5 класс онлайн читать: учебник по истории Древнего мира Введение (фрагмент: страницы 3-10). Код материалов: История Мединский Учебник Введение 2025. Цитаты из учебного пособия использованы в учебных целях.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.
История Древнего мира
(УМК Мединский Чубарьян)
ВВЕДЕНИЕ
1. Что изучает наука история? (стр. 3–4)
Слово «история» буквально означает «повествование». Это рассказ о прошлом. Греческий историк Геродот полагал самым важным, «чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение». История — это и последовательность событий, летописание. И повесть о великих людях, на примере которых учатся новые поколения. И наука, раскрывающая закономерности развития общества, появления народов и государств, войн, переселений.
Все мы принадлежим к народам и государствам, история показывает, что происходило с ними в прошлом. В Древней Греции покровительницей истории считали музу Клио. Её изображали молодой красивой женщиной с умным лицом и со свитком в руках, то есть с текстом.
Работая с учебником, вы погрузитесь в интересный и таинственный мир прошлого, перенесётесь на несколько тысячелетий назад и узнаете, как зарождались, расцветали и гибли государства, исчезали целые народы. Вы побываете во дворцах великих правителей, по повелению которых воздвигались величественные сооружения и начинались разрушительные войны. Вы узнаете великих людей прошлого, прославивших на века своё имя подвигами, пройдёте по улицам древних городов, где жили простые люди, кропотливым трудом которых созданы все богатства на Земле.
Учёные-историки делят историю человечества на четыре периода: Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время.
В этом году вы будете изучать историю Древнего мира. Эту огромную эпоху принято разделять на этапы: первобытная история, история Древнего Востока, история Античности, или античного мира (Древней Греции и Древнего Рима). Слово «античность» пришло к нам из латинского языка и означает «древность».
[ «Отец истории». Геродот.
Геродота, жившего в V (5) веке до н. э., называют «отцом истории». Для написания своей знаменитой «Истории» он объехал почти все известные страны своего времени. Геродот описал традиции и обычаи многих народов Древнего мира. ]
❓ Зачем нужно изучать историю?
2. Исторические источники (стр. 4–6)
Человек оставляет на земле свидетельства своей деятельности. Отшлифованные палка и камень, маленькая бусина, пожелтевшие листы старой книги, пещера с рисунками древнего человека, египетская пирамида, герб на доме, медная монета и многое другое — всё это следы прошлого. Учёные называют их историческими источниками. С них начинается исследование и познание прошлого.
Рис. Исторические источники
❓ Перечислите, какие виды исторических источников изображены на иллюстрации.
Исторические источники делятся на группы. Вещественные источники — это орудия труда, домашняя утварь, одежда, монеты, медали, гербы, оружие, жилые постройки и т. д.
К письменным источникам относятся летописи, хроники, грамоты, договоры и указы, дневники и воспоминания, а также эпиграфические памятники — надписи на камне, металле, кости и других материалах, тексты, нацарапанные от руки на посуде иди стенах зданий.
В группу устных источников входят предания, сказания, легенды, былины, баллады.
Рис. Археологи на раскопках
Слово «археология» образовано от древнегреческих слов «древний» и «наука». Этот термин использовался в древности в значении «рассказы о старине». Наука археология стала зарождаться в XVIII (18) веке.
Археологи используют для работы лопаты, специальные ножи, кисточки, щётки, измерительные приборы и другие инструменты.
Человеческое общество в прошлом изучает множество исторических дисциплин. Огромную роль в изучении прошлого играет наука археология. Она изучает историю по вещественным источникам, которые извлекают из-под земли. Археологию называют «наукой, вооружённой лопатой».
Наука антропология (слово образовано от древнегреческих «человек» и «наука») изучает и восстанавливает физический облик древнего человека. Этнология (от слов «народ» и «наука») изучает бытовые и культурные особенности народов мира. Существуют и другие вспомогательные науки, с помощью которых учёные восстанавливают прошлое человечества. Например, географы разрабатывают также и исторические карты.
Интерьер одного из залов Государственного Эрмитажа. Санкт-Петербург, 2014 г.
