.
В 1845 г., но указу императора Николая I, было основано Русское географическое общество. Для распространения географических знаний и организации исследований научные экспедиции отправлялись во все уголки огромной страны и за её пределы. С Русским географическим обществом связаны имена многих известных путешественников, учёных, морских офицеров. В разное время исследовали Сибирь П. А. Кропоткин, И. Д. Черский. В. А. Обручев. Именем полярного исследователя адмирала Ф. П. Врангеля назван остров в Северном Ледовитом океане. В. К. Арсеньев собрал большой научный материал о природе Дальнего Востока. Он также стал широко известен литературными произведениями, созданными на основе своих путевых дневников, «Дерсу Узала» и др. В Центральной Азии работали знаменитый географ П. П. Семёнов, который в результате исследования гор Тянь-Шань по царскому указу стал зваться П. П. Семёнов-Тян-Шанский, а также М. В. Певцов, II. М. Пржевальский.
■ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ ПРЕДПРИНИМАЛИСЬ ЭКСПЕДИЦИИ В МАЛОИЗУЧЕННЫЕ РАЙОНЫ — ВДОЛЬ ПОБЕРЕЖИЙ СЕВЕРНЫХ МОРЕЙ, В СИБИРЬ, ЦЕНТРАЛЬНУЮ АЗИЮ, НА ДАЛЬНИЙ ВОСТОК.
Какие исследования проводили россияне
в Мировом океане?
В конце XVIII в. купец, промышленник и мореплаватель Григорий Шелехов «со товарищи» совершил несколько морских походов с целью налаживания торговли пушниной с местными племенами па Алеутских островах и Аляске. В результате этих походов возникли первые постоянные русские поселения вначале на Алеутских островах, а затем и на материке. Григорий Шелехов основал Северо-Восточную Американскую компанию, которая начала активное освоение этой территории. К началу XIX в. на Аляске было уже несколько постоянных русских поселений.
Необходимость снабжать всем насущным русские владения в Америке и па Дальнем Востоке дала начало российским кругосветным плаваниям. Первое из них совершили в 1803–1806 гг. на кораблях «Надежда» и «Нева» Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский (рис. 17). Корабли экспедиции пересекли с севера на юг весь Атлантический океан (и русский флаг впервые развевался в Южном полушарии), через пролив Дрейка вошли в Тихий океан и, открыв во время плавания несколько островов, добрались до Камчатки п Аляски. Возвращались они иначе. Их корабли обогнули с юга Азию, пересекли Индийский океан и. обогнув Африку, снова вошли в Атлантику, пересекли сё с юга на север и достигли Санкт-Петербурга. После этой экспедиции такие путешествия стали обычным делом для русских моряков.
Английский путешественник Джеймс Кук во время трёх своих кругосветных экспедиций неоднократно пересекал полярный круг к югу от Австралии, но останавливался перед непреодолимыми ледяными нолями. Это дало ему основание сделать вывод: «Риск, связанный с плаванием в этих необследованных н покрытых льдами морях, настолько велик, что ни одни человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне. Земли, что могут находиться на юге. никогда не будут исследованы». Знаменитый моряк ошибался.
В 1819 г. с целью «приобретения полнейших познаний о нашем земном шаре» была снаряжена экспедиция на шлюпах «Восток» и «Мирный». Первым шлюпом командовал Фаддей Беллинсгаузен, а вторым Михаил Лазарев (рис. 18). В суровых полярных широтах почти в течение двух лет продолжалось плавание. За это время в водах Антарктики русскими моряками были открыты и описаны многие острова. В январе 1820 г. экспедицией был открыт последний неизвестный материк Земли Антарктида.
■ В КОНЦЕ XVIII — НАЧАЛЕ XIX В. РУССКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ СОВЕРШИЛИ РЯД МОРСКИХ ПОХОДОВ, СРЕДИ КОТОРЫХ ОСОБОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЛИ ПЕРВАЯ КРУГОСВЕТНАЯ И ПЕРВАЯ АНТАРКТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИИ.
Российские исследования в Арктике
С конца XIX в. Русское географическое общество активно занималось организацией экспедиций по изучению арктических морей п их побережий. Российскими морскими офицерами, учёными и исследователями была собрана огромная информация о морях высоких широт, а их именами названы арктические острова, заливы, проливы.
Особое место в истории занимает период советских исследований Арктики в 1930–1940-х гг. В 1932 г. экспедиция под руководством Отто Юльевича Шмидта па ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» совершила первое плавание по Северному морскому пути за одну навигацию. Выдающимся событием стал первый в мире многомесячный дрейф на льдине научной станции «Северный полюс–1». В 1937–1938 гг. четвёрка полярников И. Д. Папанин, Г1. II. Ширшов, К. К. Фёдоров и Э. Т. Кренкель детально исследовали свойства воды, льдов и течений непосредствен по в районе Северного полюса. С тех пор были организованы ещё несколько десятков дрейфующих станций и экспедиций.
В 2007 г. стартовала российская полярная экспедиция «Арктика-2007», в ходе которой впервые в истории было совершено погружение на дно Северного Ледовитого океана в точке географического Северного полюса. Экспедицией были получены доказательства принадлежности океанического хребта Ломоносова российскому шельфу. В последние годы экспедициями Северного флота при поддержке Русского географического общества обнаружены несколько новых островов, мысы и бухты, вновь пройдены маршруты первопроходцев.
Сегодня Арктика – это чрезвычайно важная для России территория. Она прилегает к самым отдалённым, холодным, но фантастически богатым природными ресурсами районам России. А самое протяжённое побережье страны требует обеспечения безопасности.
Запомните:
Ермак Тимофеевич. Иван Москвитин. Семён Дежнёв. Витус Беринг. Василий Поярков. Ерофей Хабаров. Харитон и Дмитрий Лаптевы. Семён Челюскин. Михаил Ломоносов. Григорий Шелехов. Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский. Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев. Отто Шмидт.
Вопросы на стр.25
- Найдите па физической карте крайние точки Евразии, открытые русскими путешественниками: северную мыс Челюскин, восточную мыс Дежнёва.
- По карте на с. 184–185 проследите маршрут первого русского кругосветного плавания под руководством И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского.
- Какие территории изучали участники Великой Северной экспедиции?
- Как назывались корабли, на которых русские моряки совершили первое кругосветное плавай не?
- Заполните таблицу, используя учебник, энциклопедию, справочники.
Путешественник | Годы жизни | Основной вклад в открытие новых земель |
- Что вам известно из истории освоения вашей местности? Когда вам стала известна география своего города, посёлка, района? Вспомните, когда вы впервые посетили их различные части. Какие памятники культуры вам особенно интересны?
- Какие качества личности присущи первооткрывателям? Какие из них необходимо развивать? Обсудите эту проблему с товарищами.
Вы смотрели: География Алексеев Учебник §6 «Российские путешественники». Версия для ознакомления и покупки учебника «Алексеев, Николина, Липкина: География. 5-6 классы. Учебник — М.: Просвещение».
<< § 5 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 7 >>
Неграмотные у вас что, нет буквы «и» в нужных случаях, буквы «п»,»н» в том числе. СКЛОНЕНИЕ В НЕКОТОРЫХ СЛУЧАЯХ ПОДОБРАНО УЖАСНО.
Видимо,тут писал(а) школьник(ца).