Читать 5 класс онлайн: Математика Виленкин 2023 Учебник 1-1 «Представление числовой информации в таблицах». Ознакомительные фрагменты (цитаты) из учебного пособия 2023 года использованы в учебных целях.
ОГЛАВЛЕНИЕ п.2 (упр. 1.14 — 1.41)1. Представление числовой
информации в таблицах
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: • таблица • строка • столбец • ячейка.
Прочитайте внимательно текст: «Учащиеся 5—6 классов сдавали нормы ГТО. Шестеро из них получили значки. По результатам испытаний пятиклассница Елена Андреева сдала на бронзовый значок норматив по бегу на 1500 м, а пятиклассник Кирилл Головин — по бегу на 60 м. Кирилл и Андрей Денисов сдали на серебряные значки норматив по бегу на 1500 м. Шестиклассница Полина Резник сдала норматив по подтягиваниям на бронзовый значок. Пятиклассник Ярослав Новиков сдал норматив по наклонам на серебряный значок, а Полина и Елена — на золотые. Ольга Потапова сдала норматив по бегу на 60 м на золотой значок. а Резник — на серебряный. Шестиклассники Андрей и Ольга сдали норматив по подтягиваниям на серебряные значки, а Ярослав — на золотой».
Ответьте на вопросы:
а) Сколько пятиклассников сдали норматив на серебряные значки?
б) Кто сдал норматив на золотой значок в беге на 60 м?
в) По каким видам испытаний приведены результаты?
Для этого нужно прочитать текст не один раз (проверьте).
Если этот текст представить в виде таблицы, то ответить на вопросы можно быстрее (проверьте). Чаще всего таблицы выглядят следующим образом:
В таблице сверху 4 столбца и 3 строки. Столбцы отсчитывают слева направо, а строки — сверху вниз. В ячейках записывают нужную информацию. Обычно в первом столбце и (или) в первой строке записывают названия рассматриваемых объектов. Такие столбцы и строки называют заглавными. В учебнике они выделены серым цветом.
Таблица – удобная форма представления информации по однотипным столбцам и строкам.
В виде таблиц представлены расписание уроков в дневнике. классный журнал, календари, турнирные таблицы, расписания движения транспорта и т. д. Эти таблицы являются информационными. Таблица «Результаты сдачи норм ГТО» является также примером информационной таблицы.
В таблицах часто приходится делать различные вычисления. В вычислительные таблицы включается строка или столбец «Итого» («Всего»), в которые записывают полученные суммы. Например:
Для безопасности полётов самолётов проводятся исследования. в которых изучают видовой состав и численность птиц на территории аэропорта и в радиусе 15 км от взлётно-посадочной полосы в течение года.
Орнитолог вёл в течение месяца подсчёт стай птиц в месте наблюдения. В первый столбец он вписывал виды птиц по мере их появления, а при подсчёте стай использовал следующие обозначения: / — 1 стая, //// — 5 стай. В результате получил информацию по видовому составу птиц, представленную в таблице подсчёта (частотной таблице).
Способ подсчётов в таблице часто используют продавцы для учёта проданной продукции, социологи при различных опросах и другие специалисты.
- Для чего используют таблицы?
- Назовите элементы таблицы: виды таблиц.
- Когда удобно использовать таблицы?
Упражнения 1.1 – 1.3
(для работы в классе)
1.1 На основании опроса учащихся пятых классов со ставили таблицу о наличии домашних животных. Ответьте но таблице на следующие вопросы:
а) какие данные записаны в седьмой строке;
б) каких животных нет у пятиклассников;
в) каких животных больше всего живёт у пятиклассников;
г) сколько среди животных четвероногих;
д) сколько двуногих животных;
е) сколько животных не имеет ног;
ж) сколько из них покрыты шерстью;
з) сколько среди них млекопитающих?
1.2 Кирилл решил выяснить, какое число книг из списка для внеклассного чтения прочитал каждый ученик за летние каникулы и сколько всего книг было прочитано ребятами. Получился следующий список:
4, 5, 3, 4, 6. 4, 3, 5, 6, 4, 7, 5, 6, 4, 5, 5.
6, 7, 5, 5, 7, 4, 6, 6, 3, 5, 6, 4, 3, 7, 5, 6.
Получив список, в котором числа повторялись, он решил представить результаты опроса в виде таблицы. В первый столбец он вписал число прочитанных учеником книг и при подсчёте использовал следующие обозначения: / — 1 ученик. //// — 5 учеников. Заполните таблицу и ответьте, сколько:
а) учеников прочитало 7 книг;
б) учеников прочитало 8 книг;
в) книг прочитали все ребята.
1.3 Разбираемся в решении. Марина хочет дополнительно заниматься танцами, робототехникой и живописью. Занятия проходят и одно и то же время: танцы — и понедельник либо среду, робототехника и среду либо субботу, а живопись по понедельникам либо субботам. Составьте график занятий для Марины.
Решение. Составим таблицу и отметим буквой дни проведения занятий.
Из таблицы видно два варианта посещения занятий:
понедельник – танцы, среда – робототехника, суббота – живопись;
понедельник – живопись, среда – танцы, суббота – робототехника.
Такую таблицу называют таблицей вариантов.
Упражнения 1.4 – 1.7
(для повторения)
1.4 Заполните таблицу.
1.5 Найдите ошибки в примере и исправьте их:
а) 19 + 27 = 36; б) 37 – 19 = 16; в) 27 + 42 = 69;
г) 74 – 56 = 18; д) 49 + 32 = 71; е) 49 – 32 = 17.
1.6 Вычислите:
а) 42 : 7 • 8; 60 • 5 : 10; 630 : 9 • 3;
б) 72 : 8 • 3; 44 : 4 • 2; 360 : 4 : 3;
в) 12 • 3 : 9; 46 : 2 • 3; 280 : 4 : 7;
г) (37 + 11) : 24; (53 – 39) • 6; 49 : (71 – 64).
1.7 Заполните таблицу.
Упражнения 1.8 – 1.13
(для домашней работы)
1.8 Начните составлять частотную таблицу погоды за первую половину сентября, в которой отмечайте солнечные, пасмурные, дождливые, холодные (ниже 10 °С) и тёплые (выше 10 °С) дни. В конце исследования выясните:
а) каких дней было больше всего;
б) каких дней было больше; солнечных или пасмурных;
в) сколько было холодных дней;
г) все ли дождливые дни были холодными;
д) все ли солнечные дни были тёплыми.
1.9 Составьте варианты посещения всех четырёх дополнительных занятий по понедельникам, вторникам, четвергам и субботам. Занятия проходят в одно и то же время: шахматы в понедельник либо четверг, робототехника в четверг либо субботу, брейк-данс – по понедельникам либо вторникам, плавание по вторникам либо субботам.
1.10 Используя частотную таблицу, сосчитайте, сколько раз в тексте задания 1.20 встречаются буквы «а», «н», «ы», «ш», «л», «и». Какие предположения можно сделать на основании этих данных?
1.11 В первый день на элеватор отвезли 103 т зерна, а во второй день — на 8 т меньше. Сколько всего зерна отвезли на элеватор за два дня?
1.12 Чему равна масса трёх помидоров и одного огурца, если масса помидора 270 г, а масса огурца на 20 г меньше?
1.13 Вычислите:
а) 745 + 476; в) 2842 : 7; д)47 • 24 – 39; ж) 24 • (327 – 276);
б) 472 – 398; г) 342 • 25; е) 840 : 12 + 15; з) (247 + 578) : 25.
ОГЛАВЛЕНИЕ п.2 (упр. 1.14 — 1.41)
Вы смотрели: Читать 5 класс онлайн: Математика Виленкин 2023 Учебник 1-1 «Представление числовой информации в таблицах». Оглавление и ознакомительные фрагменты (цитаты) из учебного пособия 2023 года использованы в учебных целях.