Самым большим музеем в России является Государственный Эрмитаж, который находится в Санкт-Петербурге. Это один из крупнейших музеев мира, где собраны художественные и исторические ценности со всего света. В Эрмитаже хранятся около трёх миллионов экспонатов, а площадь его выставочных залов составляет более 100 тыс. м2 — это примерно 14 футбольных полей. Если представить, что вы захотите посмотреть каждый экспонат хотя бы по одной минуте, то вам понадобится почти шесть лет.
Учреждение, которое занимается сбором различных памятников старины, хранит их, выставляет для обозрения и организует выставки, называется музеем. В переводе с греческого языка слово «музей» — «храм муз». Старинные рукописи, грамоты, летописи, договоры и другие письменные источники хранятся в архивах.
❓ Назовите группы исторических источников.
3. Счёт лет в истории (стр. 6–7)
Любое историческое событие имеет свою дату. Изучать историю без дат нельзя. Человек стал записывать даты только с появлением письменности. Самый простой способ отсчёта времени — смена дня и ночи. Наблюдая за луной, древние люди заметили, что она меняет свой вид от серпа до круга и снова до серпа за 29,5 суток. Продолжительные отрезки времени измеряли, например, временами года, разливами реки.
Продолжительность года рассчитали древние египтяне, их год составлял 365 дней. В некоторых странах, когда одного царя сменял другой, счёт прерывали и начинали заново. Позднее люди придумали более удобный способ: отсчёт лет начинали от памятного события. Например, для жителей Рима это был 753 год до нашей эры — легендарная дата основания этого города.
В нашем календаре точка отсчёта лет — условный год рождения Иисуса Христа. Все события, происходившие ранее, принято обозначать «до Рождества Христова» или «до нашей эры» (сокращённо «до Р. X.» или «до н. э.»).
Для удобства счёта времени используют не только годы, но и столетия (по-другому — века) и тысячелетия. Годы обозначают арабскими цифрами: 978 год, 1812 год, 1960 год, 2000 год и т. д., века — римскими цифрами: I (1) век, IV (4) век, XII (12) век, XVI (16) век, XVIII (18) век, XX (20) век. Век – это 100 лет.
Эпоха Древнего мира охватывает период от появления первых цивилизаций на Древнем Востоке до падения Западной Римской империи (4—3 тысячелетие до н. э. — V (5) век н. э.).
❓ 1. Какие существовали способы отсчёта времени?
2. Какой век идёт сейчас?
4. Как работать с учебником (стр. 7)
Учебник содержит материалы, раскрывающие важнейшие исторические события, явления и процессы изучаемого периода. Учебный текст сопровождается схемами, иллюстрациями, вопросами и заданиями. Также текст сопровождается историческими картами, отображающими исторические явления и события прошлого в их взаимосвязи с географией. В конце учебника приведены словарь понятий и терминов, список основных событий и интернет-ресурсов. Текст разделён на главы и параграфы. Начиная знакомство с новым параграфом, обратите внимание на его название, изучите главную иллюстрацию параграфа, которая ярко характеризует предстоящую тему. Познакомьтесь с основными понятиями и терминами, списком исторических персоналий, лентой времени, где указаны важнейшие даты.
Для ответа на главный вопрос урока необходимо вспомнить не только текст параграфа, но и материалы рубрик в конце темы. Прежде чем дать ответ на главный вопрос главы, вспомните и обдумайте все изученные темы, прочитайте итоги главы, ответьте на вопросы и выполните задания к главе, сложные проблемы обсудите с учителем и одноклассниками. В конце каждой главы вы найдёте темы проектов и дополнительные материалы: перечень фильмов, научно-популярной и художественной литературы, а также рекомендуемых к посещению музеев.
Исторические понятия и термины в тексте параграфов выделены курсивом. Имена исторических персоналий — полужирным курсивным, а даты — полужирным прямым начертанием шрифта. Определения важнейших понятий и терминов и даты приведены в конце учебника под соответствующими заголовками. Там же находится рубрика «Готовимся к аттестации», которая поможет вам подготовиться к Всероссийской проверочной работе.
Вы смотрели: учебник по истории Древнего мира для 5 класса: Введение. Код материалов: История Мединский Учебник Введение 2025. Цитаты из учебного пособия «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Учебник / Мединский Чубарьян — М.: Просвещение» использованы в учебных целях.