Читать 5 класс онлайн: Русский язык Ладыженская Учебник §3-11 (Звуки и буквы. Правописание гласных и согласных в корнях слов. Буквы И, У, А после шипящих. Части речи. Глагол. Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение. Словосочетание. Предложение. Пунктуация). Ознакомительные фрагменты (цитаты) из учебного пособия 2023 года использованы в учебных целях.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника
ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ
§ 3. Звуки и буквы. Правописание гласных
и согласных в корнях слов.
Сравните количество звуков (гласных и согласных) и количество букв в русском языке. Одинаково ли оно? Почему? Как обозначается мягкость согласных на письме? Приведите примеры, когда произношение гласных и согласных звуков расходится с их обозначением на письме.
§ 4. Буквы И, У, А после шипящих.
§ 5. Части речи.
§ 6. Глагол.
Глаголы — это слова, которые обозначают действия (бежать, радоваться, думать и др.).
Глаголы изменяются по временам: в настоящем времени — говорю, в прошедшем времени — говорил, бросил, в будущем времени — буду говорить, брошу.
В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам: 1-е л., ед. и мн. ч. — я говорю, брошу, мы говорим, бросим; 2-е л., ед. и мн. ч. — ты говоришь, бросишь, вы говорите, бросите; 3-е л., ед. и мн. ч. — он, она, оно говорит, бросит, они говорят, бросят.
В прошедшем времени глаголы изменяются по числам, а в единственном числе — по родам: говорил, говорила, говорило, говорили; бросил, бросила, бросило, бросили.
§ 7. Имя существительное.
Назовите предметы, которые вы видите или видели в классе, в школе, дома, на улице, в лесу. Какой частью речи являются слова, которыми вы назвали эти предметы? Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие — на вопрос что?
§ 8. Имя прилагательное.
§ 9. Местоимение.
§ 10. Словосочетание. Предложение.
Что мы называем словосочетанием, а что — предложением? Как их различить? Что такое грамматическая основа предложения? Как её найти?
Предложения по цели высказывания бывают повествовательными, вопросительными и побудительными. Некоторые из них произносятся с восклицательной интонацией. Как называются такие предложения?
Предложения могут быть распространёнными и нераспространёнными, могут быть осложнены однородными членами и обращениями. По количеству грамматических основ предложения делятся на простые и сложные. Почему их так называют? Как их различают?
§ 11. Пунктуация.
Какие знаки препинания могут стоять в конце предложений? Как на письме оформляется восклицательное по интонации предложение?
Вспомните, какие члены предложения называются однородными. С помощью чего они могут быть связаны? Когда между однородными членами ставится запятая и когда не ставится?
Повторение.
Контрольные вопросы и задания
- Какие значимые части могут быть в слове?
- Что вы знаете о правописании гласных и согласных в корнях слов?
- В каких словах после ж, ш пишется ю?
- Какие части речи вы знаете?
- Назовите падежи имён существительных и падежные вопросы.
- Как изменяются имена прилагательные?
- Какие вы знаете местоимения? Как они пишутся с предлогами?
- Приведите примеры глаголов с окончаниями -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут(-ют) и с окончаниями -ишь, -ит, -им, -ите, -aт(-ят).
- Какими бывают предложения по цели высказывания?
- Какие члены предложения являются главными, а какие — второстепенными? Приведите примеры.
- Как отличить простое предложение с однородными членами от сложного предложения?
Вы смотрели: Русский язык Ладыженская Учебник §3-11 (Звуки и буквы. Правописание гласных и согласных в корнях слов. Буквы И, У, А после шипящих. Части речи. Глагол. Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение. Словосочетание. Предложение. Пунктуация). Оглавление и ознакомительные фрагменты (цитаты) из учебного пособия 2023 года использованы в учебных целях.