Всеобщая история Саплина §2 «Первобытные охотники и собиратели». Учебник «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА для 5 класса» онлайн (фрагмент). Цитаты из учебника «Немировский, Саплина, Соломатина: Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс — М.Просвещение» использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
История Древнего мира 5 класс. Учебник § 2.
<< § 1 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 3 >>
§ 2. Первобытные охотники и собиратели.
Даже в самые тяжёлые времена поддерживали они в нём жизнь, охраняли от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота. Его могучее лицо обращало в бегство львов… и леопардов. (Ж.-А. Рони-старший, современный писатель)
Вопрос перед §2 на стр.14: Что помогло древнему человеку выжить в трудных природных условиях?
1. Занятия первобытного человека.
Многие тысячи лет древние люди жили в Африке, зонах тропиков и субтропиков. Климат здесь был тёплым. Разнообразие растений позволяло прокормиться, собирая ягоды, фрукты, грибы, орехи, коренья. Первобытные люди, занимаясь собирательством, меняли места обитания.
Вопрос к рисунку на стр.14: Назовите орудия, которые древние люди использовали на охоте.
Другим занятием была охота. Она имела большое значение в жизни первобытного человека. Охотиться на крупных животных (устраивать ловушки, загонять зверя) можно было только коллективно. Успешная охота обеспечивала людей мясной пищей.
Орудия труда (оббитые с одного конца куски гальки, грубые ручные рубила) и охоты (дубины, рогатины) древние люди делали из камня и дерева. Навыки их обработки передавались из поколения в поколение и совершенствовались.
Трудовая деятельность меняла древнего человека. Руки становились более подвижными, ловкими, пальцы — более умелыми. Труд способствовал развитию мышления человека, его мозг становился более совершенным. В ходе общения с себе подобными развивалась речь.
Вопросы на стр.15:
1. Какие способы охоты использовали первобытные люди?
2. Почему охота была коллективным занятием?
2. Использование огня.
Важным открытием первобытного человека стало использование огня для приготовления пищи, для обогрева холодными ночами, для отпугивания диких зверей, для освещения тёмной пещеры. Сначала человек не умел добывать огонь и непрерывно поддерживал пламя, добытое, например, от зажжённого в грозу дерева. Археологи открыли под Пекином пещеру, где толщина слоя золы и углей от костра достигала 6 метров.
Вопросы к рисунку на стр.15
1. Каким образом человек смог узнать свойства огня?
2. Какие способы получения огня изображены на рисунках?
3. Как применяли огонь на охоте?
Позднее человек научился получать огонь трением или высеканием искр из камня, сохранять и переносить на большие расстояния.
Вопрос на стр.16: Какое значение в жизни древнего человека имел огонь?
3. Орудия и жилище.
Примерно 100 тысяч лет назад начался последний ледниковый период. Климат стал более суровым. Исчезли многие виды животных, но появились другие — приспособленные к новым условиям: мамонты, шерстистые носороги, бизоны, олени.
Основным занятием в жизни первобытных людей стала охота. Они научились делать копья, дротики, гарпуны с острыми наконечниками для ловли рыбы. Копьеметалка позволяла охотиться с большого расстояния, не приближаясь в целях безопасности к крупному животному.
Охота давала древнему человеку не только пищу. Из бивней мамонта и оленьих рогов изготавливали орудия труда. Мелкие кости использовали в качестве игл для сшивания шкур животных, которые носили как одежду.
Вопросы к рисункам на стр.17:
1. Сравните два вида жилищ первобытного человека. Назовите преимущества и недостатки каждого жилища. Аргументируйте свой ответ.
2. Используя схему (с. 12), выскажите предположение, какой вид первобытного человека обитал в каждом из жилищ.
Люди укрывались от холода и дождей в гротах и пещерах. Со временем они научились сооружать жилища. Кости крупных животных служили строительным материалом для возведения каркаса, который сверху накрывали шкурами. Внутри такого жилища устраивали очаг. Последний ледниковый период закончился 15–10 тысяч лет назад.
Что происходило в жизни древних людей в последний ледниковый период?
4. Род и племя.
Сообщества древних людей современного вида учёные называют термином «праобщина». Коллектив кровных родственников, которые происходили от общих предков, называют «род» или «родовая община». Члены рода вели общее хозяйство: мужчины охотились, женщины занимались собирательством. Добыча отдельных членов рода поступала в распоряжение всего коллектива. На общем сходе взрослых членов рода выбирали старейшину, самого опытного и авторитетного человека.
Несколько родов составляли племя. Его возглавлял совет, в который входили старейшины родов. Племя имело общую территорию, язык, обычаи и вождя. Им был старейшина одного из родов, входивших в состав племени.
Вопросы на стр. 17:
1. Что такое родовая община?
2. Что предшествовало родовой общине в процессе развития человека?
5. Расы.
В течение многих веков человек приспосабливался к климатическим условиям своего обитания. Недостаток или избыток солнечного света, холод или жара привели к изменениям во внешнем облике. Учёные считают, что человеческие расы стали формироваться с появлением человека разумного.
Раса — это большая группа людей, обладающих общими внешними признаками (цвет кожи, разрез глаз, вид волос и т. п.). Существуют три основные расы: европеоидная, монголоидная, негроидная. Все расы обладают равными возможностями для развития, ни одна раса не превосходит другую.
Какие условия оказали влияние на формирование рас, представители которых изображены на рисунке?
Вопросы и задания после §2:
- Прочитайте эпиграф и сформулируйте вывод о роли огня в жизни первобытного человека.
- Трудовая деятельность способствовала выделению человека из животного мира. Согласны ли вы с этим утверждением? Аргументируйте свой ответ.
- Почему древние люди жили большими группами?
- * В науке существует мнение о четвёртой расе людей. Найдите в Интернете информацию на эту тему.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа.
Что помогло древнему человеку выжить в трудных природных условиях?
Вы смотрели: Всеобщая история Саплина §2 «Первобытные охотники и собиратели». Онлайн-учебник «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА для 5 класса» (фрагменты).