5 класс читать: учебник технологии 5 класс Глозман параграф 1 Преобразующая деятельность человека и технологии. Ознакомительные фрагменты (цитаты) из пособия «Глозман, Кожина, Хотунцев: Технология. 5 класс. Учебник — М.: Просвещение» использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения. Код материалов: Технология Учебник §1.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника
ГЛАВА 1. Введение в технологию
В первой главе вы познакомитесь с преобразующей деятельностью человека, направленной на удовлетворение его потребностей, с различными технологиями, с техническими устройствами и технологическими системами. Вы будете изучать элементы графики и её применение в различных сферах.
Технология §1. Преобразующая
деятельность человека и технологии
Группа школьников заблудилась в лесу. Какие потребности могут появиться у ребят, оказавшихся в этой ситуации? Какие технологии им нужно использовать, для того чтобы выбраться из леса?
В жизни человека очень часто возникают ситуации, когда ему чего-то не хватает, тогда говорят, что у него возникает в этом потребность.
Потребности — это одна из причин активности человека, так как именно после осознания своих потребностей у человека появляется цель их удовлетворения и задачи для дальнейшей деятельности.
Деятельность человека можно разделить на исследовательскую, служащую для познания законов природы, и преобразующую деятельность, предназначенную для создания необходимых человеку изделий, пищевых продуктов, услуг и т. д.
К преобразующей деятельности относится, например, обработка различных материалов: древесины, металла, тканей, пластмассы. Из них люди производят изделия, удовлетворяющие их потребности. Преобразовываться может не только материал, но и энергия. Так, дома электрическая энергия может преобразовываться в тепловую — для обогрева помещения и приготовления пищи или в световую — для освещения комнат.
Исследовать и преобразовывать можно и информацию. Например, получить информацию о состоянии здоровья человека можно с помощью специального прибора — термометра (рис. 1.1, а). Эта информация позволит понять, нуждается ли человек в помощи врача. В процессе общения люди обмениваются информацией. Её можно передавать на расстояние с помощью различных устройств: телефонов (рис. 1.1, 6), телевизоров (рис. 1.1, в), компьютеров.
Для преобразующей деятельности необходимы знания законов природы и способов их применения на практике. Нужно определить методы, приёмы работы, последовательность действий. Знание о каком-либо виде преобразующей деятельности определяет конкретную технологию.
Слово «технология» произошло от двух древнегреческих слов: techne — «мастерство» и logos — «знание», «наука».

Таким образом, технология — это знания о мастерстве в человеческой деятельности. Иными словами, это наука о преобразующей деятельности человека, знания о преобразованиях материалов, энергии и информации по плану и в интересах человека.
Существует много разных технологий. С помощью одной технологии можно приготовить определённый вид еды, с помощью другой технологии — найти нужную информацию в учебнике или в Интернете, с помощью третьей технологии — организовать учёбу в классе.
В связи с этим технологии делятся на:
- материальные (преобразование, обработка материалов);
- энергетические (производство, передача и использование энергии);
- информационные (преобразование, обработка информации);
- социальные (работа с людьми).
Таким образом, человек создаёт и использует различные технологии для удовлетворения своих потребностей, которые условно можно разделить на интеллектуальные и физиологические. При этом он преобразует окружающий мир. Интеллектуальные потребности — это потребности в знаниях, творчестве, познании нового, решении задач, раскрытии тайн. Физиологические потребности связаны с поддержанием физической жизни человека. К ним относятся потребности в пище, одежде, жилье, потребность в двигательной активности, во сне.
Мир, который нас окружает, можно разделить на две части. Первая — это мир природы. Вторая — это мир, созданный человеком. Искусственные технические объекты составляют техническую сферу (техносферу). В неё входят технические устройства и технические системы.
Для создания технических объектов человек использует различные технологии, которые постоянно совершенствуются. В связи с этим одни из них устаревают и перестают использоваться, на смену им приходят новые, более эффективные.
Применение современных технологий позволяет решать важные социальные проблемы, например бороться с нехваткой пищевых продуктов. Так, технологии «умного фермерства» позволяют автоматизировать управление в сельском хозяйстве. Например, датчики, установленные на полях, помогают оценить состояние почвы, степень созревания урожая и принять решение о необходимости внесения удобрений, орошения и т. д. Это повышает качество и количество собираемого урожая.
Любая технология включает алгоритм последовательности действий, способов деятельности, а также инструменты и оборудование, необходимые для достижения нужного результата.

В своей практической деятельности человек использует инструменты и оборудование. Инструменты — это устройства, необходимые для изменения или создания объекта, например игла, отвёртка, ножницы. Оборудование — это машины и устройства, используемые человеком в своей преобразующей деятельности, например сверлильные станки (рис. 1.2, а), швейные машины (рис. 1.2, б). Иногда для обозначения инструментов и оборудования используют слово «техника». Таким образом, техника — это инструментальное обеспечение технологий. Она окружает нас повсюду: и дома, и в школе, и на улице.
Кроме инструментов и оборудования, управляемого людьми, широко используются и автоматические устройства, которые работают без участия человека по программе, заданной человеком. Примером устройства с автоматически выполняемыми функциями является электроутюг. Он сам отключается от электрической цепи, когда его температура достигает определённого значения, которое заранее задаётся человеком. Более сложной автоматической системой является машина, управляемая встроенным компьютером, например посудомоечная машина (рис. 1.3, а). Она действует без вмешательства человека, по программе, созданной человеком. Автоматическими устройствами с компьютерным управлением являются роботы (рис. 1.3, б).
Рис. 1.3. Автоматические устройства: а — посудомоечная машина; 6 — робот
Помимо технических устройств, люди создают технические сооружения’, плотины, дороги, мосты. Мы живём в мире, наполненном техническими устройствами, техническими сооружениями и техническими системами, которые нужны для удовлетворения потребностей людей. Всё это создано не природой, а человеком. Именно этот мир и составляет техносферу.
Рис. 1.4. Схема технологического процесса
После выявления потребностей человека, группы людей или всего общества в чём-либо необходимо организовать производство. Изготовление изделий или информационных продуктов осуществляется с помощью технологических систем.
Слово «система» сейчас используется очень широко. Технологическая система состоит из связанных друг с другом частей, деталей, элементов, с помощью которых можно организовать технологический процесс изготовления изделий. Схема технологического процесса представлена на рисунке 1.4.
На вход технологической системы подаются необходимые материалы, энергия и информация, а на выходе получается интересующая нас продукция.
Технологические системы бывают различной сложности. Простой технологической системой является кофемолка (рис. 1.5). На вход этой системы подаётся кофе в зёрнах, электрическая энергия и информация о включении кофемолки человеком, когда он нажимает кнопку пуска. Система содержит электродвигатель, который заставляет вращаться нож, размалывающий зёрна кофе. На выходе получается молотый кофе.
Рис. 1.5. Кофемолка
Более сложной технологической системой является швейная машина, ещё более сложной системой с компьютерным управлением — стиральная машина.
Можно считать сложной технологической системой завод или фабрику. На вход этой системы подаются необходимые для производства материалы и энергия, а также информация от людей, управляющих этим производством. На выходе получают ту продукцию, для изготовления которой был построен завод. Чтобы облегчить труд людей, на современном производстве широко используются автоматы, втом числе с числовым программным управлением, и роботы.
Автоматизация производства важна не только из-за того, что она облегчает труд людей. При её использовании также проще добиться того, чтобы результаты производства удовлетворяли определённым требованиям, которые называются стандартами. Стандарты определяют, например, размеры изготовленных деталей, которые должны быть одинаковыми, чтобы можно было заменить одну деталь другой во время ремонта. Кроме того, существуют стандарты, защищающие природу и человека от вреда, который может нанести производство. Они называются экологическими.
После производства нужных людям изделий необходима их реализация на рынке товаров и услуг. Для того чтобы сообщить людям о созданных изделиях и их достоинствах, широко используется реклама (от лат. reclamare — «выкрикивать»).
□ Полезная информация
Алгоритм — это строго определённая последовательность действий, способов деятельности, правил, выполнение которых создаёт возможность решения поставленной задачи.
Экологические стандарты определяют допустимое количество загрязняющих веществ в окружающей среде (воде, атмосферном воздухе, почве) и уровни вредных физических воздействий на неё.
Основные понятия и термины:
потребность человека, исследовательская и преобразующая деятельность, технология, материальные, информационные, энергетические и социальные технологии, техносфера, инструменты, оборудование, технологическая система, техника, автоматическое устройство, экологический стандарт, реклама.
Вопросы и задания
- Что такое потребности человека? Чем они определяются? Приведите примеры потребностей. 2. Чем различаются исследовательская и преобразующая деятельность? 3. Расскажите о техносфере. Приведите примеры объектов, входящих в неё. 4. Что такое технологическая система? Приведите примеры технологических систем. 5. Каково основное назначение рекламы? Приведите примеры рекламируемых изделий или продукции в спортивной сфере.
Задание 1
Назовите свои потребности и потребности своей семьи. Классифицируйте их, используя таблицу 1.1.
Таблица 1.1. Потребности моей семьи

Задание 2
Найдите в Интернете сведения о том, с последствиями каких технологий, отрицательно влияющих на природу, борется сейчас весь мир. Предложите пути решения этих задач.
Вы смотрели: учебник технологии 5 класс Глозман параграф 1 Преобразующая деятельность человека и технологии. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения. Код материалов: Технология Учебник §1.