Всеобщая история Саплина §1

Всеобщая история Саплина §1 «Древнейшие люди». Учебник «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА для 5 класса» онлайн (фрагмент). Цитаты из учебника «Немировский, Саплина, Соломатина: Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс — М.Просвещение» использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

История Древнего мира 5 класс. Учебник § 1.

<< § 54   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 2 >>

ГЛАВА I. ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО

В 1887 году из столицы Нидерландов Амстердама к берегам Индонезии отправился небольшой бриг. На его борту находился доктор медицины и естественных наук Эжен Дюбуа. Он решил посвятить свою жизнь поискам следов первобытного человека. В 1891 году на острове Ява в ходе раскопок учёный обнаружил останки древнего существа (часть черепа, зубы и бедренную кость) с чертами и обезьяны, и человека. Дюбуа высказал предположение, что найденное существо представляет переходную форму от обезьяны к человеку. Существо назвали питекантропом, то есть обезьяночеловеком.
Всеобщая история Саплина §1

Что повлияло на развитие древнего человека?

§ 1. Древнейшие люди.

Бог сотворил чудесный райский сад и в нём поселил первого человека, которого назвал Адам.
(Ветхий Завет)

В чём отличие древнейшего человека от обезьяны?

1. Мифы, легенды, наука.

Где и когда появился человек? Это происходило в одном месте на Земле или их было несколько? Такие вопросы всегда интересовали человека. В древних мифах и легендах рассказывается, как разные народы объясняли появление человека — его создали боги: вылепили из глины, сотворили из воды, вырезали из кости или вырастили из зерна, или он произошёл от животного: медведя, обезьяны, черепахи. Священная книга христиан Библия повествует, что первых людей по своему образу и подобию сотворил Бог.

В мифах разных народов и в Библии человек обладает способностями ходить, мыслить, трудиться, говорить. Так было в древности. Многое изменилось с появлением науки археологии. Материал, найденный учёными-археологами при раскопках (останки человекоподобных существ, остатки первых жилищ, орудия труда и др.), помог восстановить картину жизни древнейших людей.

В середине XIX века английский учёный Чарлз Дарвин высказал предположение, что обезьяноподобные существа, которые жили в глубокой древности, и были предками человека. Ч. Дарвин считал, что все живые существа на Земле прошли долгий путь развития. Он впервые сформулировал теорию эволюции путём естественного отбора.

После появления дарвиновской теории, связанной с возникновением человека, произошли большие изменения. Учёные обнаружили ряд видов и групп древних человекоподобных существ, которые остались тупиковыми и не участвовали в последних этапах формирования человека современного вида — человека разумного («хомо сапиенс» по-латыни).

  1. Что рассказывают мифы о происхождении человека?
  2. Какие вопросы о происхождении человека обсуждают учёные?

2. Основные этапы развития человека.

Самые древние останки человекоподобного существа обнаружены в Южной Африке в 1924 году. Учёные назвали его «австралопитек», то есть «южная обезьяна». Жили эти существа примерно 6,5—1 миллионов лет назад, их считают предшественниками первых людей.

Около 2,5 миллиона лет назад от австралопитеков произошла разновидность более высокоразвитых существ, которые умели использовать природный материал (камни, палки) в качестве простых орудий труда. Останки такого существа — его назвали «человек умелый» — в 1960 году обнаружил английский археолог Луис Лики в Олдувайском ущелье на востоке Африки.

Современные исследования подтвердили выводы об африканской прародине древнего человека. Из четырёх современных видов обезьян — гориллы, гиббона, орангутана и шимпанзе — по генетическим признакам к человеку ближе всего оказалась одна из разновидностей шимпанзе.

Приблизительно миллион лет назад появился новый вид человекоподобного существа — человек прямоходящий. Именно его останки нашёл Эжен Дюбуа на острове Ява.

Всеобщая история Саплина §1
Вопросы к рисунку на стр.12
1. Когда появился каждый из указанных в схеме типов древнего человека?
2. Определите, какой из типов древних людей был более примитивным, а какой — более развитым. Аргументируйте свой ответ.
3. Определите, для изготовления каких орудий труда требовалась тщательная обработка камня, а для каких — лишь несколько ударов по нему.
4. Какие новые орудия труда и оружие появились у человека современного вида?

Питекантроп был выше человека умелого, обладал навыками делать ножи, рубила, наконечники копий. Останки синантропа («китайский человек») были обнаружены на территории Северо-Восточного Китая в 1929 году. По физическому строению синантропы близки питекантропам.

В 1856 году в Германии, в долине Неандерталь, обнаружили останки существа, жившего 300—40 тысяч лет назад. Его назвали «неандерталец». Он имел объём мозга, сравнимый с мозгом современного человека, покатый лоб, надбровные дуги, низкую черепную коробку. Неандертальцы жили в пещерах, охотились на мамонтов.

Древнейших людей современного вида в науке называют «кроманьонцы» — по названию места первой находки их останков в пещере Кро-Маньон во Франции в 1868 году. Люди этого вида появились в Африке, а в Европе примерно 40 тысяч лет назад. Кроманьонцы были высокими, примерно 180 сантиметров, смуглыми, имели прямой лоб, выступающий подбородок, крупный мозг. Останки кроманьонцев найдены во всех частях света.

Древнейший период человеческой истории получил название «первобытное общество». Учёные разделили его на несколько периодов: палеолит — древний каменный век, мезолит — средний каменный век, неолит — новый каменный век. Основным материалом, из которого древние люди делали орудия, был камень. В отдельных регионах земного шара и сейчас некоторые племена живут первобытно-общинным строем.

Какие находки помогли учёным воссоздать процесс развития (эволюцию) человекоподобного существа?

Вопросы и задания после § 1.

  1. Прочитайте эпиграф и объясните его смысл.
  2. Чем отличались древнейшие люди от животных?
  3. Что в облике питекантропа имеет сходство с человеком? Аргументируйте свой ответ.

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа.
В чём отличие древнейшего человека от обезьяны?

 


Вы смотрели: Всеобщая история Саплина §1 «Древнейшие люди». Онлайн-учебник «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА для 5 класса» (фрагменты).

<< § 54   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 2 >>

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней