Литература Гулин Программа курса обучения

Литература Гулин Программа курса обучения в 5 классе с 2020 года. Учебник по литературе данной серии входит в Федеральный перечень 2024 (Приказ № 769 от 05.11.2024. Приложение 1). Дополнительные электронные материалы к учебнику размещены на сайте русское-слово.рф. Цитаты из пособия «Программа курса «Литература». 5—9 классы / авт. сост. А.Н. Романова. — М.: ООО «Русское слово – учебник» (Инновационная школа)» использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.

Посмотреть ОГЛАВЛЕНИЕ учебника 2024 года.
Посмотреть описание других учебников по литературе.

 

Литература (угл. изучение)
Программа курса (105 ч)

 

Введение. Сила слова

Слово в фольклоре и литературе. Образ Слова в древнейших памятниках мировой поэзии и священных текстах. Вера древних людей в высокое предназначение и священную силу поэзии. Образ вещего Бояна в «Слове о полку Игореве».
Теория литературы: образ в искусстве.

Народное творчество. Понятие о фольклоре

Воплощение в фольклоре миросозерцания народа. Народный идеал. Талант русского народа в произведениях народного творчества.
Теория литературы: фольклор, фольклористика.

Детский фольклор

Связь жанров детского фольклора с жизнью ребёнка. Нравственное содержание детского фольклора. Потешки, считалки, дразнилки, небылицы. Колыбельные песни.
Русский детский фольклор и детская народная поэзия других стран.
Теория литературы: жанр.

Из зарубежного фольклора

Английские народные детские песенки.
Мотивы детского фольклора в поэтическом слове. Индивидуальное использование художником слова традиционных образов и сюжетов колыбельной песни.
А. Н. Майков «Колыбельная песня».
М. Ю. Лермонтов «Казачья колыбельная песня».

Из литературы народов России

М. Джалиль «Колыбельная дочери».

Загадки

Магические свойства загадок. Познание мира и его закономерностей при помощи загадок.
Теория литературы: загадка, сравнение.

Роль загадок в составе других жанров: мифа, сказки, приключенческого повествования. Русская баллада «Семь загадок». Смысл разгадывания загадки: обретение житейских благ, счастья, мудрости.

Размышляем о литературе вместе с героями детских книг

О правде и вымысле в литературе.
Теория литературы: художественный вымысел.

Пословицы и поговорки

Пословица — крупица народной мудрости. Тематика пословиц. Пословицы и поговорки. Отражение быта, традиций и нравов народа, отпечаток русской истории в пословицах и поговорках. Особенности пословицы. Народные пословицы в творчестве русских писателей.
Теория литературы: пословица, поговорка.

Из зарубежной литературы

Латинские изречения. Английские и французские пословицы.
Учимся понимать язык искусства
П. Брейгель. Нидерландские пословицы.

Из литературы народов России

Татарские пословицы. Карело-финские пословицы.
Национальное своеобразие пословиц разных народов и сходство нравственных ценностей, запечатлённых в пословицах.
Биографии учёных: В. И. Даль.

По следам пословиц и поговорок. Афоризмы. Народная мудрость в литературном жанре басни

Пословица и афоризм. Современные мастера афоризма. Авторы крылатых слов. Басня как литературный жанр.
Теория литературы: афоризм, притча.

Для углублённого изучения. Панчатантра. Легендарная история происхождения памятника. Поучительный смысл древних индийских сказаний, их безыскусная прелесть и свежесть. Панчатантра как источник басенных сюжетов мировой литературы.

Из зарубежной литературы

Эзоп. Басни и притчи Эзопа. Необычная судьба легендарного баснописца. Нравственная проблематика басен Эзопа. Особенности формы древнейших басен.
Теория литературы: басня.

И.А. Крылов «Лисица и виноград», «Ворона и Лисица», «Осёл и Соловей», «Квартет», «Волк на псарне».

Аллегорическое обобщение человеческих качеств в образах животных. Нравственные уроки басен Крылова. Мастерство баснописца в создании неповторимых характеров и ярких сцен. Народность мироощущения и языка И.А. Крылова.
Теория литературы: аллегория.

Творческий портрет: П. К. Клодт.
Учимся понимать язык искусства
П.К. Клодт. Памятник И.А. Крылову.

Творческий портрет: П.А. Федотов.
Учимся понимать язык искусства
П.А. Федотов. Сватовство майора.

Народные волшебные сказки

«Василиса Прекрасная». Мифологизм волшебной сказки. Образные представления славян о добрых и злых силах, о справедливости, добродетели и пороке. «Страшное» и его функции в волшебной сказке. Образ Бабы-яги; его двойственность.
Теория литературы: сказка, фантастика; персонаж, сюжет.

Творческий портрет: И.Я. Билибин.
Учимся понимать язык искусства
И.Я. Билибин. Иллюстрации к сказке «Василиса Прекрасная».

«Иван Быкович» как героическая сказка. Положительный герой и его противники. Вера народа в торжество добра над злом.
Особенности волшебных сказок: сюжет и персонажи; мотивы; приёмы повествования.
Теория литературы: эпитет, постоянный эпитет.

«Семь Симеонов». Братское единство как источник сверхъестественных возможностей и путь к достижению блага.

Собиратели и хранители народных сказок в русской культуре и культуре зарубежных стран. Народные сказители; общие приёмы и индивидуальная манера повествования. Учёные — исследователи народных сказок.
Биографии учёных: А. Н. Афанасьев.

Из зарубежной литературы

Сказки братьев Гримм «Шесть лебедей», «Бременские уличные музыканты».

Из литературы народов России

Волшебные сказки народов России (по выбору ученика и учителя).

По следам волшебной сказки: жанр литературной сказки и его связь с фольклорным истоком. Особенности литературной сказки

Общенародное и авторское в литературной сказке. Сказки А. С. Пушкина.

Творческий портрет: О.А. Кипренский.
Учимся понимать язык искусства
О.А. Кипренский. Портрет А. С. Пушкина.

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Фольклорные и литературные источники сюжета. Поэтичность и лиризм пушкинской сказки. Контрастные образы царевны и царицы. Отражение и обогащение народного идеала в художественном мире пушкинской сказки.

Учимся понимать язык искусства
И.П. Аргунов. Портрет неизвестной в русском костюме.

Из зарубежной литературы

Г.Х. Андерсен «Дикие лебеди» и народная сказка «Шесть лебедей», записанная братьями Гримм. Нравственные уроки сказки и её поэтические образы. Христианские идеалы писателя, воплощённые в истории Элизы и её братьев.

Размышляем о литературе вместе с героями детских книг
О правде и вымысле в литературе.
Н. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (фрагмент).

Обрядовая поэзия

Действие и поэтическое слово в обряде. Разновидности и особенности обрядовой поэзии. Календарный земледельческий цикл и календарные обряды в жизни русского крестьянства. Поэтическое восприятие природы в календарной поэзии. Колядки, веснянки, масленичные, семицкие и купальские песни.
Теория литературы: обряд.

Творческий портрет: А.Г. Венецианов.
Учимся понимать язык искусства
А.Г. Венецианов. На пашне. Весна.

По следам обрядовой поэзии: народное восприятие природы и творчество русских писателей

Представления о природе в культуре человечества. Природа и цивилизация. Противоречивые отношения человека и природы. Отражение в литературе взаимоотношений человека и природы.
Теория литературы: традиция.

Для углублённого изучения. К. Н. Батюшков «Есть наслаждение и в дикости лесов…..». Одушевление природы в лирике К. Н. Батюшкова.

А. С. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Ещё дуют холодные ветры…».
Душа России в стихотворениях Пушкина о родной природе.

М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…», «Три пальмы (Восточное сказание)», «Из Гёте» («Горные вершины…»), «На севере диком стоит одиноко…», «Утёс».
Мир русской природы как источник гармоничного состояния души поэта. Философская проблематика баллады-притчи «Три пальмы».
Теория литературы: олицетворение.

Н. В. Гоголь «Чуден Днепр при тихой погоде…» (отрывок из повести «Страшная месть»). Восхищение автора красотой и величием Днепра. Богатство изобразительных средств в поэтической прозе Н. В. Гоголя.

Учимся понимать язык искусства
А. И. Куинджи. Лунная ночь на Днепре.

А. В. Кольцов «Песня пахаря», «Косарь», «Урожай». Судьба народного поэта. Поэзия крестьянского труда в стихотворениях А. В. Кольцова.

Для углублённого изучения. Н.А. Некрасов «Несжатая полоса», Ю.В. Жадовская «Нива».

Ф. И. Тютчев «Весенние воды», «Весенняя гроза», «Конь морской». Живые силы природы, игра стихий в лирике Тютчева.
Теория литературы: метафора.

Творческий портрет: И. К. Айвазовский.
Учимся понимать язык искусства
И. К. Айвазовский. Девятый вал.

А.А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…», «Учись у них — у дуба, у берёзы…». Человек как созерцатель природы и её вечный ученик в поэзии А. А. Фета.

Творческий портрет: И. И. Шишкин.
Учимся понимать язык искусства
И. И. Шишкин. Рожь.

С.А. Есенин «Пороша», «Нивы сжаты, рощи голы…». Волшебство русской природы в лирике С.А. Есенина.

Н. М. Рубцов «Воробей», «В осеннем лесу». Мудрая глубина безыскусных поэтических произведений Н. М. Рубцова.

Для углублённого изучения. Природа в поэзии Китая и Японии.
Ван Вэй «Вея всю ночь…».
Ду Фу «Сверчок».
Мацуо Басё. Хокку.
Исикава Такубоку. Танки.
Своеобразие восприятия природного мира, времени, красоты в лирике поэтов Китая и Японии. Оригинальные поэтические формы лирики: хокку, танка.
Теория литературы: хокку, танка.

Размышляем о литературе вместе с героями детских книг
Две формы художественной речи: поэзия и проза.
Н. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (фрагменты).
Теория литературы: рифма, стихотворный ритм.

Для внеклассного чтения. Прогулки без присмотра
В стране волшебства и чудес.
А.С. Пушкин «Руслан и Людмила».
Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный Король».
А. Погорельский «Лафертовская маковница».
Л. Кэрролл «Алиса в Стране Чудес».
Р.Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена».

Сказки о животных

Образы животных в сказках разных народов. Своеобразие сказок о животных.
«Медведь — липовая нога». Мифологические корни древнейших сказок о животных. Сказка как способ победить страх перед силами природы.
«Снегурушка и лиса». Мечта о доброте людей и животных друг к другу.
«Зимовье зверей». Умение человека наблюдать за повадками и характером животных, отражённое в сказке.

Учимся понимать язык искусства
Каргопольская игрушка.

Из литературы народов России

Сказки о животных (по выбору ученика и учителя).

Человек и животные в произведениях
разных литературных жанров

Изображение животных в литературе. Животные — спутники человека. Раскрытие нравственных качеств людей во взаимодействии с животными.

Для углублённого изучения. Л. Н. Толстой «Война и мир» (фрагмент «Охота Ростовых»). Эмоциональная чуткость, сердечное родство Ростовых, их душевное единство в сценах охоты. Талант Л. Н. Толстого — художника: его способность тонко улавливать чувства людей и животных.

Творческий портрет: И.Н. Крамской.
Учимся понимать язык искусства
И.Н. Крамской. Портрет Л.Н. Толстого.

И. С. Тургенев «Муму». Творческая история произведения. Отражение в рассказе Тургенева ненависти писателя к крепостничеству. Жизненная основа и авторская фантазия в рассказе. Образ барыни. Причины её одиночества. Образ Герасима, роль анималистических сравнений в создании портрета героя. Привязанность Герасима к Муму. Неестественность человеческих отношений в доме барыни, раскрывшаяся благодаря Муму. Проблематика рассказа.

Размышляем о литературе вместе с героями детских книг
О теме и идее литературного произведения.
Н. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (фрагмент).
Теория литературы: тема, идея.

А. П. Чехов «Каштанка». Животное — герой литературного произведения. Мастерство Чехова в изображении мира глазами четвероногого персонажа. Добрый юмор автора и глубина его размышлений о человечности.
Теория литературы: рассказ.

Из зарубежной литературы

Дж. Р. Киплинг. Биография писателя. Законы человеческого мира в книгах Киплинга о природе. Сказка «Рикки-Тикки-Тави». Враги человека и его друзья в сказке Киплинга. Сочетание правдивых описаний повадок животных и сказочного вымысла в сказке о храбром мангусте.
Стихотворение «Закон джунглей».

К. Г. Паустовский «Кот-ворюга». Великая сила и могущество человеческой доброты в рассказе.

М. М. Пришвин «Кладовая солнца (Сказка-быль)». Смысл названия, особенности жанра произведения: сказочное и бытовое в «Кладовой солнца». Образы Насти и Митраши, нравственный смысл их путешествия к заветной палестинке. Народное представление о взаимодействии природы и человека, о злых и добрых силах вселенной и авторская идея в сказке-были.

Образы животных в стихотворениях русских поэтов.

Разнообразное воплощение темы в стихотворениях разных авторов. Драматические и шутливые ноты в произведениях о животных.
И.А. Бунин «Последний шмель».
С.А. Есенин «Песнь о собаке».
Н.А. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке».
Н. М. Рубцов «Вечернее происшествие».
B. Д. Берестов «Песня волка».
C. Г. Козлов «Медведь».
А.А. Усачёв «Планета кошек».

Лирическая народная песня

Лирические песни и их место в русском фольклоре. «Во поле берёза стояла…».
Теория литературы: песня.

Творческий портрет: П. И. Чайковский.

Жизнь народа, отражённая в песне. Песни разных социальных групп. «Не пора ли нам, братцы-ребятушки…» (бурлацкая песня); «Не соловушек в зелёном саду громко свищет…». Тематика песен. Песни частые и протяжные; плясовые, хороводные, игровые.

Учимся понимать язык искусства
И.Е. Репин. Бурлаки на Волге.

Народные лирические песни о любви и семейной жизни. Семейно-бытовые и любовные песни. «Не давай меня, батюшка, замуж…»; «На улице дождь, дождь…»; «Одна была в поле дорожка…». Единство индивидуального переживания и общенародного опыта в песне. Идеальные образы героев лирической песни. «Волга-матушка родимая течёт…»; «.Нехорош-то мне сон привиделся…».
Особенности художественного мира народной песни.
Теория литературы: параллелизм; монолог, внутренний монолог, диалог; тонические стихи (первоначальное понятие).

Творческий портрет: В. В. Андреев.

Из литературы народов России

Песни карело-финского сборника «Кантелетар» («Плачу, бедная, о милом…»).

По следам народной песни. Песня в творчестве русских и зарубежных писателей

Мотивы и образы народной песни в творчестве русских поэтов XVIII-XX веков. Любовь русских поэтов к народной песне, умение ценить её задушевность и глубину. Стремление поэтов XVIII-XX веков творчески использовать традиции народной песни. Общенациональные мотивы и авторские находки в песенной лирике русских авторов. Народные песни, возникшие на литературной основе. Собиратели и хранители народной песни.

Г.Р. Державин «Русские девушки». Восхищение поэта грацией девушек и красотой народных хороводов. «Цыганская пляска».

А.Ф. Мерзляков «Среди долины ровныя…». Образ доброго молодца в стихотворении. Народность поэтических приёмов и языка стихотворения.

Биографии учёных: П.В. Киреевский.

А.А. Дельвиг «Русская песня» («Соловей мой, соловей…»). Подражание народным песням в лирике поэта. Популярность романса А. А. Алябьева на стихи А. А. Дельвига.
Теория литературы: романс.

А.В. Кольцов «Разлука». Отражение в песне драматических обстоятельств жизни поэта.

Творческий портрет: С.Я. Лемешев.

А. К. Толстой «Кабы знала я, кабы ведала…». Лирический монолог героини стихотворения. Образ любимого. Традиционные представления о красоте и достоинстве в стихотворении А. К. Толстого.

Учимся понимать язык искусства
К.П. Брюллов. Портрет графа А. К. Толстого в юности.

И.З. Суриков «Рябина». Стихотворение И. З. Сурикова и народная песня «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?», созданная на его основе.

М.В. Исаковский «Колыбельная», «Снова замерло всё до рассвета…». Простота и глубина стихотворений М. В. Исаковского.

Из зарубежной литературы

Р. Бёрнс. Стихотворения в переводах С.Я. Маршака. «Маленькая баллада», «Честная бедность» (фрагмент), «Песня» («Нынче здесь, завтра там беспокойный Вилли…»), «Мэгги с мельницы», «Свадьба Мэгги». Р. Бёрнс — народный поэт Шотландии. Патриотические мотивы, мечта о братстве людей, прославление любящих сердец в стихах Бернса. Связь поэзии Бёрнса с песенной культурой народа.

Размышляем о литературе вместе с героями детских книг
Пафос в литературе.
Ф. Н. Глинка «Москва».
И. С. Никитин «Русь».
А. Н. Майков «Весна, выставляется первая рама…».
Теория литературы: пафос.

И.С. Тургенев «Певцы». Артистические струны русской души в изображении И. С. Тургенева. Образы исполнителей и слушателей русской песни в рассказе. Воздействие песни на души людей. Авторская позиция в рассказе.

И.С. Шмелёв «Русская песня». Душа русского человека, излитая в песне. Детское впечатление как зародыш любви к своему народу и Родине в рассказе И. С. Шмелёва.

Учимся понимать язык искусства
В.Д. Поленов. Московский дворик.

Для внеклассного чтения. Прогулки без присмотра
Да здравствуют приключения!
М. Твен «Приключения Тома Сойера».
Дж. Лондон «Белый Клык».
А. Дюма «Три мушкетёра».
Ж. Верн «Дети капитана Гранта».
А. Конан Дойл «Собака Баскервилей».
А.Г. Алексин «Очень страшная история».
Э. Кестнер «Эмиль и сыщики».

Итоги. Неизменность народных идеалов, воплощённых в разных жанрах фольклора. Стремление народа раскрыть лучшие качества человека: доброту, заботливость, смелость и правдивость; осуждение злобы и зависти, жадности и лени. Разнообразие выразительных средств в устном творчестве народа. Связь литературы с народными истоками. Умение великих писателей почувствовать и выразить в творчестве духовные ценности своего народа.

 


Вы смотрели: Литература Гулин Программа курса обучения литературе в 5 классе с 2020 года. Цитаты из учебного пособия использованы в учебных целях.

Посмотреть ОГЛАВЛЕНИЕ учебника 2024 года.
Посмотреть описание других учебников по литературе.

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней