Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Читательский дневник

Литература Коровина 2025 / 2026. Читательский дневник 5 класс. Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Главные герои и их характеристики. Краткий сюжет и эпизоды. Моё мнение о произведении. Пособие для записи мыслей и впечатлений о прочитанных книгах за лето или во время обучения в 5 классе в свой Читательский дневник.
См. УЧЕБНИК по литературе с 2023 г.
Читательский дневник (другие примеры)

Читательский дневник:
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

Название, автор и жанр произведения

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» – это рассказ.
Жанр рассказа предполагает небольшой объём, одну сюжетную линию и ограниченное число персонажей. В данном случае Толстой раскрывает тему войны и человечности через историю русского офицера, попавшего в плен к горцам, используя лаконичность и точность деталей.

Главные герои и их характеристика

Жилин – русский офицер, смелый, находчивый и добрый человек. Несмотря на плен, он не теряет надежды, пытается бежать и помогает другим, например, Костылину.

Костылин – ещё один русский офицер, но в отличие от Жилина, он труслив, ленив и слаб духом. Из-за его нерешительности побег из плена становится сложнее.

Дина – добрая и отзывчивая девочка, дочь одного из татарских старейшин. Она тайно помогает Жилину, принося ему еду и даже способствуя его побегу, несмотря на опасность для себя.
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Читательский дневник

Таблица. Герои произведения

Имя герояРоль в сюжетеХарактер
ЖилинГлавный герой, русский офицер, попавший в плен к горцам.Решительный, смелый, находчивый, добрый.
КостылинСослуживец Жилина, также попадает в плен, но ведёт себя пассивно.Трусливый, ленивый, слабовольный.
ДинаДочь татарского старейшины, помогает Жилину бежать.Добрая, отзывчивая, смелая, любопытная.
Абдул-МуратТатарский старейшина, держит пленников в заложниках.Суровый, властный, но уважающий силу и честность.

Краткий сюжет произведения

Рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» повествует о русском офицере Жилине, который во время службы на Кавказе попадает в плен к горцам. Его товарищ Костылин, также захваченный в плен, ведёт себя пассивно, надеясь на выкуп, а Жилин решает бежать. Он подружился с девочкой Диной, дочерью одного из похитителей, которая помогает ему сбежать. После неудачной попытки побега Жилина ловят и сажают в яму, но Дина снова приходит на помощь и спасает его. В конце рассказа Жилину удаётся добраться до русских войск, а Костылин остаётся в плену до выкупа.

Первый эпизод, который мне больше всего понравился

Мне особенно запомнился момент, когда Жилин впервые пытается бежать из плена. Он копит силы, изучает местность и однажды ночью решается на побег: «Взял палку и пошел в гору, где месяц светил». Этот эпизод полон напряжения и надежды, ведь герой, несмотря на опасность, стремится к свободе.

Толстой мастерски передает его смелость и отчаяние, а также красоту ночного Кавказа, который становится одновременно и врагом, и союзником Жилина.

Второй эпизод, который мне тоже понравился

Когда Жилин бежит, он преодолевает множество трудностей: темноту, страх быть пойманным, усталость. Но самое сильное впечатление оставляет его решимость и смелость. Даже когда он понимает, что заблудился в лесу и его могут схватить, он не сдаётся. К сожалению, побег оказывается неудачным – его ловят собаки и возвращают обратно в плен. Однако этот эпизод показывает силу духа Жилина и его стремление к свободе, несмотря на все опасности.

Особенно трогательно здесь поведение Дины: она рискует помочь пленнику, хотя знает, что её могут жестоко наказать. Эта сцена подчёркивает, что доброта и человечность могут проявиться даже в самых суровых условиях.

Моё мнение о произведении

Мне понравилось, как автор передаёт контраст между жестокостью войны и добротой простых людей, например, в образе девочки Дины. Также впечатлила динамичность сюжета и реалистичность персонажей. Не до конца понятно, почему Костылин, несмотря на свой опыт, оказался настолько пассивным и безвольным в критической ситуации.

Мой рисунок к прочитанному

Я бы изобразил Жилина, сидящего в глубокой яме на Кавказе, с цепью на ноге, но с решительным взглядом, а рядом – маленькую Дину, протягивающую ему палку с лепёшкой. На заднем плане – горы и ночное звёздное небо, подчёркивающее одиночество и надежду героя.
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Читательский дневник

Где почитать или послушать произведение

 


Вы смотрели: Литература Коровина 2025 / 2026. Читательский дневник 5 класс. Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Главные герои и их характеристики. Краткий сюжет и понравившийся эпизод. Моё мнение о произведении.

См. УЧЕБНИК по литературе с 2023 г.
Читательский дневник (другие примеры)

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней