Всеобщая история Саплина §3

Всеобщая история Саплина §3 «Верования и искусство». Учебник «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА для 5 класса» онлайн (фрагмент). Цитаты из учебника «Немировский, Саплина, Соломатина: Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс — М.Просвещение» использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

История Древнего мира 5 класс. Учебник § 3.

<< § 2   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 4 >>

§ 3. Верования и искусство.

В представлении древнего человека, почти все места в свете: небо, воздух, земля, горы и леса — населены различными духами, которых он опасается и почитает. (Н. Н. Трухина, современный историк)

Вопрос перед §3 на стр.19: Какие сведения о жизни первобытных людей можно получить, изучая наскальные рисунки?

1. Знания.

Жизнь охотников и собирателей была неразрывно связана с природой. Первобытные люди учились различать следы животных и птиц, подражать их голосам, определять места их обитания, распознавать повадки. Постепенно приобретались знания о свойствах растений, выделении среди них лечебных, из которых изготавливали различные снадобья. Первобытные люди умели останавливать кровотечения, залечивать раны, вправлять вывихи, применять противоядие при укусах ядовитых змей.

Древние люди установили связь между сменой времён года и положением солнца и созвездий на небосклоне. Наблюдение за движением небесных тел позволило выделить определённые циклы времени, составить первые календари.

Человек, познавая мир, открыл счёт. До десяти считали, загибая пальцы рук, когда число было большим, использовали и пальцы ног. Расстояния определяли с помощью длины частей человеческого тела: ступни, локтя, пальца, ногтя. Большие расстояния измеряли полётом стрелы, копья или днями пути.

В конце эпохи энеолита появляется письменность. Её возникновение связано с хозяйственной деятельностью человека и обменом товарами.

Какими знаниями владел первобытный человек?

2. Верования.

Первобытные люди считали, что в каждом человеке обитает сверхъестественное существо — душа. После смерти человека душа переселяется в загробный мир, где так же, как на земле, живут общинами, охотятся, добывают пищу. Рядом с умершим сородичи клали орудия труда и оружие, которыми он пользовался при жизни, продукты. Со времени поклонения земле — дарительнице жизни — её изображения в виде фигурки богини Великой Матери также помещали в погребение. Учёные установили, что уже неандертальцы совершали погребальные обряды.

Окружающий мир — землю, воду, небо — древние люди населили духами, которых наделили могуществом и способностями управлять жизнью живых существ. Атмосферные явления (дождь, гром, гроза, молния, ветер, ураган), небесные светила (солнце, луна, звёзды) и их движение по небу древний человек воспринимал как деятельность духов. Считалось, что у каждого явления в природе есть дух, как в теле человека есть душа. Так зародилась религия. Наиболее могущественных духов первобытные люди выделяли и со временем стали называть их богами.

В первобытном обществе возникла магия (колдовство, волшебство). Она основывалась на представлении об умении человека, наделённого особыми способностями (колдун, шаман) и применявшего особые приёмы (заклинания, обряды), общаться с духами. Магию связывали и с верой в человека, способного на расстоянии воздействовать на людей, животных, природные явления и т. п. Магические обряды совершались с разными целями, например обеспечить удачную охоту. Охотники вслед за шаманом кружились в танце вокруг изображения зверя, начертанного на земле, затем протыкали его копьями и стрелами.

С помощью обрядов и жертвоприношений первобытные люди пытались задобрить духов окружающего мира, приобрести их расположение. Шаман организовывал и возглавлял специальные обряды, во время которых исполняли ритуальные танцы и произносили заклинания. Уверенность в поддержке доброго духа придавала людям отвагу. За помощью к добрым духам обращались в случае неурожая, болезни сородича.

Религиозные обряды проводились в специальных местах. Древние люди возводили сооружения из громадных камней или каменных плит. Одна из таких построек, сохранившаяся до наших дней, — Стоунхендж в Великобритании. Огромные каменные плиты и столбы Стоунхенджа образуют круги. Некоторые учёные считают, что это древняя обсерватория — сооружение для наблюдения за звёздами.

Объясните, с чем было связано возникновение в первобытном обществе религиозных верований.

3. Искусство.

Оно представлено огромным количеством нарисованных, вырезанных или процарапанных на камне и кости изображений животных, небольшими скульптурными фигурками, в основном женскими, образцами орнамента на орудиях труда и оружии. Самое яркое явление первобытного искусства — пещерная живопись с изображением оленей, быков, медведей и сцен охоты.

Первые рисунки первобытного человека открыли в Испании случайно. Любитель истории Саутуола обнаружил в пещере Альтамира следы обитания первобытных людей и приступил к раскопкам. Однажды Саутуола взял с собой двенадцатилетнюю дочь. Она забрела в узкое ответвление пещеры и там в отблесках света увидела нарисованных животных.
Всеобщая история Саплина §3

Задание к рисункам на стр.22:
Составьте рассказ по рисункам.

Бизоны, олени, лошади, кабаны были изображены так искусно, что учёные отказывались признавать рисунки творением первобытного человека. Саутуола умер, заподозренный в мошенничестве. Много лет спустя подобные рисунки обнаружили в Испании, Италии, Франции, и Саутуола признали первооткрывателем живописи каменного века.

На территории России, в Башкирии, в Каповой пещере найдено более 170 рисунков, где изображены мамонты, бизоны, дикие лошади, носороги, головы медведя и волка. Возраст рисунков 15—40 тысяч лет. В ходе раскопок в Каповой пещере археологи обнаружили стоянку древнего человека. Здесь найдены камни, на которых древние художники растирали уголь, мел, жир, яйца и кровь животных, получая краски, скребки из известняка и другие предметы. Древние художники выполняли рисунок пучком травы, клочком шерсти или просто пальцем.

Первобытный человек учился видеть и понимать красоту, отражать её в своих рисунках, узорах и скульптуре.

Назовите образцы искусства первобытного человека.

Вопросы и задания после §3

  1. Прочитайте эпиграф. Согласны ли вы с данным утверждением? Аргументируйте свой ответ.
  2. Какую роль играла магия в жизни первобытного человека?
  3. Какие сюжеты представлены на рисунках первобытных людей?

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа.
Какие сведения о жизни первобытных людей можно получить, изучая наскальные рисунки?

 


Вы смотрели: Всеобщая история Саплина § 3 «Верования и искусство«. Онлайн-учебник «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА для 5 класса» (фрагменты).

<< § 2   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 4 >>

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней