Литература Гулин Учебник (угл.)

5-й класс онлайн: Литература Гулин Учебник (угл.) 2024 года. Оглавление и ознакомительные фрагменты (цитаты) из учебника по литературе, который входит в Федеральный перечень 2024 (Приказ № 769 от 05.11.2024. Приложение 1). Учебник открывает курс литературы, построенный на поэтапном освоении отечественной словесности в её историческом развитии. Русская литература показана в широком культурном контексте, и её своеобразие раскрывается в сопоставлении с другими национальными литературами. Дополнительные электронные материалы к учебнику размещены на сайте русское-слово.рф.

Цитаты из пособия «Литература : 5-й класс : учебник : в 2 частях / А.В. Гулин, А.Н. Романова, А.В. Фёдоров — Москва : Русское слово» (Ссылка — купить учебник) использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.
Посмотреть ПРОГРАММУ КУРСА: Литература 5 класс (105 ч.)
Посмотреть описание других учебников по литературе.

Литература (угл. изучение)
Учебник ОГЛАВЛЕНИЕ

Примечание: в оригинале учебника нет никакой нумерации! Возможная структура и подробности некоторых разделов введены для удобства поиска информации.

ЧАСТЬ 1-я.

1. Сила слова

1.1. Слово в фольклоре и литературе. О словарях (имя, ономастика). Образ в искусстве. Икона (стр. 7–11)

2. Народное творчество.
Понятие о фольклоре

2.1. Талант русского народа в произведениях народного творчества. Фольклор и фольклористика. Народная поэзия. О словарях: толковые словари (стр. 12–15).
=❓= Контрольные вопросы по разделу.

3. Детский фольклор

3.1. Жанры детского фольклора. Потешки. Колыбельные песни (стр. 16–19)
3.2. А.Н. Майков «Колыбельная песня». (стр. 19-20)
3.3. Из зарубежного фольклора. (стр. 21)
=❓= Контрольные вопросы по разделу. Творческие задания (стр.22)
3.4. М.Ю. Лермонтов «Казачья колыбельная песня».
3.5. Из литературы народов России. М. Джалиль «Колыбельная дочери».

4. Загадки

4.1. Магические свойства загадок. Русская баллада «Семь загадок». Смысл разгадывания загадки.
4.2. Размышляем о литературе вместе с героями детских книг. О правде и вымысле в литературе.

5. Пословицы и поговорки

5.1. Отражение быта, традиций и нравов народа, отпечаток русской истории в пословицах и поговорках. Особенности пословицы.
5.2. Из зарубежной литературы. Латинские изречения. Английские и французские пословицы. Нидерландские пословицы.
5.3. Из литературы народов России. Татарские пословицы. Карело-финские пословицы.

6. По следам пословиц и поговорок.

Афоризмы. Народная мудрость в литературном жанре басни

6.1. Пословица и афоризм. Современные мастера афоризма. Авторы крылатых слов. Басня как литературный жанр.
6.2. Для самостоятельного изучения. Панчатантра. Поучительный смысл древних индийских сказаний.
6.3. Из зарубежной литературы.
Эзоп. Басни и притчи Эзопа. Особенности формы древнейших басен.

6.4. И.А. Крылов «Лисица и виноград», «Ворона и Лисица», «Осёл и Соловей», «Квартет», «Волк на псарне».
6.5. Аллегорическое обобщение человеческих качеств в образах животных. Нравственные уроки басен Крылова.
6.6. Творческий портрет: П. К. Клодт.
6.7. Творческий портрет: П.А. Федотов.

7. Народные волшебные сказки

7.1. «Василиса Прекрасная». Образные представления славян о добрых и злых силах, о справедливости, добродетели и пороке.
7.2. Творческий портрет: И.Я. Билибин.
7.3. «Иван Быкович»
7.4. «Семь Симеонов».
7.5. Хранители народной сказки.
7.6. Биографии учёных: А. Н. Афанасьев.
7.7. Из зарубежной литературы. Братья Гримм. «Шесть лебедей», «Бременские уличные музыканты».
7.8. Из литературы народов России (по выбору ученика и учителя).

8. По следам волшебной сказки.

Жанр литературной сказки и его связь с фольклорным истоком.

8.1. Сказки А. С. Пушкина.
8.2. Творческий портрет: О.А. Кипренский.
8.3. А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

8.4. И.П. Аргунов. Портрет неизвестной в русском костюме.
8.5. Из зарубежной литературы.
Г.Х. Андерсен «Дикие лебеди» и народная сказка «Шесть лебедей», записанная братьями Гримм. Народная и литературная сказка.
8.6. Размышляем о литературе вместе с героями детских книг.
Н. Н. Носов
«Приключения Незнайки и его друзей» (фрагмент).

9. Обрядовая поэзия

9.1. Разновидности и особенности обрядовой поэзии. Колядки, веснянки, масленичные, семицкие и купальские песни.
9.2. Творческий портрет: А.Г. Венецианов.

10. По следам обрядовой поэзии:

народное восприятие природы и творчество русских писателей

10.1. Представления о природе в культуре человечества.
10.2. Для самостоятельного изучения. К. Н. Батюшков «Есть наслаждение и в дикости лесов…..».
10.3. А. С. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Ещё дуют холодные ветры…».
10.4. М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…», «Три пальмы (Восточное сказание)», «Из Гёте» («Горные вершины…»), «На севере диком стоит одиноко…», «Утёс».

10.5. Н. В. Гоголь «Чуден Днепр при тихой погоде…» (отрывок из повести «Страшная месть»).
10.6. А. В. Кольцов «Песня пахаря», «Косарь», «Урожай». Судьба народного поэта. Поэзия крестьянского труда в стихотворениях А. В. Кольцова.
10.7. Для самостоятельного изучения. Н.А. Некрасов «Несжатая полоса», Ю.В. Жадовская «Нива».
10.8. Ф. И. Тютчев «Весенние воды», «Весенняя гроза», «Конь морской».
10.9. Творческий портрет: И. К. Айвазовский.

10.11. А.А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…», «Учись у них — у дуба, у берёзы…».
10.12. Творческий портрет: И. И. Шишкин.
10.13. С.А. Есенин «Пороша», «Нивы сжаты, рощи голы…».
10.14. Н. М. Рубцов «Воробей», «В осеннем лесу».
10.15. Для самостоятельного изучения. Природа в поэзии Китая и Японии. Ван Вэй «Вея всю ночь…». Ду Фу «Сверчок». Мацуо Басё. Хокку.

11. Итоги части 1

11.1. Первые итоги.
11.2. Размышляем о литературе вместе с героями детских книг.
— Беседа 1. Коротышки из Цветочного города, или О правде и вымысле в литературе.
— Беседа 2. Незнайка сочиняет стихи, или Две формы художественной речи.
11.3. Прогулки без присмотра. В стране волшебства и чудес.
А.С. Пушкин. Руслан и Людмила (Фрагмент).
Э.Т.А. Гофман. Щелкунчик и Мышиный король (Фрагмент).
А. Погорельский. Лафертовская маковница (Фрагмент).
Л. Кэрролл. Приключения Алисы в Стране чудес (Фрагмент).
Р.Э. Распе. Приключения барона Мюнхгаузена (Фрагмент).

ЧАСТЬ 2-я.

12. Сказки о животных

12.1. Своеобразие сказок о животных.
12.2. «Медведь — липовая нога».
12.3. «Снегурушка и лиса».
12.4. Из литературы народов России. Сказки о животных (по выбору ученика и учителя).

13. Человек и животные в произведениях
разных литературных жанров

13.1. Изображение животных в литературе.
13.2. Для самостоятельного изучения. Л. Н. Толстой «Война и мир» (фрагмент «Охота Ростовых»).
13.3. Творческий портрет: И. Н. Крамской.
13.4. И. С. Тургенев «Муму».
13.5. А. П. Чехов «Каштанка».

13.6. Из зарубежной литературы. Дж. Р. Киплинг. Биография писателя. Сказка «Рикки-Тикки-Тави». Стихотворение «Закон джунглей».
13.7. К.Г. Паустовский «Кот-ворюга».
13.8. М. М. Пришвин «Кладовая солнца (Сказка-быль)».

