Литература Коровина 2025 / 2026. Читательский дневник 5 класс. Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Главные герои и их характеристики. Краткий сюжет и эпизоды. Моё мнение о произведении. Пособие для записи мыслей и впечатлений о прочитанных книгах за лето или во время обучения в 5 классе в свой Читательский дневник.
См. УЧЕБНИК по литературе с 2023 г.
Читательский дневник (другие примеры)
Читательский дневник:
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
Название, автор и жанр произведения
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» – это рассказ.
Жанр рассказа предполагает небольшой объём, одну сюжетную линию и ограниченное число персонажей. В данном случае Толстой раскрывает тему войны и человечности через историю русского офицера, попавшего в плен к горцам, используя лаконичность и точность деталей.
Главные герои и их характеристика
Жилин – русский офицер, смелый, находчивый и добрый человек. Несмотря на плен, он не теряет надежды, пытается бежать и помогает другим, например, Костылину.
Костылин – ещё один русский офицер, но в отличие от Жилина, он труслив, ленив и слаб духом. Из-за его нерешительности побег из плена становится сложнее.
Дина – добрая и отзывчивая девочка, дочь одного из татарских старейшин. Она тайно помогает Жилину, принося ему еду и даже способствуя его побегу, несмотря на опасность для себя.
Таблица. Герои произведения
Имя героя | Роль в сюжете | Характер |
---|---|---|
Жилин | Главный герой, русский офицер, попавший в плен к горцам. | Решительный, смелый, находчивый, добрый. |
Костылин | Сослуживец Жилина, также попадает в плен, но ведёт себя пассивно. | Трусливый, ленивый, слабовольный. |
Дина | Дочь татарского старейшины, помогает Жилину бежать. | Добрая, отзывчивая, смелая, любопытная. |
Абдул-Мурат | Татарский старейшина, держит пленников в заложниках. | Суровый, властный, но уважающий силу и честность. |
Краткий сюжет произведения
Рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» повествует о русском офицере Жилине, который во время службы на Кавказе попадает в плен к горцам. Его товарищ Костылин, также захваченный в плен, ведёт себя пассивно, надеясь на выкуп, а Жилин решает бежать. Он подружился с девочкой Диной, дочерью одного из похитителей, которая помогает ему сбежать. После неудачной попытки побега Жилина ловят и сажают в яму, но Дина снова приходит на помощь и спасает его. В конце рассказа Жилину удаётся добраться до русских войск, а Костылин остаётся в плену до выкупа.
Первый эпизод, который мне больше всего понравился
Мне особенно запомнился момент, когда Жилин впервые пытается бежать из плена. Он копит силы, изучает местность и однажды ночью решается на побег: «Взял палку и пошел в гору, где месяц светил»
. Этот эпизод полон напряжения и надежды, ведь герой, несмотря на опасность, стремится к свободе.
Толстой мастерски передает его смелость и отчаяние, а также красоту ночного Кавказа, который становится одновременно и врагом, и союзником Жилина.
Второй эпизод, который мне тоже понравился
Когда Жилин бежит, он преодолевает множество трудностей: темноту, страх быть пойманным, усталость. Но самое сильное впечатление оставляет его решимость и смелость. Даже когда он понимает, что заблудился в лесу и его могут схватить, он не сдаётся. К сожалению, побег оказывается неудачным – его ловят собаки и возвращают обратно в плен. Однако этот эпизод показывает силу духа Жилина и его стремление к свободе, несмотря на все опасности.
Особенно трогательно здесь поведение Дины: она рискует помочь пленнику, хотя знает, что её могут жестоко наказать. Эта сцена подчёркивает, что доброта и человечность могут проявиться даже в самых суровых условиях.
Моё мнение о произведении
Мне понравилось, как автор передаёт контраст между жестокостью войны и добротой простых людей, например, в образе девочки Дины. Также впечатлила динамичность сюжета и реалистичность персонажей. Не до конца понятно, почему Костылин, несмотря на свой опыт, оказался настолько пассивным и безвольным в критической ситуации.
Мой рисунок к прочитанному
Я бы изобразил Жилина, сидящего в глубокой яме на Кавказе, с цепью на ноге, но с решительным взглядом, а рядом – маленькую Дину, протягивающую ему палку с лепёшкой. На заднем плане – горы и ночное звёздное небо, подчёркивающее одиночество и надежду героя.
Где почитать или послушать произведение
- Библиотека Алексея Комарова (ilibrary.ru) — бесплатно
- Азбука веры / Литература (azbuka.ru) — бесплатно
- Яндекс Книги (books.yandex.ru) — бесплатно / по подписке
Вы смотрели: Литература Коровина 2025 / 2026. Читательский дневник 5 класс. Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Главные герои и их характеристики. Краткий сюжет и понравившийся эпизод. Моё мнение о произведении.
См. УЧЕБНИК по литературе с 2023 г.
Читательский дневник (другие примеры)