5 класс онлайн читать: учебник по истории Древнего мира § 2. Первобытные охотники и собиратели (фрагмент: страницы 19-23). Код материалов: История Мединский Учебник §2 (2025 год). Цитаты из учебного пособия использованы в учебных целях.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.
История Древнего мира
(УМК Мединский Чубарьян)
§ 2. Первобытные охотники и собиратели
❓ Что помогло древнему человеку выжить в трудных природных условиях?
Рис. Охота в древности. Художник З. Буриан
Промыслом, связанным с высоким риском для жизни, обычно занимались мужчины. Женщины оставались с детьми на стоянках.
🔎 • вождь • племя • род • родовая община • собирательство • расы
1. Занятия первобытного человека (стр. 19–20)
Хозяйство людей древнего каменного века основывалось на том, что давала им природа. Основой жизнедеятельности были охота, рыболовство, собирательство дикорастущих съедобных растений и кореньев. Такой тип хозяйства называется присваивающим. Он господствовал на протяжении почти всего древнего (палеолит) и среднего (мезолит) каменного века.
Рис. Охота на мамонта. Художник З. Буриан
❓ Назовите орудия, которые древние люди использовали на охоте.
Многие тысячи лет древние люди жили в Африке, зонах тропиков и субтропиков. Климат здесь был тёплым. Разнообразие растений позволяло прокормиться, собирая ягоды, фрукты, грибы, орехи, коренья. Первобытные люди, занимаясь собирательством, меняли места обитания.
Рис. Первобытные инструменты (от латинского «орудие»)
❓ Для чего могли использоваться изображённые на рисунке инструменты?
Другим занятием была охота. Она имела большое значение в жизни первобытного человека. Охотиться на крупных животных (устраивать ловушки, загонять зверя) можно было только коллективно. Успешная охота обеспечивала людей мясной пищей.
Орудия труда (оббитые с одного конца куски гальки, грубые ручные рубила) и охоты (дубины, рогатины) древние люди делали из камня и дерева. Навыки их обработки передавались из поколения в поколение и совершенствовались.
Трудовая деятельность меняла древнего человека. Руки становились более подвижными, ловкими, пальцы — более умелыми. Труд способствовал развитию мышления человека, его мозг становился более совершенным. В ходе общения с себе подобными развивалась речь.
❓ 1. Какие способы охоты использовали первобытные люди?
2. Почему охота была коллективным занятием?
2. Использование огня (стр. 20–21).
Важным открытием первобытного человека стало использование огня для приготовления пищи, обогрева холодными ночами, отпугивания диких зверей, освещения тёмной пещеры.
Сначала человек не умел добывать огонь и непрерывно поддерживал пламя, добытое, например, от загоревшегося в грозу дерева. Археологи открыли под Пекином пещеру, где толщина слоя золы и углей от костра достигала 6 метров.
Рис. Огонь в жизни древнего человека
❓ 1. Каким образом человек смог узнать свойства огня?
2. Какие способы получения огня изображены на рисунках?
3. Как применяли огонь на охоте?
Позднее человек научился получать огонь трением или высеканием искр из камня, а также сохранять и переносить на большие расстояния.
❓ Какое значение в жизни древнего человека имел огонь?
3. Орудия и жилище (стр.21).
Примерно 70 тысяч лет назад начался ледниковый период. Климат стал более суровым. Исчезли многие виды животных, но появились другие — приспособленные к новым условиям: мамонты, шерстистые носороги, бизоны, олени.
Основным занятием в жизни первобытных людей стала охота. Они научились делать копья, дротики, гарпуны с острыми наконечниками для ловли рыбы. Копьеметалка позволяла охотиться с большого расстояния, не приближаясь в целях безопасности к крупному животному.
Охота давала древнему человеку не только пищу. Из бивней мамонта и оленьих рогов изготавливали орудия труда. Мелкие кости использовали в качестве игл для сшивания шкур животных, которые носили как одежду.
Люди укрывались от холода и дождей в гротах и пещерах. Со временем они научились сооружать жилища. Кости крупных животных служили строительным материалом для возведения каркаса, который сверху накрывали шкурами. Внутри такого жилища устраивали очаг. Ледниковый период закончился 15—10 тысяч лет назад.
❓ Что происходило в жизни древних людей в последний ледниковый период?
Рис. Жилище первобытного племени
❓ Сравните два вида жилищ первобытного человека. Назовите преимущества и недостатки каждого жилища. Аргументируйте свой ответ.
4. Род и племя (стр.21).
Сообщества древних людей современного вида учёные называют термином «праобщины». Коллектив кровных родственников, которые происходили от общих предков, называют «род» или «родовая община». Члены рода вели общее хозяйство: мужчины охотились, женщины занимались собирательством. Добыча отдельных членов рода поступала в распоряжение всего коллектива. На общем сходе взрослых членов рода выбирали старейшину, самого опытного и авторитетного человека.
