5 класс читать онлайн ознакомительные фрагменты и цитаты: учебник по всеобщей истории (история Древнего мира) Глава 2. Первобытные собиратели и охотники — УМК Вигасин, Годер, Свенцицкая. Цитаты из учебного пособия 2012 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения. Код материалов: История Вигасин Учебник Глава 2.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.
Всеобщая история
УМК Вигасин. Глава 2
ПЕРВОБЫТНОСТЬ
Глава 2. Первобытные собиратели и охотники
- Знакомясь с главой, подумайте: 1. Почему древнейший человек не мог прожить в одиночку? 2. Почему орудия труда и останки древнейших людей не найдены в тех странах, где были суровые зимы?
Первобытными называют людей, живших до изобретения письма, до появления первых государств и городов. Мы не можем точно воссоздать картину жизни наших далёких предков. Лишь приблизительно учёные устанавливают время появления древнейших людей на Земле и того, когда люди стали такими же, как современный человек. Учёные спорят, где же впервые зародилось человечество. Большинство из них считают, что древней родиной человека является Африка, но есть и те, кто говорит о зарождении человека в Азии.
§ 1. Древнейшие люди.
- Объясните значение слов: первобытные люди, орудие труда, собирательство, археолог, реконструкция.
Проверьте себя. 1. Чем древнейшие люди отличались от людей нашего времени? 2. В чём было главное отличие древнейших людей от животных? 3. Что представляли собой древнейшие орудия труда? Какую работу ими можно было выполнить? 4. Как древнейшие люди добывали пищу? Опишите эти занятия.
Поработайте с картой (см. с. 12). Каким цветом обозначена область, где археологи нашли кости и орудия труда древнейших людей? На каком материке она находится? В какой части материка?
Опишите рисунок «Нападение саблезубого тигра» (см. с. 14) по плану: 1) хищник и его жертва; 2) поведение людей. Предположите, чем закончится схватка со зверем.
§ 2. Родовые общины
охотников и собирателей.
- Объясните значение слов: рубило, копьё, гарпун, мамонт, человек разумный, родовая община.
Проверьте себя. 1. Что помогло нашим предкам выжить морозными зимами? 2. Что представляли собой древнейшие жилища и одежда? 3. Почему только сплочённая группа людей могла добиться успеха при охоте на крупных зверей? 4. Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? Какие признаки — слово «родовая»? 5. Какими преимуществами обладают лук и стрелы по сравнению с копьём и дубиной?
Опишите рисунок «Родовая община» (см. с. 18). Что изображено на первом плане, на втором плане?
Подготовьте сообщение о находках останков мамонтов на территории России (см. с. 19). (По учебнику и ресурсам Интернета.)
Подумайте и обсудите. В чём различия между копьём и гарпуном (см. рис. на с. 17)? Как их изобретение изменило жизнь людей?
§ 3. Возникновение искусства
и религиозных верований.
- Объясните значение слов: пещерная живопись, колдовство, душа, «страна мёртвых», религиозные верования.
Проверьте себя. 1. Как была открыта пещерная живопись? 2. Почему первобытные художники изображали мамонтов, бизонов, оленей, лошадей? Какую роль играли эти звери в жизни людей? 3. Какие древнейшие религиозные верования вы знаете? 4. Как первобытные люди представляли себе жизнь предков в «стране мёртвых»?
Подумайте и обсудите. 1. О чём хотел рассказать художник, создавший сцену с бизоном и поверженным охотником (см. рис. на с. 22)? Догадайтесь, что предшествовало тому, что изображено. 2. Почему первобытные художники иногда изображали руку на теле животного, нарисованного в пещере? 3. С какими целями археологи раскапывают древние могилы? Что и почему в них можно найти? (См. рис. на с. 22.)
Вы смотрели: учебник по всеобщей истории (история Древнего мира). Цитаты из учебного пособия 2012 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения. Код материалов: История Вигасин Учебник Глава 2.