География Алексеев Учебник §9

Читать онлайн: 2023 География Алексеев Учебник §9 «Учимся с «Полярной звездой» (1)». Версия для ознакомления и покупки учебника «Алексеев, Николина, Липкина: География. 5-6 классы. Учебник — М.: Просвещение» (Полярная звезда). Цитаты из учебника 2023 года (12-е изд.) использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

География 5 класс Учебник § 9.

<< § 8   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 10 >>

§ 9. Учимся с «Полярной звездой»

Проводим наблюдения и опыты

Человек изучает природу с помощью наблюдений, опытов (экспериментов), измерений. Наблюдая за природными явлениями, человек накапливает знания о них. Опыт позволяет создать модель природного явления, чтобы понять его причины. Измерения позволяют получить количественные характеристики природных объектов и явлении. Все эти методы изучения природы уходят глубоко в древность.

Наблюдая за небесным светилом, человек видел, как изменяется высота Солнца над горизонтом в течение дня. Для определения высоты Солнца ещё в древности использовали простой астрономический инструмент — гномон (рис. 21). Гномон состоит из вертикального шеста (пли простого стержня), укреплённого на горизонтальной плоскости. В солнечный день шест отбрасывает тень, длина которой от восхода Солнца до полудня непрерывно уменьшается, а от полудня до заката увеличивается. При этом тень меняет направление — «движется». В полдень, как вы знаете, линия тени совпадает с линией меридиана, т. е. с направлением север-юг. Проверить это можно на опыте, изготовив самостоятельно простейший гномон.

1. Наблюдаем за тенью

1- й шаг
Из плотного картона вырежьте круг диаметром 25—30 см. В центре круга, обозначенном точкой О, аккуратно проделайте отверстие н вертикально вставьте в него карандаш.

2- й шаг
Разместите гномон на хорошо освещённом месте, где ничто не препятствует солнечным лучам (например, на широком подоконнике).

3- й шаг
Начинайте наблюдение утром в солнечный день. Карандашом или фломастером отметьте положение теин от карандаша.

4- й шаг
Обозначьте конец тени точкой А и измерьте длину тени — отрезка АО. Проведите через точку А окружность.

5- й шаг
Запишите данные своих наблюдений (дату, время и длину тени).

6- й шаг
Сделайте ещё 5—7 отметок через разные промежутки времени (15 минут, один час, два часа, три часа). Записывайте данные. Отмечайте положение Солнца: выше на небе пли ниже по сравнению с предыдущим замером. Закончите наблюдения после полудня, ближе к заходу Солнца.

7- й шаг
Оформите полученные данные в виде таблицы в тетради.

Рис. 21 Гномон простейший астрономический инструмент для определения высоты Солнца


2. Определяем направление

1- й шаг
Используйте результат выполненного опыта. На площадке гномона найдите две точки, в которых тень касается проведённой окружности (одна из них точка А).

2- й шаг
Соедините две точки и отметьте середину полученного отрезка точкой Е.

3- й шаг
Проведите прямую через точки Е и О (центр гномона). Эта прямая определяет полуденную линию и указывает направление север-юг.

Опыт можно повторить в другой солнечный день, чтобы убедиться, что тень, совпавшая с полуденной линией, окажется самой короткой, а высота Солнца наибольшей.

Гномон можно использовать как часть солнечных часов, разметив площадку как циферблат. Тень будет переходить от одного деления к другому, показывая время. Стержень нужно направить на Полярную звезду, наклонив его к площадке.

Гномонами в Древнем Египте служили обелиски, воздвигаемые как дань поклонения высшим силам (рис. 22). Позже, рассчитывая размеры Земли, Эратосфен использовал результаты наблюдений за тенью от обелисков и колонн. Когда Эратосфен вычислял размеры земного шара, он не имел в своём распоряжении таких сложных приборов, какие существуют сегодня. Учёный ориентировался на высоту Солнца над горизонтом. В Александрийской библиотеке, где он работал, накопилось множество материалов о расположении различных пунктов п расстояниях между ними. Сведения о своих походах оставляли и воины Александра Македонского, и греческие моряки, и многочисленные торговцы. Хранились в библиотеке и результаты измерений и наблюдений астрономов, прежде всего за углами падения солнечных лучен.

Эратосфен и сам был гением измерений и логических заключений. Уверенный в том. что Земля — шар, он с очень небольшой погрешностью высчитал окружность Земли. Кроме того, он решил «накрыть» мир сеткой, расчертить его «линиями, идущими рядом», и «полуденными линиями». Мы их знаем, как параллели и меридианы.

Рис. 22. Обелиск заострённый четырёхгранный столб, напоминающий по форме солнечный луч

На следующих уроках вы будете изучать движения Земли и их следствия. Наглядно представить движения планеты помогут несколько опытов.

  1. Возьмите шар и прикрепите его к прочной нити. (Если трудно найти подходящий шар, то можно использовать, например, фрукт округлой формы яблоко или апельсин, или даже использовать ёлочное украшение.) На поверхности шара сделайте небольшую метку гуашью или фломастером либо маленькой наклейкой (рис. 23). Держите шар за нитку двумя пальцами так, чтобы метка была видна.
    Рис. 23. Опыт с шаром

Начните аккуратно крутить в одну сторону нитку между пальцами. Шар начнёт двигаться вокруг своей воображаемой оси, не отклоняясь в сторону. Продолжайте медленно крутить шар. Метка вначале исчезнет из поля зрения, а потом появится вновь и вернётся на прежнее место. Так шар сделал полный оборот вокруг своей оси.

  1. Встаньте напротив окна (или двери, или картины на стене). Начинайте медленно кружиться, не сходя с места, пока снова не увидите окно (или дверь, или картину). Вы сделали полный оборот вокруг себя. Так вокруг своей оси кружится балерина, когда исполняет движение фуэте. Так же вертится детский волчок (юла), так же вращается наша планета.
  2. Приготовьте небольшой глобус п настольную лампу без плафона. На ровной поверхности стола обозначьте круг, изображающий земную орбиту. (Можно нарисовать круг на большом листе, а можно использовать длинную тонкую верёвочку.) В середине круга установите лампу — она будет служить «Солнцем» (рис. 24). Не включайте верхний свет — желательно, чтобы вокруг был полумрак.

Рис. 24. Опыт с глобусом

1-й шаг
Поставьте глобус в точку А. Обратите внимание, что ось глобуса наклонена под углом к плоскости орбиты (в нашем опыте — плоскости стола) и «смотрит» в сторону лампы. Внимательно рассмотрите, как падает свет от лампы на глобус. Обращённая к источнику света половина глобуса освещена. В освещённую зону входит и Северный полюс. Противоположная половина глобуса находится в тени. В тени остался и Южный полюс.

2-й шаг
Вращайте сам глобус вокруг осп, придерживая его за подставку. Наблюдайте за Северным полюсом. Вы видите, что материки и океаны последовательно пропадают в тени п вновь возвращаются в освещённую зону. А Северный полюс и прилегающие территории всё время остаются освещёнными. Южный же полюс, напротив, всё время остаётся в тени.

3- й шаг
Начинайте медленно двигать глобус по орбите в направлении против часовой стрелки. Не отрывайте глобус от поверхности стола — вы видите, что угол наклона земной оси остаётся неизменным. Доведите глобус до точки Б (это половина пути). В этом положении ось глобуса «смотрит» в противоположную от лампы сторону. Наклон оси всё тот же! Вновь рассмотрите, как падает свет от лампы на глобус, и вращайте глобус вокруг оси. В тени теперь всё время остаётся Северный полюс, а Южный полюс освещён.

4- й шаг
Продолжайте вести глобус по линии орбиты, пока не совершите полный оборот, т. е. пока не вернётесь в точку А — в исходное положение.

Таким образом вы проследили путь Земли вокруг Солнца по своей орбите. Повторите этот путь несколько раз, чтобы убедиться, что:

  • земная ось всегда одинаково наклонена к плоскости орбиты;
  • Северное н Южное полушария Земли в разных положениях на орбите освещены Солнцем по-разному.

 


Вы смотрели: География Алексеев Учебник §9 «Учимся с «Полярной звездой» (1)». Версия для ознакомления и покупки учебника «Алексеев, Николина, Липкина: География. 5-6 классы. Учебник — М.: Просвещение».

<< § 8   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 10 >>

 

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней