ВПР Биология Демовариант

Проверочная работа по биологии 5 класс ВПР 2025. Демовариант базового уровня с ответами. Образец ВПР Биология Демовариант. На выполнение проверочной работы по биологии отводится два урока (не более 45 минут каждый). Работа состоит из двух частей и включает в себя 19 заданий.

Проверочная по БИОЛОГИИ
5 класс. Образец. Демовариант

Часть 1

Рассмотрите рисунки с изображением представителей различных объектов природы.
ВПР Биология Демовариант

№ 1.1. Подпишите их названия, используя слова из предложенного списка:
Растения, Бактерии, Грибы.

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Ответ: А– бактерии, Б– грибы, В– растения.

№ 1.2. Два из изображённых на рисунках объекта объединены общим признаком. Выпишите название объекта, «выпадающего» из общего ряда. Объясните свой выбор.

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Ответ: 1) «выпадающий» из логического ряда объект: бактерии;
2) объяснение, например: бактерии не имеют оформленного ядра / тканей и органов.
Объяснение может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке

№ 1.3. В приведённом ниже списке даны характеристики объектов живой природы. Все они, за исключением одной, относятся к объекту, изображённому в задании 1.1 над буквой В. Выпишите характеристику, которая «выпадает» из общего ряда. Объясните свой выбор.
Неограниченный рост, обмен веществ, клеточное строение, активное перемещение.

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Ответ: 1) «выпадающая» из логического ряда характеристика: активное перемещение;
2) объяснение, например: растения активно не двигаются.
Объяснение может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке

№ 2.1. Весной раньше других птиц в Центральную Россию прилетают скворцы. Они обустраивают гнезда, откладывают и высиживают яйца. Найдите в приведённом ниже списке и запишите название этого процесса.
Дыхание, питание, рост, размножение.

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Ответ: размножение.

№ 2.2. В чём значение этого процесса в жизни птиц?

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Ответ: воспроизведение себе подобных.

№ 3. Различают практические и теоретические методы исследования. Выберите из приведённого ниже списка два практических метода.
1) обобщение
2) наблюдение
3) описание
4) сравнение
5) измерение
Запишите в поле ответа номера выбранных методов исследования.

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Ответ: 25 (в любой последовательности)

№ 4. Перед Вами изображение лисицы обыкновенной.
ВПР Биология Демовариант
№ 4.1. В каких природных сообществах обитает это животное? Укажите название одного из этих сообществ.

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Ответ: смешанные леса / хвойные леса / степь

№ 4.2. Напишите название одного животного, которое обитает в сообществе вместе с лисицей.

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Ответ от авторов демоварианта: например, белка.
Комментарий о взаимодействии с лисицей (нет в демоварианте) : Лисица иногда охотится на белок, особенно молодых или ослабленных, но поймать их сложно из-за ловкости и древесного образа жизни грызунов. Белки чаще становятся добычей лисиц зимой, когда спускаются на землю в поисках пищи. Таким образом, они могут соседствовать в одном лесу, но тесного взаимодействия между ними обычно нет.
Может быть названо любое другое животное смешанного или хвойного леса или степи, например:
заяц-русак, ёж, полевка. Эти виды часто соседствуют в одном сообществе, так как лисица охотится на грызунов и зайцев, а ежи иногда становятся её добычей (хотя и реже из-за колючек).

№ 5. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Лисица обыкновенная — хищное животное, широко распространённое на территории Евразии, Северной Америки. (2) Лисица — зверь среднего размера, массой до 10 кг, с изящным туловищем на невысоких тонких лапах, с вытянутой мордой, острыми ушами и длинным пушистым хвостом. (3) Самки лисицы рождают живых детёнышей и выкармливают их молоком. (4) Мех у лисицы густой, длинный, рыжего цвета, хорошо удерживающий тепло, поэтому зверь издавна был объектом охотничьего промысла. (5) Лисицы, в отличие от волков, охотятся на мелких животных, в основном на мышей, однако вблизи человеческого жилья могут нападать на домашнюю птицу. (6) В дикой природе лисицы редко живут более семи лет.
ВПР Биология Демовариант
№ 5.1. В каких предложениях текста описаны внешние признаки лисицы обыкновенной? Запишите номера выбранных предложений.

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Ответ: 24 (в любой последовательности)

№ 5.2. Сделайте описание лисицы обыкновенной по следующему плану.
А) Какую среду обитания освоила лисица?
Б) Густая шерсть – это приспособление к жизни в определённых условиях среды. В каких именно? Ответ поясните.
В) Какие отношения сложились между лисицей и волком в природе?

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Ответ: А) наземно-воздушную;
Б) густая шерсть – приспособление к холодному климату или к смене сезонов;
В) конкурентные.
Элементы описания могут быть приведены в иной, близкой по смыслу формулировке

№ 6. Заполните пустые ячейки на схеме, выбрав необходимые слова из приведённого списка.
Верблюд, тайга, саксаул, песец, ель, тундра, дуб, глухарь, степь.
ВПР Биология Демовариант

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Правильный ответ должен содержать заполненную схему
ВПР Биология Демовариант

№ 7. Как Вы думаете, какое правило устанавливается изображённым на рисунке знаком? Напишите это правило и укажите место, где можно встретить такой знак.
ВПР Биология Демовариант

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Ответ:
1) правило: здесь запрещается ловить бабочек;
2) указание места: в заповеднике / ботаническом саду / национальном парке.
Правило и указание места могут быть приведены в иной, близкой по смыслу формулировке

№ 8. На фотографии изображён представитель одной из профессий, связанных с биологией. Определите эту профессию.
ВПР Биология Демовариант
Напишите, какую работу выполняют люди этой профессии.

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Ответ:
1) Профессия: ветеринар;
2) Пояснение характера работы: Лечение животных / оказание помощи животным / выявление болезней у животных / профилактика развития различных патологий у животных.

Часть 2

Катя и Саша выполняют проект, посвящённый растению Земляника лесная, по следующему плану: местообитание, внешний вид растения, строение и функции его органов, значение для человека и роль в природном сообществе.

№ 9. Выберите название сообщества, в котором обитает это растение.
1) болото; 2) луг; 3) лес; 4) поле
Запишите в поле ответа номер выбранного сообщества.

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Ответ: 3.

№ 10. Обычно при описании растения указывают его размер. Как Вы думаете, какой измерительный прибор ребята взяли с собой для этой цели?
1) весы
2) линейка (рулетка)
3) термометр
4) лупа
Запишите в поле ответа номер выбранного прибора.

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Ответ: 2.

№ 11. На рисунке буквами обозначены органы Земляники лесной. Запишите под каждой буквой в поле ответа номер соответствующего органа из представленного ниже списка.
ВПР Биология Демовариант
1) стебель, 2) лист, 3) корень, 4) цветок, 5) плод.
Ответ: А–__, Б–__, В–__, Г–__.

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Ответ: А–4, Б–2, В–5, Г–3.

№ 12. Одним из заданий проекта Кати и Саши было создание гербарного образца. Для данного растения им необходимо составить «паспорт», соответствующий положению этого растения в общей классификации организмов.
ВПР Биология Демовариант
№ 12.1. Помогите ребятам записать в таблицу слова (словосочетания) из предложенного списка в такой последовательности, чтобы получился «паспорт» растения, расположенного на гербарном листе.
Список слов (словосочетаний):
1) Покрытосеменные (Цветковые)
2) Земляника лесная
3) Земляника
4) Растения

ЦарствоОтделРодВид
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Ответ: царство – Растения
отдел – Покрытосеменные (Цветковые)
род – Земляника
вид – Земляника лесная
ИЛИ вписать в таблицу цифры: 4132.

№ 12.2. Чтобы доказать, что растение относится к определённым роду и виду, ребятам необходимо при увеличении в 5 раз подробно рассмотреть цветок растения. Каким прибором ребятам надо воспользоваться? Запишите в поле ответа номер выбранного прибора.
1) ручная лупа
2) световой микроскоп
3) цифровой микроскоп
4) электронный микроскоп

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Ответ: 1.

№ 13. В своём проекте Катя и Саша хотели обратить особое внимание на способность растений синтезировать органические вещества из неорганических за счёт энергии света. Они изобразили этот процесс на схеме. Напишите его название.
ВПР Биология Демовариант

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Ответ: фотосинтез.

№ 14. Для своей работы ребята решили приготовить препарат, на котором были бы видны клетки листа. Каким лабораторным оборудованием они могут воспользоваться для этой цели?
Запишите в поле ответа номера выбранных предметов.
ВПР Биология Демовариант

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Ответ: 234 (в любой последовательности)

№ 15.1. Прежде чем приступать к работе с микроскопом, надо изучить его устройство. Как называется деталь микроскопа, обозначенная на рисунке буквой А?
ВПР Биология Демовариант

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Ответ: окуляр.

№ 15.2. Какую функцию выполняет эта деталь микроскопа при работе с ним?

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Ответ: увеличение.

№ 15.3. Катя рассмотрела препарат листа земляники под микроскопом, на котором было указано:
— увеличение окуляра — 10;
— увеличение объектива — 40.
Какое общее увеличение даёт данный микроскоп?

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Ответ: 400.

№ 16.1. Ребята рассмотрели клетку листа с помощью микроскопа. Напишите названия структур, которые обозначены на рисунке буквами А-В.
ВПР Биология Демовариант

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Ответ:
А – клеточная мембрана (оболочка)
Б – ядро
В – цитоплазма

№ 16.2. Какую функцию выполняет структура, обозначенная на рисунке клетки буквой В? Ответ:

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Ответ: цитоплазма объединяет все органоиды клетки и обеспечивает их взаимодействие

№ 17. На схеме приведена взаимосвязь некоторых компонентов природного сообщества. Какое место в сообществе занимает земляника?
ВПР Биология Демовариант
Запишите в поле ответа номер соответствующего звена.

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Ответ: 1.

№ 18. Какие ресурсы необходимы землянике для благоприятного существования? Запишите в поле ответа названия двух любых ресурсов.
Ресурс 1. ________. Ресурс 2. ________

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
В правильном ответе должны быть указаны любые два из четырёх перечисленных ниже ресурсов:
1) свет;
2) вода;
3) растворённые минеральные вещества;
4) пространство

№ 19. Растения — важнейшая часть природных сообществ. Они играют большую роль в природе и в жизни человека. Приведите примеры двух растений Вашего региона, для каждого из этих растений опишите его значимость в жизни человека и для природного сообщества.

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Правильный ответ может содержать следующие элементы:
1) Ромашка лекарственная – используется в фармацевтической промышленности для производства лекарственных сборов.
2) Сосна обыкновенная – древесина используется в строительстве, целлюлозно-бумажной и химической промышленности.
3) Ромашка лекарственная – продуцент / формирует травянистый ярус / служит кормом организмам.
4) Сосна обыкновенная является продуцентом / формирует верхний древесный ярус / является экологической нишей для многих живых организмов / корни способствуют удержанию почвы.
Примечание. Могут быть указаны другие растения, приведены другие описания значимости. В ответе должны быть указаны два любых растения, характерные для конкретного региона. Также для каждого растения должен быть указан один критерий, определяющий значимость растения в жизни человека, и один критерий, определяющий значимость растения в природном сообществе.

 


Вы смотрели: Проверочная работа по биологии 5 класс ВПР 2025. Демовариант базового уровня с ответами и решениями. Образец ВПР Биология Демовариант.

(с) Источник: ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» (ФИОКО). Ссылка: VPR_BI-5_DEMO_2025.pdf  [Электронный ресурс] Дата запроса: 28.04.2025г. (Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки).

 

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней