Проверочная работа по биологии 5 класс ВПР 2025. Демовариант базового уровня с ответами. Образец ВПР Биология Демовариант. На выполнение проверочной работы по биологии отводится два урока (не более 45 минут каждый). Работа состоит из двух частей и включает в себя 19 заданий.
Проверочная по БИОЛОГИИ
5 класс. Образец. Демовариант
Часть 1
Рассмотрите рисунки с изображением представителей различных объектов природы.
№ 1.1. Подпишите их названия, используя слова из предложенного списка:
Растения, Бактерии, Грибы.
№ 1.2. Два из изображённых на рисунках объекта объединены общим признаком. Выпишите название объекта, «выпадающего» из общего ряда. Объясните свой выбор.
№ 1.3. В приведённом ниже списке даны характеристики объектов живой природы. Все они, за исключением одной, относятся к объекту, изображённому в задании 1.1 над буквой В. Выпишите характеристику, которая «выпадает» из общего ряда. Объясните свой выбор.
Неограниченный рост, обмен веществ, клеточное строение, активное перемещение.
№ 2.1. Весной раньше других птиц в Центральную Россию прилетают скворцы. Они обустраивают гнезда, откладывают и высиживают яйца. Найдите в приведённом ниже списке и запишите название этого процесса.
Дыхание, питание, рост, размножение.
№ 2.2. В чём значение этого процесса в жизни птиц?
№ 3. Различают практические и теоретические методы исследования. Выберите из приведённого ниже списка два практических метода.
1) обобщение
2) наблюдение
3) описание
4) сравнение
5) измерение
Запишите в поле ответа номера выбранных методов исследования.
№ 4. Перед Вами изображение лисицы обыкновенной.
№ 4.1. В каких природных сообществах обитает это животное? Укажите название одного из этих сообществ.
№ 4.2. Напишите название одного животного, которое обитает в сообществе вместе с лисицей.
№ 5. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Лисица обыкновенная — хищное животное, широко распространённое на территории Евразии, Северной Америки. (2) Лисица — зверь среднего размера, массой до 10 кг, с изящным туловищем на невысоких тонких лапах, с вытянутой мордой, острыми ушами и длинным пушистым хвостом. (3) Самки лисицы рождают живых детёнышей и выкармливают их молоком. (4) Мех у лисицы густой, длинный, рыжего цвета, хорошо удерживающий тепло, поэтому зверь издавна был объектом охотничьего промысла. (5) Лисицы, в отличие от волков, охотятся на мелких животных, в основном на мышей, однако вблизи человеческого жилья могут нападать на домашнюю птицу. (6) В дикой природе лисицы редко живут более семи лет.
№ 5.1. В каких предложениях текста описаны внешние признаки лисицы обыкновенной? Запишите номера выбранных предложений.
№ 5.2. Сделайте описание лисицы обыкновенной по следующему плану.
А) Какую среду обитания освоила лисица?
Б) Густая шерсть – это приспособление к жизни в определённых условиях среды. В каких именно? Ответ поясните.
В) Какие отношения сложились между лисицей и волком в природе?
№ 6. Заполните пустые ячейки на схеме, выбрав необходимые слова из приведённого списка.
Верблюд, тайга, саксаул, песец, ель, тундра, дуб, глухарь, степь.
№ 7. Как Вы думаете, какое правило устанавливается изображённым на рисунке знаком? Напишите это правило и укажите место, где можно встретить такой знак.
№ 8. На фотографии изображён представитель одной из профессий, связанных с биологией. Определите эту профессию.
Напишите, какую работу выполняют люди этой профессии.
Часть 2
Катя и Саша выполняют проект, посвящённый растению Земляника лесная, по следующему плану: местообитание, внешний вид растения, строение и функции его органов, значение для человека и роль в природном сообществе.
№ 9. Выберите название сообщества, в котором обитает это растение.
1) болото; 2) луг; 3) лес; 4) поле
Запишите в поле ответа номер выбранного сообщества.
№ 10. Обычно при описании растения указывают его размер. Как Вы думаете, какой измерительный прибор ребята взяли с собой для этой цели?
1) весы
2) линейка (рулетка)
3) термометр
4) лупа
Запишите в поле ответа номер выбранного прибора.
№ 11. На рисунке буквами обозначены органы Земляники лесной. Запишите под каждой буквой в поле ответа номер соответствующего органа из представленного ниже списка.
1) стебель, 2) лист, 3) корень, 4) цветок, 5) плод.
Ответ: А–__, Б–__, В–__, Г–__.
№ 12. Одним из заданий проекта Кати и Саши было создание гербарного образца. Для данного растения им необходимо составить «паспорт», соответствующий положению этого растения в общей классификации организмов.
№ 12.1. Помогите ребятам записать в таблицу слова (словосочетания) из предложенного списка в такой последовательности, чтобы получился «паспорт» растения, расположенного на гербарном листе.
Список слов (словосочетаний):
1) Покрытосеменные (Цветковые)
2) Земляника лесная
3) Земляника
4) Растения
Царство | Отдел | Род | Вид |
№ 12.2. Чтобы доказать, что растение относится к определённым роду и виду, ребятам необходимо при увеличении в 5 раз подробно рассмотреть цветок растения. Каким прибором ребятам надо воспользоваться? Запишите в поле ответа номер выбранного прибора.
1) ручная лупа
2) световой микроскоп
3) цифровой микроскоп
4) электронный микроскоп
№ 13. В своём проекте Катя и Саша хотели обратить особое внимание на способность растений синтезировать органические вещества из неорганических за счёт энергии света. Они изобразили этот процесс на схеме. Напишите его название.
№ 14. Для своей работы ребята решили приготовить препарат, на котором были бы видны клетки листа. Каким лабораторным оборудованием они могут воспользоваться для этой цели?
Запишите в поле ответа номера выбранных предметов.
№ 15.1. Прежде чем приступать к работе с микроскопом, надо изучить его устройство. Как называется деталь микроскопа, обозначенная на рисунке буквой А?
№ 15.2. Какую функцию выполняет эта деталь микроскопа при работе с ним?
№ 15.3. Катя рассмотрела препарат листа земляники под микроскопом, на котором было указано:
— увеличение окуляра — 10;
— увеличение объектива — 40.
Какое общее увеличение даёт данный микроскоп?
№ 16.1. Ребята рассмотрели клетку листа с помощью микроскопа. Напишите названия структур, которые обозначены на рисунке буквами А-В.
№ 16.2. Какую функцию выполняет структура, обозначенная на рисунке клетки буквой В? Ответ:
№ 17. На схеме приведена взаимосвязь некоторых компонентов природного сообщества. Какое место в сообществе занимает земляника?
Запишите в поле ответа номер соответствующего звена.
№ 18. Какие ресурсы необходимы землянике для благоприятного существования? Запишите в поле ответа названия двух любых ресурсов.
Ресурс 1. ________. Ресурс 2. ________
№ 19. Растения — важнейшая часть природных сообществ. Они играют большую роль в природе и в жизни человека. Приведите примеры двух растений Вашего региона, для каждого из этих растений опишите его значимость в жизни человека и для природного сообщества.
Вы смотрели: Проверочная работа по биологии 5 класс ВПР 2025. Демовариант базового уровня с ответами и решениями. Образец ВПР Биология Демовариант.
(с) Источник: ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» (ФИОКО). Ссылка: VPR_BI-5_DEMO_2025.pdf [Электронный ресурс] Дата запроса: 28.04.2025г. (Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки).