Читать 5 класс онлайн: Математика Виленкин 2023 Учебник 1-4 «Плоскость, прямая, луч, угол». Ознакомительные фрагменты (цитаты) из учебного пособия 2023 года использованы в учебных целях.
п.3 (упр. 1.42 — 1.91) ОГЛАВЛЕНИЕ п.5 (упр. 1.126 — 1.162)
4. Плоскость, прямая, луч, угол
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ♦ ПЛОСКОСТЬ ♦ прямая ♦ луч ♦ дополнительные лучи ♦ угол ♦ вершина угла ♦ сторона угла.
- Назовите предметы, которые дают представление о плоскости.
- Есть ли у плоскости границы?
- Как обозначают прямые?
- Сколько прямых проходит через две точки?
- Сколько общих точек могут иметь две пересекающиеся прямые?
- Как называют части прямой АВ, на которые сё делит точка С, лежащая между точками А и В этой прямой? Какой луч дополнителен лучу СА? лучу СВ?
- Какую фигуру называют углом?
- Как обозначают угол?
Упражнения 1.92 – 1.101
(для работы в классе)
№ 1.92. Назовите точки, лежащие на прямой АК и не лежащие на ней (рис. 1.19).
№ 1.93. Имеют ли точку пересечения (рис. 1.20):
а) прямая PN и прямая XZ; и) отрезки МК и XZ;
б) луч PN и прямая XZ; г) прямые МК и XZ;
д) лучи PN и МК; с) лучи PN и КМ?
№ 1.94. а) Назовите углы на рисунке 1.21. Сколько углов на этом рисунке?
б) Сколько углов на рисунках 1.15 и 1.16?
№ 1.95. Отметьте точки К и L и проведите прямую KL.
а) Отметьте точку Р на прямой KL, не лежащую на отрезке KL.
б) Отметьте на отрезке KL точку М. Лежит ли эта точка на прямой KL?
№ 1.96. Проведите прямую и отметьте на ней точки М, В и С. Запишите нее возможные обозначении прямой.
№ 1.97. Проведите прямую и постройте на ней отрезок MN длиной б см. Огложите на прямой отрезок МК душной 4 см так, чтобы точки N и К были по разные стороны от точки М. Есть ли на прямой МК точка, находящаяся от точки N на расстоянии 1 км?
№ 1.98. Проведите прямые АВ, CD и MN, которые пересекаются в точке О. На сколько частей делят плоскость три пересекающиеся прямые?
№ 1.99. Отметьте три точки М, N и К, не лежащие на одной прямой. На сколько частей делят плоскость прямые MN, МК и NК?
№ 1.100. Назовите: 4 точки, 3 отрезка, 3 луча и прямую на рисунке 1.19.
№ 1.101. Отложите на луче ОМ от его начала последовательно 4 отрезка, по 3 см каждый. Можно ли на этом луче отложить 1001 такой отрезок?
Упражнения 1.102 – 1.116
(для повторения)
№ 1.102. Вычислите.
№ 1.103. Заполните таблицу.
№ 1.104. Вычислите и объясните приём вычислений:
а) 320 : 8; б) 1326 : 13; в) 400 • 7; г) 602 • 6.
№ 1.105. Существуют ли два числа, разность которых равна их сумме?
№ 1.106. Найдите, сколько цифр будет в частном, не вычисляя его:
а) 972 : 6: 6) 3100 : 25; в) 11 514 : 38; г) 608 328 : 63.
№ 1.107. Найдите сумму величин:
а) 2 м 55 см и 1 м 20 см: в) 7 м 70 см и 4 м 60 см;
б) 4 дм 12 см и 19 см; г) 3 км 250 м и 850 м.
№ 1.108. На прямой последовательно отметьте точки А, В. С и D так, чтобы АВ = 4 см, ВС = 1 см 5 мм и CD = 3 см 2 мм. Чему равно расстояние между точками А и D?
№ 1.109. Выразите:
а) в сантиметрах: 60 мм; 320 мм; 54 м; 600 м;
б) в метрах: 400 см; 200 дм; 3 км; 6 км 50 м; 35 000 мм.
№ 1.110. Начертите шестиугольник ABCDEF. Отметьте точку К на стороне ЕF и точку L на стороне AВ. Проведите отрезок KL. Назовите получившиеся многоугольники.
№ 1.111. Найдите число в последней клетке цепочки.
№ 1.112. Представьте в десятичной записи число:
а) один миллион четыреста семь тысяч семь;
б) десять миллиардов две тысячи сорок;
в) четырнадцать миллиардов пятьдесят семь миллионов десять тысяч двести три;
г) двести миллиардов двести пятьдесят миллионов пятьдесят четыре тысячи один.
№ 1.113. Прочитайте число; а) 320 000 501; б) 401 001 900; в) 703 700 004 001.
№ 1.114. Разбираемся в решении. В команду по кёрлингу входят 4 человека. Из своего состава команда выбирает скипа и вице–скипа. Сколькими способами это можно сделать?
№ 1.115. 1) Расстояние от города до села велосипедист проезжает за 4 ч, а пешеход проходит за 10 ч. С какой скоростью движется велосипедист, если скорость пешехода 6 км/ч?
2) Расстояние от пристани на берегу озера до острова катер проходит за 3 ч со скоростью 15 км/ч. Сколько времени потребуется для преодоления этого расстояния моторной лодке, движущейся со скоростью 12 км/ч?
№ 1.116. Вычислите: 1) 4428 : 123 33; 2) 4000 – 3249 : 57.
Упражнения 1.117 – 1.125
(для домашней работы)
№ 1.117. Перенесите рисунок 1.22 в тетрадь и найдите тючки пере сечения прямых ED и AN, LK и AN, ED и LK.
№ 1.118. а) Отметьте на луче SP точки В, С и D. Запишите нее получившиеся лучи.
б) Отметьте точки А, В, С и D, лежащие на прямой MN, и тючки L, Р и Q, не лежащие на ней.
№ 1.119. Отметьте точки К, L и М, лежащие на луче FE, и точки О, Р, R и Т, не лежащие на этом луче.
№ 1.120. Отметьте точки К и М. Проведите через них прямую. Отметьте точку О на отрезке КМ. Из точки О проведите лучи OL и ON. Запишите все углы, которые изображены на рисунке.
№ 1.121. Проведите прямую SR и отрезки AD, PQ и MN так, чтобы:
а) отрезок MN лежал на прямой SR;
б) отрезок AD пересекал прямую SR;
в) отрезок PQ не пересекал прямую SR.
№ 1.122. Найдите высоту Останкинской телевизионной башни, если высота её металлической части равна 155 м (рис. 1.23), а железобетонная опора на 229 м длиннее.
№ 1.122. Денис за 10 мин добежал до места встречи с друзьями, и его скорость была равна 110 м/мин. После игры в футбол он воз вращался домой со скоростью 55 м/мин. Сколько времени он затратил на обратную дорогу?
№ 1.124. Выполните действия:
а) 434 • 31 + 65 • 17; в) (607 – 427) • 84 : 30;
б) 179 800 : 29 – 72 • 78; г) 68 • (256 + 144) : 340.
№ 1.124. Выразите в метрах и сантиметрах:
а) высоту стога, равную 2 маховым саженям;
б) длину верёвки, равную 2 маховым саженям 3 локтям;
в) высоту колокольни, равную 32 косым саженям 3 локтям.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
п.3 (упр. 1.42 — 1.91) ОГЛАВЛЕНИЕ п.5 (упр. 1.126 — 1.162)
Вы смотрели: Читать 5 класс онлайн: Математика Виленкин 2023 Учебник 1-4 «Плоскость, прямая, луч, угол». Оглавление и ознакомительные фрагменты (цитаты) из учебного пособия использованы в учебных целях.