5-й класс онлайн: Семёнов Рудченко Информатика Поурочные разработки Введение к Учебнику с 2022 года. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.
Посмотреть ОГЛАВЛЕНИЕ поурочных разработок.
Информатика (УМК Семёнов)
Поурочные разработки. Введение
Современные информационные технологии в значительной степени опираются на использование компьютера. В этом смысле информатика и компьютер неразделимы. Верно и то, что очень многие информационные технологии без компьютера изучать не стоит. Известно также, что многие задачи и результаты современной теоретической информатики возникли в связи с использованием компьютеров в нашей жизни.
Однако важность теоретической информатики как науки выходит за рамки изучения компьютеров. Наиболее значительные ее результаты, относящиеся к математике мышления и коммуникации, были получены в конце XIX — первой половине XX в., до появления компьютеров и их вхождения в нашу жизнь. Среди ученых-математиков и философов, внесших существенный вклад в информатику, есть и зарубежные — Г. Фреге, Д. Гильберт, К. Гедель, А. Тьюринг, Н. Винер, и российские — А. Н. Колмогоров, А. И. Мальцев, А. А. Марков.
Есть наука информатика, некоторым разделам которой посвящена теоретическая часть настоящего курса, а есть информационные технологии и информационная культура, которой посвящена практическая часть курса. Часто и то и другое называется информатикой. Мы предлагаем вам программу, объединяющую информатику и информационные технологии. Программа эта не только интегрирует теоретическую информатику и информационные технологии, но и дает учащимся навыки использования компьютера и другие информационно-технологические навыки, которые могут и должны немедленно применяться учащимися при изучении различных предметов.
Главная цель изучения курса — формирование у ребенка информационной культуры, под которой мы понимаем систему общих умений практически работать с информацией и передавать ее другим. В нашем курсе учащиеся усваивают ряд фундаментальных понятий, лежащих в основе информационной культуры и необязательно связанных с компьютером.
Авторы выражают особую признательность за критическое обсуждение наших материалов профессору, доктору физико-математических наук Алексею Всеволодовичу Гладкому. По книгам и работам Алексея Всеволодовича учились авторы и другие участники данной работы. Последнее время профессор А. В. Гладкий много внимания уделяет средней школе. В частности, для педагогов начальной школы будет полезным знакомство с его книгой «Числа: натуральные, рациональные, действительные, комплексные» (М.: Вербум-М, 2000).
Работа в компьютерном классе:
техника безопасности
На практических уроках дети будут работать на компьютере. Работа в компьютерном классе имеет свою специфику по сравнению с обычными классами, в частности, она требует соблюдения всеми участниками учебного процесса дополнительных правил безопасности и гигиены.
Конечно, соблюдение правил техники безопасности в компьютерном классе чаще зависит от взрослых, чем от детей. Так, у родителей часто возникают вопросы о безопасности работы маленьких детей в компьютерном классе, поэтому вам важно уметь рассеивать существующие мифы о вреде компьютеров. Безопасность работы зависит от года выпуска компьютеров, их расположения, правильной организации электрической сети.
Как электронный прибор современный компьютер (правильно установленный, имеющий надежное заземление и нормально эксплуатируемый) сам по себе вреден не более (даже менее), чем телевизор, который в иных домах не выключается с раннего утра до позднего вечера. Однако любое орудие и любая среда человеческой деятельности (взять хотя бы остро заточенный карандаш или привычку к чтению текста с мелким шрифтом в сумерках) могут оказаться вредными и даже опасными для людей несведущих и неосторожных. Перечислим причины и следствия тех, столь частых, к сожалению, случаев неправильной организации учебного процесса с использованием компьютеров, которых обязательно нужно избегать.
- Дети легко увлекаются работой на компьютере — интересному для них занятию они готовы сосредоточенно предаваться часами. Слишком продолжительное пребывание у экрана может неблагоприятно сказаться на их зрении и общем физическом самочувствии.
- Когда взор ребенка постоянно прикован к одному объекту на дисплее, наблюдаемому с одного и того же расстояния, резко падает способность аккомодации (перефокусировки) глаз при переводе взгляда на какой-либо другой объект, находящийся ближе или дальше экранного. Эта способность восстанавливается далеко не сразу, а лишь спустя немалое время после окончания работы на компьютере.
- Пристально вглядываясь в экран, дети гораздо реже мигают, поверхность глазного яблока реже омывается и меньше очищается слезной влагой, а это вызывает раздражение слизистой оболочки. Поскольку монитор настольного компьютера обычно находится значительно выше в поле зрения ученика, чем лежащая перед ним книга или тетрадь, то ученик вынужден дополнительно поднимать верхние веки, что еще сильнее сушит и раздражает глаза.
- Детям часто приходится наблюдать дисплей со слишком маленького расстояния, т. е. не под наилучшим для них углом зрения. Ученики обычно не замечают избыточной яркости экрана, бликующих отражений и прямых помех от посторонних источников света и не осознают необходимости регулировки и нейтрализации соответствующих параметров и эффектов. Результатом может явиться мигрень к концу занятий, резь в глазах, двоящиеся образы предметов и т. д.
Всех перечисленных негативных последствий, проистекающих из плохо продуманной организации учебной работы с компьютерами, можно полностью избежать, если придерживаться нескольких простых, но совершенно обязательных правил и условий.
- Удостоверьтесь, что ученик сидит у компьютера в надлежащей позе и ясно различает все экранные объекты, нужные для выполнения полученного им задания. Тщательно следите за тем, чтобы расположение на столе клавиатуры, монитора (высота, угол наклона, расстояние от наблюдателя), а также регулировка сиденья соответствовали индивидуальным антропометрическим (телесным) особенностям каждого ребенка. Из простейших решений наилучшим будет поднимающееся кресло, потому что легче поднять его, чем понизить монитор или стол.
- Перед началом занятий подойдите к каждому ученику и отрегулируйте яркость и контрастность изображений на его мониторе, каждый раз спрашивая: лучше или хуже ему виден данный объект, пиктограмма, меню и т. д. Проверьте, не мешают ли этому блики на экране или слишком интенсивное естественное (прямые лучи солнца) или искусственное освещение. (Помните, что при работе с компьютером общая освещенность классной комнаты должна быть примерно в половину меньше той, которая необходима для обычных занятий чтением или письмом.) Монитор ни в коем случае не должен располагаться прямо перед светлым окном (его надо достаточно плотно зашторить) или зажженной электролампой, попадающей в центральное поле зрения ученика.
- На уроках в компьютерном классе надо правильно организовывать смену деятельности. В классе, кроме столов с компьютерами, обязательно должны стоять столы для организации другой деятельности: работы с учебниками и рабочими тетрадями, подготовительной работы над проектами, математических игр и т. д. Основная модель урока в компьютерном классе состоит в том, что дети сначала работают с учебником и тетрадью: знакомятся с листом определений, решают задачи. После этого они переходят к компьютеру и выполняют задачи компьютерного практикума. Таким образом, каждый ребенок в течение урока будет менять место работы и вид деятельности, передвигаясь при этом по классу, поэтому никаких специальных пауз и физкультминуток не понадобится.
- Иногда можно слышать о каком-то вредном «излучении», исходящем от компьютерных мониторов. Позиция Всемирной организации здравоохранения состоит в том, что современные мониторы, имеющие, в частности, сертификаты ТСО (шведской профсоюзной организации) 92, 99 или 2002, не дают вредного излучения. Надо только помнить, что все эти сертификаты действительны исключительно в том случае, когда компьютер подключен к розетке с хорошим заземлением.
В самом деле, вредное воздействие компьютера, как и многих других плодов цивилизации, — производимый шум. Компьютеры могут существенно увеличить уровень шума в классе. Чтобы снизить уровень шума, попросите техническую службу регулярно смазывать и заменять все компьютерные вентиляторы, аккуратно подтягивать все винтики. Постарайтесь поместить шумные системные блоки подальше от рабочих мест детей.
Правила игры
Цель написания настоящей книги — оказание методической помощи учителям, работающим с курсом «Информатика 5-6» А. Л. Семенова, Т. А. Рудченко. Данный курс является обобщением и продолжением курса информатики для начальной школы тех же авторов. Эта родственность курсов определяет преемственность следующих основных идей, положенных в основу курса:
- явное и ясное введение правил игры — общих для всех учащихся и учителя договоренностей, полностью определяющих работу учащихся в рамках курса;
- активное использование языка, как наиболее естественного для учащихся информационного поля;
- интерпретация всего спектра понятий современной информатики в графических и телесных моделях.
Как и при работе с курсом начальной школы, основной формой работы на уроке авторы предлагают сделать самостоятельную работу учащегося с материалами курса. Такая модель поддерживается спецификой учебника, который содержит всю необходимую для работы информацию, и однозначным пониманием учащимися поставленной учебной задачи за счет четкой ориентации в правилах игры. На первых же страницах учебника задается одна из основных моделей деятельности — последовательное решение задач в учебнике. Решению задач очередного цикла должно предшествовать знакомство с листом определений. Обращение к листу определений в ходе решения задачи — одно из умений, вырабатываемых с самого начала изучения курса. Приветствуется обращение учащихся за помощью к учителю в случае затруднения. При этом учитель на уроке играет роль не только консультанта, но и катализатора интеллектуальной и творческой активности учащегося. Именно учитель организует деятельность ребят на уроке так, чтобы работа с материалами курса каждого из учеников находилась всегда в зоне его ближайшего развития. Понимание ребенком того, что значит правильно или неправильно решенная задача, — важнейший элемент всего учебного процесса.
Представление о правилах игры, явных и неявных, существенно для нашей работы в классе, и оно также существенно и для всей последующей жизни ребенка. Это представление формализуется различными способами и широко используется в информатике. Так будет обстоять дело и в дальнейшем — многие понятия станут для нас важными и в ходе работы над курсом, и как предварение строгих математических понятий информатики.
Важную роль в изучении курса играют проектные уроки. Компьютерные проекты позволяют обобщить опыт использования ИКТ-технологий, полученный детьми в начальной школе. Некомпьютерные проекты — это уроки решения практических информационных задач, часто силами группы учащихся. Все материалы для проведения некомпьютерных проектных уроков собраны в специальной тетради проектов. Подробное описание работы в проектах дано в этой книге.
Стоит отметить, что курс 5-6 класса имеет и некоторые отличия от курса начальной школы. Все они продиктованы переходом детей на новую ступень обучения — в среднее звено. В курсе 5 класса происходит переход на понятия и термины, принятые в современной информатике и математике. Так мешки, введенные в курсе начальной школы, заменяются множествами, а цепочки — последовательностями. Более строгой и научной становится и вся сопутствующая терминология. Такой переход готовит детей к изучению информатики и математики в старших классах.
В курсе используется система базовых понятий современной информатики и математики, принятая в курсах математики и информатики средней и старшей школы. Центральной научной идеей курса «Информатика. 5-6 классы» является идея дискретизации — знакомство школьников с дискретными структурами и дискретными процессами. В этом курсе дети познакомятся с примерами различных дискретных структур — структур состоящих из отдельных элементов (множество, последовательность, дерево). Также будут изучены и процессы, разложимые на отдельные этапы и шаги (игра, перебор, шифрование и др.). Ребята познакомятся с дискретными информационными процессами не только в информатике, но и в математике, языках, биологии и других науках. Более подробно теоретический материал и блоки соответствующих задач будут обсуждаться далее в этой книге.
Состав комплекта
В комплект учебных материалов каждого года обучения курса входят:
- учебник, который содержит все необходимые теоретические сведения (на листах определений), справочный материал (на форзацах учебника) и блоки задач;
- рабочая тетрадь, которая содержит заготовки для решения и, если необходимо, проверки решения задач из ученика; [на самом деле в продаже нет этих материалов]
- компьютерный практикум: компьютерный практикум к курсу предполагается проводить в среде КуМир, которая распространяется свободно и её дистрибутив можно скачать с сайта разработчиков;
- тетрадь проектов, которая содержит бумажный материал и описания к бескомпьютерным проектам, различные заготовки для оформления решения задач учебника, контрольные работы; [на самом деле в продаже нет этих материалов]
- поурочные разработки, которые содержат сведения о построении всего курса информатики в целом, различные варианты тематического планирования, комментарии важных понятий курса, обсуждение и решение задач, подробные инструкции по работе в компьютерных и бескомпьютерных проектах и работы в компьютерном практикуме.
Целевая аудитория курса
Курс «Информатика. 5-6 классы» построен так, чтобы его могли изучать не только те учащиеся, которые изучали информатику в начальной школе по курсу Семенова А. Л. и другим курсам, но и дети, совсем не изучавшие этот предмет и не знакомые с ИКТ-технологиями. В настоящем курсе мы учли, что период перехода на новые стандарты (ФГОС) может быть достаточно продолжительным, и в 5 класс по-прежнему еще могут приходить дети, совсем не знакомые с информатикой и ИКТ. Учебник содержит всю необходимую информацию для решения задач и понимания учебных текстов, по нему может работать и новичок. В то же время материал не дублирует то, что изучалось в курсе информатики в начальной школе. Все темы, которые могли изучаться детьми в начальной школе, преподносятся им в учебнике 5 класса на новом, более глубоком обобщенном уровне. Ученикам предлагаются новые задачи, даже известные объекты изучаются под новым углом. Также существует ряд совершенно новых вопросов, которые в курсе начальной школы не затрагивались. Таким образом, дети, изучавшие информатику в начальной школе, получают возможность обобщить, повторить и углубить свои знания по предмету, а дети первого года обучения — усвоить материал «с нуля». Компьютерные проекты являются общеобразовательными и могут быть исполнены на разном уровне в зависимости от уровня ИКТ-компетентности учеников, вынесенной ими из начальной школы. Новички смогут получить необходимый минимум знаний и умений, опытные пользователи смогут поделиться своими знаниями и познакомиться с новыми возможностями ИКТ.
Продуктивно построить работу как с «новичками», так и с ребятами, знакомыми с предметом, вам поможет эта книга для учителя. Обратите внимание на условные обозначения, принятые в учебнике. В классах, изучавших информатику по комплекту тех же авторов, нужно обязательно обращать внимание на места, помеченные колокольчиком. Это поможет не растерять знания, полученные в курсе информатики начальной школы, интегрировать их с новыми знаниями, организовать интересное обсуждение в классе, ускорить процесс усвоения новых знаний. В классах «новичков» стоит сразу попросить детей просто пропускать такие места, чтобы не вдаваться в лишние объяснения. В классах первого года изучения информатики лучше всего взять за основу приведенное в этой книге стандартное планирование и непременно брать все обязательные задачи. Это позволит всем детям в классе достичь необходимого базового уровня знаний. В классах, знакомых с курсом, учитель в зависимости от уровня класса и степени освоения курса начальной школы может работать по собственному планированию. В этой книге мы приводим ориентировочное планирование и для таких классов, которое может быть взято за основу. При этом мы имеем в виду, что класс, изучавший информатику в начальной школе, может пройти знакомые вопросы быстрее новичков, тем самым сэкономив время на более глубокое изучение новых и сложных вопросов, проектную деятельность, решение необязательных и сложных задач. Однако даже в том случае, если учитель работает по собственному планированию, он должен быть уверен, что все ученики справляются с задачами обязательного уровня. Кроме того, ребят лучше с самого начала приучать обращать внимание на условные обозначения в учебнике. Особенно это относится к обозначению наиболее важной теоретической информации на листах определений и знаку указания в задачах.
Способы решения задач
При решении задач из учебника, как и во многих других ситуациях в человеческой практике и в сфере информационных технологий, могут быть использованы различные общие стратегии. Попробуем описать некоторые из таких общих стратегий. При этом мы будем использовать терминологию, которую не вводим явно в учебнике. Но вы можете пользоваться этой терминологией при разборе задач с детьми, постепенно приучая их к правильному словесному описанию своей деятельности. По нашему мнению, выучивать абстрактные формулировки стратегий детям бесполезно и даже вредно. Определенная польза состоит именно в том, что учащийся открывает эти стратегии самостоятельно, возможно с помощью учителя, многократно применяет их на практике, постепенно осмысливает и начинает использовать более сознательно и систематически.
Метод последовательного перебора. Метод состоит в том, чтобы последовательно и систематически, в некотором смысле «механически», перебирать все возможные варианты решения. Часто говорят также о «переборе вариантов» или «переборе возможностей», и мы именно так и будем говорить. Иногда (и не так уж редко) это приводит к полному решению задачи. Чаще это позволяет накопить экспериментальный материал для того, чтобы сузить пространство перебора или начать последовательно и направленно идти к ответу, используя уже другие методы.
Часто одна или несколько из рассматриваемых (перебираемых) возможностей сама в свою очередь состоит из последовательности выборов. Например, пытаясь найти выигрышную стратегию в игре, нужно рассматривать все возможные варианты первого хода, затем все возможные варианты хода противника, затем все варианты нашего второго хода и т. д. Тогда для перебора возможностей следует организовать перебор различных последовательностей выборов. Эту ситуацию естественно представлять в виде дерева. Если при переборе вершин дерева мы окажемся в тупике (это значит, что на данном пути решения нет), возвращаемся на шаг назад и выбираем другую возможность (другую ветку дерева). Исследовав все ветки, выходящие из какой-то вершины и не найдя решения, возвращаемся еще на шаг назад и выбираем другую ветку дерева на предыдущем уровне.
Стратегия полного перебора позволяет найти решение, если оно есть. Почему же люди не решают с помощью нее все задачи? Ответ состоит в том, что перебор почти всегда занимает слишком много времени. Больше того, иногда множество, из которого выбираются объекты, бесконечно. Предположим, что для решения какого-то уравнения мы перебираем все целые числа, подставляем их в уравнение, а у уравнения вообще нет решения: в этом случае процесс перебора будет продолжаться бесконечно долго!
Одним из самых замечательных результатов «большой» информатики является открытие того факта, что большое число задач, для которых пока найден только переборный метод решения, в некотором смысле одинаковы (такие задачи иногда называют «переборными»). Специалисты считают, что, скорее всего, ни для одной из них более быстрого способа нахождения ответа не существует. Если бы быстрый способ все же нашелся для одной переборной задачи, то он сразу же нашелся бы для всех. Этот замечательный факт был обнаружен на рубеже 70-х годов ХХ в. одновременно советскими и американскими математиками. Вот пример такой переборной задачи: «Дан мешок натуральных чисел и еще одно число. Можно ли найти в мешке несколько чисел так, чтобы их сумма была равна этому данному?»
Идея метода полного перебора в какой-то степени противостоит распространенным школьным идеям о правильном первом шаге в решении, об искусственном приеме и т. п. Однако противоречия здесь нет, в действительности и в человеческой практике и при решении учебных задач полезно, а иногда и необходимо использовать и ту, и другую стратегии.
Метод проб и ошибок («Метод тыка»). Идея метода состоит в том, что для накопления экспериментального материала необязательно последовательно и систематически перебирать все возможные варианты ответа. Можно попробовать сделать какой-нибудь шаг, а если выяснится, что результат не достигнут, то есть произошла ошибка, то сделать какой-то другой шаг. И так пробовать, пока не найдется ответ, или не сузится пространство перебора, или не найдется иной подход к решению. Иногда даже один, взятый наугад случайный вариант ответа (и не подошедший в качестве ответа) позволяет получить достаточно информации, чтобы затем планомерно построить настоящий ответ. Иногда надо попытаться взять случайный, но типичный или самый простой, или самый сложный объект и попытаться исследовать его и т. д.
Такой способ является очень естественным для детей, хотя обычно и не поощряется школой. В названии способа имеется слово «ошибка», но ничего плохого в этом нет. Нужно приучить ребенка к тому, что без ошибок никакая человеческая деятельность не обходится, ошибаться не позорно, но надо учиться замечать и исправлять свои ошибки. Это вообще исключительно важно: школа часто выстраивает перед ребенком идеал безошибочности, что вредит ему в дальнейшей учебе и жизни. Возможность ошибиться и затем исправить, найти свою ошибку — психологически важна для ребенка, надо его не ругать за пробы и перебор вариантов, а хвалить.
Данный метод отличается от предыдущего именно тем, что в нем перебор «непоследовательный», так сказать, «хаотичный». Он уже не гарантирует нахождения ответа. Более того, часто бывает, что использующий этот метод человек много раз выбирает бесперспективный путь, «топчется на месте». Почему же все-таки люди используют такую стратегию, а мы рассматриваем ее в своих книгах? Оказывается, что при переборе наугад у человека быстрее включаются на сознательном и подсознательном уровнях алгоритмы выявления закономерностей, позволяющие классифицировать объекты и сократить перебор, найти более прямой путь к решению. При переборе возможностей накапливается опыт, показывающий, какого типа действия стоит пробовать, а какого — не стоит. И в решении задачи возникнет более экономная стратегия, а может даже появиться и готовое решение задачи, не базирующееся на пробах, а исходящее из понимания того, «как все на самом деле устроено». Чтобы научить детей правильно использовать такой метод, надо выработать у них привычку анализировать процесс перебора, спрашивать у них, почему они решили попробовать тот или иной вариант, почему вариант не подошел, все ли подходы учтены и использованы.
Метод Монте-Карло. Можно стараться не угадать, какой объект попробовать в методе проб и ошибок, а действовать «честно наугад», «с закрытыми глазами». Пробуя такие случайные объекты, можно собрать важную информацию. Например можно составить представление о том, сколь много есть решений у данной задачи, среди всех возможных, а не просто найти одно решение. Название «Монте-Карло» — это не фамилия автора метода, а отсылка к игорному (случайному) выбору. Чтобы получить случайный объект, например цепочку нулей и единиц, можно бросать монету. Чтобы получить цепочку целых чисел от 1 до 6 можно бросать игральную кость. Чтобы научить компьютер такому «случайному выбору», пишут специальные программы. Они позволяют компьютеру создавать объекты (например числа), похожие на случайные (действительно случайный выбор современному компьютеру недоступен).
Метод сборки снизу вверх (метод «Разделяй и властвуй»). Этот метод состоит в том, чтобы выделить в задаче частичные подзадачи, построить их решения, а потом из них «склеить» все решение. С упомянутым подходом тесно связано проектирование сверху вниз, при котором мы сначала описываем нужные нам свойства всего объекта (например всей программы или всего здания, которое нужно построить), затем разбиваем этот объект на части (например выделяем подпрограммы или отдельные части здания) так, что если эти части имеют правильные свойства (например работают или построены правильно), то весь объект будет решением задачи. Так можно поступать и далее, измельчая получающиеся объекты до тех пор, пока не станет совсем ясно, как построить самые мелкие. Название «Разделяй и властвуй» связано с латинским изречением «Dividio et conquar», соответствующем стратегии управления, при которой начальник (император) справляется (расправляется) с отдельными частями управляемой системы (провинциями, вассалами, завоеванными территориями) и в результате управляет целым. По ходу изучения курса дети будут знакомиться с различными применениями метода «Разделяй и властвуй» и будут не раз строить объекты сверху вниз. В вычислительных информатических задачах этот метод реализуется как «метод динамического программирования».
Описанные выше стратегии и методы, конечно, далеко не исчерпывают всех подходов, накопленных человечеством, но они довольно часто будут оказываться полезными детям при решении задач курса, и вы можете их обсуждать с теми учениками, которые начинают активно и систематически их применять.
В задачах и проектах мы уделим много внимания тому, чтобы продемонстрировать и вложить в руки детей способы решения разных типов задач. С одной стороны, формирование эффективных способов решения (эффективных алгоритмов) — важная часть современной науки информатики. С другой стороны, просто рассказывать детям о разных способах и даже демонстрировать их — дело неэффективное и даже в общем бесполезное. Дети должны быть не просто проинформированы о способах, скажем, сортировки объектов, но должны действительно пользоваться ими не только при решении задач курса, но и в жизни. Чтобы достичь этого, для начала нужно у каждого ребенка создать достаточную мотивацию использования того или иного способа действия. Работая с задачами курса, дети постоянно сталкиваются с необходимостью как-то структурировать, планировать свои действия. Не случайно в комментариях к задачам мы часто просим вас дать возможность каждому ребенку поработать с задачей самостоятельно, даже если вы заранее знаете, что она будет трудна для него. Опыт самостоятельной работы над задачей, поиск решения, изобретение своих собственных способов решения — одно из самых развивающих интеллектуальных действий. При такой работе постепенно формируется ощущение необходимости выработки стратегии решения.
Только после того, как ребенок накопил достаточный (самостоятельный!) опыт, он сможет понять и принять те методы работы, которые вы ему предложите, скажем, на проектном уроке или при обсуждении решения очередной задачи.
Усвоенный алгоритм работы — например сортировки или попарного сравнения объектов — потом можно реализовывать в формализованном виде с абстрактными математическими объектами. Эта общая схема — отработка алгоритма на видимых осязаемых объектах с последующим переносом на абстрактные математические объекты — используется во многих местах курса.
О необязательных задачах
Необязательные задачи по составу неоднородны и отличаются не только по тематике, но и по степени сложности. Условно все необязательные задачи можно разделить на 3 группы: задачи на повторение стандартного уровня, сложные задачи на повторение, математические задачи. Стандартные задачи на повторение удобно предлагать в качестве домашней работы, а также с целью текущего повторения изученных тем. Сложные задачи на повторение можно использовать, чтобы занять сильного ученика, быстро справившегося с объемом урока. Как правило, такие задачи интегрируют в себе сразу несколько вопросов и ориентированы на глубокий анализ материала. Задачи, которые условно можно назвать математическими, также неоднородны. Среди них встречаются задачи на сообразительность и смекалку, арифметические, логические задачи. Но у них есть общие черты. Первая — эти задачи при изучении курса математики считаются нестандартными (олимпиадными, кружковыми и т. д.). Вторая — это задачи информационного характера. То есть путь к решению находится, как только ребенок правильно понимает и интерпретирует содержащуюся в задаче информацию. Из этого следует, в частности, то, что в этих задачах важную роль играет логическая составляющая. Третья — эти задачи допускают применение наших информатических методов: перебор, метод проб и ошибок, метод разделения задачи на подзадачи. Серию математических задач можно использовать, чтобы занять сильного ребенка, а также для повышения уровня мотивации и интереса к курсу всего класса в целом.
Вы смотрели: Семёнов Рудченко Информатика Поурочные разработки Введение к Учебнику с 2022 года. Цитаты из пособия «Информатика 5-6 классы : Методические рекомендации / Т. А. Рудченко — М.: Просвещение» использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.