Несколько родов составляли племя. Его возглавлял совет, в который входили старейшины родов. Племя имело общую территорию, язык, обычаи и вождя. Им был старейшина одного из родов, входивших в состав племени.
❓ 1. Что такое родовая община?
2. Что предшествовало родовой общине в процессе развития человека?
5. Расы (стр.22).
В течение многих веков человек приспосабливался к климатическим условиям своего обитания. Недостаток или избыток солнечного света, холод или жара привели к изменениям во внешнем облике. Учёные считают, что человеческие расы стали формироваться с появлением человека разумного.
Раса — это большая группа людей, обладающих общими внешними признаками (цвет кожи, разрез глаз, вид волос). Раньше учёные выделяли три основные расы: европеоидная, монголоидная, негроидная. Современные исследователи выделяют четыре основные расы: европеоидная, монголоидная, негроидная, австралоидная. Все расы обладают равными возможностями для развития, ни одна раса не превосходит другую.
❓ Выделите характерные черты каждой расы.
⚠ Подробнее. В начале развития антропологии из-за внешнего сходства негроиды и австралоиды объединялись в одну большую расу. Однако с развитием методов исследований и приходом генетики на службу антропологии учёные установили, что в геноме этих рас больше различий, чем между негроидами и европеоидами или монголоидами. А похожий внешний вид объясняется жарким экваториальным климатом.
Рис. Человеческие расы
❓ Какие условия оказали влияние на формирование рас, представители которых изображены на рисунке?
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
Первобытные люди занимались охотой и собирательством. Научились пользоваться огнём. Появился первый коллектив — родовая община. С появлением человека разумного стали формироваться человеческие расы.
Вопросы и задания (стр.23)
- Что помогало древним людям в охоте и собирательстве? Какую роль играли эти занятия в жизни древнейших людей?
- Подумайте, почему древние люди жили, объединяясь в большие группы.
- Дайте определение понятия «присваивающее хозяйство». Приведите примеры такого типа хозяйства.
- С помощью дополнительных источников информации выясните, существуют ли в наше время народы, у которых сохранился племенной строй. Как вы думаете, почему?
- Сравните жизнь древних людей до открытия огня и после. Сделайте вывод о том, как использование огня изменило жизнь человека.
- Объясните, как природные условия повлияли на развитие человека.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из книги «На берегу Маклая» русского путешественника и учёного XIX века Н. Н. Миклухо-Маклая, который исследовал жизнь папуасов — древнейшего населения Новой Гвинеи, и ответьте на вопросы.
Большей же частью кубу живут кочевой жизнью и беспрестанно бродят по своей области в поисках созревших лесных плодов. Там, где застаёт их вечер, они сплетают из веток дерева простой зонт, который защищает их от непогоды.
Я осматривал содержимое одной из сумок… носимых мужчинами на перевязи через левое плечо. Кроме двух больших донганов (ножей), тут были кости, отточенные на одном конце, служившие как рычаг или нож, и нашлись четыре заострённые кости, очевидно, инструменты, способные заменить ланцет, иглу или шило. Затем обнаружил раковину… имевшую зубчатый нижний край и служившую у туземцев для выскрёбывания кокосов. Был также удлинённый кусок скорлупы молодого кокосового ореха, заменявший ложку… Был принесён кусок старого бамбука, каменным топором обрублены оба конца и затем расколоты на тонкие длинные пластинки, которые, будучи софеты в угольях, получили такую твёрдость, что ими можно было резать не только мягкое таро и ямс (растения наподобие картофеля), но также мясо и даже волосы…
❓ 1. Какие орудия труда папуасов напоминали орудия труда первобытных людей? 2. С помощью дополнительной литературы выясните, в каких условиях живут папуасы Новой Гвинеи в наше время.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
«УЧИТЕЛЮ И УЧЕНИКУ». Материалы к параграфу на портале «История.РФ».
Ссылка для перехода — https://histrf.ru/teacher/5-klass-istoriya-drevnego-mira/pervobytnye-ohotniki-i-sobirateli
На сайте «История.РФ» вы найдете, к примеру, следующие статьи:
1) Человек – исключение из правил животного мира — 5 минут на прочтение
2) Как жили наши древнейшие предки — 5 минут
3) Какие тайны каменного века открывает археология — 4 минуты
4) Как менялись наши представления о пещерных людях — 4 минуты
5) Копьем и копалкой — 5 минут.
А также 1 видео, 1 аудио, 1 тест, 1 документ и 2 книги.
❓ Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа,
обоснуйте его двумя-тремя аргументами.
Вы смотрели: учебник по истории Древнего мира для 5 класса: § 2. Первобытные охотники и собиратели. Код материалов: История Мединский Учебник Учебник §2. Цитаты из учебного пособия «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Учебник / Мединский Чубарьян — М.: Просвещение, 2025» использованы в учебных целях.