13.9. Образы животных в стихотворениях русских поэтов. И.А. Бунин «Последний шмель». С.А. Есенин «Песнь о собаке». Н.А. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке». Н. М. Рубцов «Вечернее происшествие». B. Д. Берестов «Песня волка». C. Г. Козлов «Медведь». А.А. Усачёв «Планета кошек».

14. Лирическая народная песня

14.1. Лирические песни и их место в русском фольклоре. «Во поле берёза стояла…».
14.2. Творческий портрет: П. И. Чайковский.
14.3. Народные лирические песни о любви и семейной жизни. «Не давай меня, батюшка, замуж…»; «На улице дождь, дождь…»; «Одна была в поле дорожка…». «Волга-матушка родимая течёт…»; «Нехорош-то мне сон привиделся…».
14.4. Основные особенности народной лирической песни. «Не пора ли нам, братцы-ребятушки…» (бурлацкая песня); «Не соловушек в зелёном саду громко свищет…». Песни частые и протяжные; плясовые, хороводные, игровые. Песни карело-финского сборника «Кантелетар» («Плачу, бедная, о милом…»).
14.5. Творческий портрет: В. В. Андреев.

15. По следам народной песни.

Песня в творчестве русских и зарубежных писателей

15.1. Мотивы и образы народной песни в творчестве русских поэтов XVIII-XX веков. Собиратели и хранители народной песни.
15.2. Г.Р. Державин «Русские девушки». «Цыганская пляска».
15.3. А.Ф. Мерзляков «Среди долины ровныя…».
15.4. А.А. Дельвиг «Русская песня» («Соловей мой, соловей…»).
15.5. А.В. Кольцов «Разлука».
15.6. Творческий портрет: С.Я. Лемешев.

15.7. А. К. Толстой «Кабы знала я, кабы ведала…».
15.8. И.З. Суриков «Рябина».
15.9. М.В. Исаковский «Колыбельная», «Снова замерло всё до рассвета…».
15.10. Из зарубежной литературы. Р. Бёрнс. Стихотворения в переводах С.Я. Маршака. «Маленькая баллада», «Честная бедность» (фрагмент), «Песня» («Нынче здесь, завтра там беспокойный Вилли…»), «Мэгги с мельницы», «Свадьба Мэгги».
15.11. И.С. Тургенев «Певцы» (фрагмент).
15.12. И.С. Шмелёв «Русская песня».

16. Итоги части 2

16.1. Итоги.
16.2. Размышляем о литературе вместе с героями детских книг.
– Беседа 3. Полезные стихи поэтессы Самоцветик, или О теме и идее литературного произведения.
– Беседа 4. Звёздный час поэта Цветика, или Что такое пафос в литературе.

16.3. Прогулки без присмотра. Да здравствуют приключения!
М. Твен. Приключения Тома Сойера (Фрагмент).
Дж. Лондон. Белый Клык (Фрагмент).
А. Дюма. Три мушкетёра (Фрагмент).
Ж. Верн. Дети капитана Гранта (Фрагмент).
А. Конан Дойл. Собака Баскервилей (Фрагмент).
А. Г. Алексин. Очень страшная история (Фрагмент).
Э. Кестнер. Эмиль и сыщики (Фрагмент).

 


Авторы учебника:
Гулин Александр Вадимович — Доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, член Союза писателей России.
Романова Алёна Николаевна — Кандидат филологических наук, доцент кафедры отечественной филологии Костромского государственного университета.
Фёдоров Алексей Владимирович — Доктор филологических наук, учитель литературы школы № 1516 г. Москвы.

Нажмите на эту ссылку, чтобы купить этот учебник.

Посмотреть ПРОГРАММУ КУРСА: Литература 5 класс (105 ч.)

 


Вы смотрели: Литература Гулин Учебник (угл.) 2024 года. Оглавление и ознакомительные фрагменты учебника по литературе. Цитаты из учебного пособия использованы в учебных целях.

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней