Всеобщая история Саплина §4

Всеобщая история Саплина §4 «Возникновение земледелия, скотоводства и ремесла». Учебник «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА для 5 класса» онлайн (фрагмент). Цитаты из учебника «Немировский, Саплина, Соломатина: Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс — М.Просвещение» использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

История Древнего мира 5 класс. Учебник § 4.

<< § 3   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 5 >>

§ 4. Возникновение земледелия,
скотоводства и ремесла.

Всячески стали затем обрабатывать милое поле И замечали тогда, что на нём от ухода за почвой Диких растений плоды получались нежнее и слаще. (Лукреций Кар, древнеримский поэт)

Вопрос перед §4 на стр.24:
Какие изменения произошли в жизни древних людей в эпоху неолита?

1. Переход к производящему хозяйству.

С отступлением ледника на Земле установился климат, близкий к современному. Изменился животный и растительный мир: на месте болот и равнин выросли густые леса. Стада крупных животных ушли на север, некоторые виды вымерли, например мамонты. Для охоты на мелких животных человек изобрёл лук и стрелы, для ловли рыбы — сеть. Это произошло в период мезолита. Тогда же помощником на охоте и верным другом человека стала собака.

Приблизительно 10 тысяч лет назад начался период, который учёные называют «неолит», то есть «новый каменный век». Его главная особенность — переход человека от охоты и собирательства к производству жизненно необходимых продуктов. Древние люди заметили, что зёрна, упавшие в землю, прорастают и дают новые зёрна. Закладывая их в почву, человек получал урожай. Так возникло земледелие. Почву для посева семян обрабатывали деревянными мотыгами в виде палки с сучком, при сборе урожая использовали жатвенные ножи, сделанные из каменных пластинок. Раннее земледелие называют мотыжным.

Всеобщая история Саплина §4
Вопросы к рисунку на стр.23:

1. Назовите правильный порядок земледельческих работ. Объясните свой ответ.
2. Какие орудия использовали древние люди для занятия земледелием?

Занятие земледелием способствовало переходу древних людей к оседлому образу жизни. Первые земледельцы обитали в Передней Азии.

Переход к новому виду хозяйствования произошёл и у охотников. Они научились приручать диких животных. В хозяйстве древних людей появились козы, овцы, позднее — свиньи, коровы, ослы. Их разводили для получения мяса, молока, кожи и шерсти. Так возникло скотоводство.

Чем земледелие отличалось от собирательства?

2. Новые виды деятельности.

Изменения в первобытную эпоху происходили очень медленно. Проходили тысячелетия, прежде чем у человека появлялись новые навыки и способности, менялись привычки и занятия.

С изобретением деревянного плуга улучшилась обработка земли. Его применение позволяло обрабатывать твёрдую почву. Так началось плужное земледелие. Расширение посевной площади увеличивало урожаи, часть людей освобождалась от земледельческих работ для других занятий.

Первые ремёсла возникали постепенно. Используя свойства глины — размоченная в воде, она принимала в руках человека любую форму, — из неё в неолите стали изготавливать сосуды для хранения продуктов. С изобретением гончарного круга керамика принимала различные и более совершенные формы.

Древние люди научились обрабатывать камень, дерево, кость такими способами, как пиление, шлифование, сверление и др. Достижением древнего человека стало освоение техники прядения и ткачества. На примитивном ткацком станке вырабатывали ткань, из которой шили одежду. Она заменила шкуры животных.

Всеобщая история Саплина §4
Вопрос к рисункам на стр.26
:
Как называются ремёсла, изображённые на рисунках?

Произошло отделение от земледелия ремесла как самостоятельной деятельности. Ремесленник, изготавливая изделия и обменивая их на продукты земледелия и скотоводства, оказался способным обеспечивать свою семью. Развивается обмен, в который постепенно втягиваются соседние общины, иногда разделённые сотнями километров. Появляются люди, занимающиеся торговлей, возникают определённые маршруты — торговые пути. Устанавливаются связи между отдалёнными поселениями, отличающимися своей культурой.

В IV тысячелетии до н. э. на Востоке изобрели колесо. Люди научились использовать тягловую силу животных, появились первые повозки.

Какие новые виды деятельности появились в период неолита? К каким изменениям в быту людей привело появление керамики и ткачества?

3. Век металлов.

Приблизительно в IV тысячелетии до н. э. древние люди научились получать медь и изготавливать из этого металла изделия. Период распространения медных орудий называют энеолитом. Медные орудия использовали наряду с каменными.

III–II тысячелетия до н. э. — начало бронзового века. Бронзу получали из сплава меди с другими металлами, например свинцом, оловом, мышьяком.

Способ получения железа из руды был открыт во II тысячелетии до н. э. С помощью железных орудий совершенствовалась обработка дерева при строительстве жилищ, сооружении транспортных средств (судов, колесниц и др.), изготовлении разнообразных предметов быта (посуды, мебели, игрушек и др.). С получением древним человеком железа развиваются новые ремёсла: кузнечное, оружейное и др.

Применение орудий труда из железа позволило увеличить площадь обрабатываемой земли и производительность труда общинников.

К каким изменениям в жизни людей привело появление металла?

4. От родовой общины к соседской.

Успехи, достигнутые древними людьми в хозяйстве, изменили жизнь первобытного общества. Поселения охотников и собирателей превратились в посёлки земледельцев. Каждый член общины имел отдельный участок земли, обрабатывал его и полученными продуктами кормил свою семью. Родовая община с коллективным производством и хозяйствованием осталась в прошлом. Её сменила соседская община — коллектив семей-соседей, которые вели отдельные хозяйства на своих участках.

Для работ, требующих усилий большого числа людей, например вырубка леса, создание водоёма, общинники объединялись.

Урожай отдельных общинников позволял не только прокормить свою семью, но и получить излишки продуктов. Это повлекло за собой имущественное неравенство — появляются богатые семьи. Источником накопления богатства был расширявшийся обмен. Изделия одного племени можно было выгодно обменять в другом племени. Присвоить богатство пытались и силой, в том числе захватом добычи на войне. Богатство стало определять положение человека.

Всеобщая история Саплина §4
Задание к рисунку на стр.28:
Сравните иллюстрации и определите, где изображена родовая, а где соседская община. Аргументируйте свой ответ.

Старейшины, вожди, колдуны постепенно сосредоточивали в своих руках руководство коллективными работами, организацию военного дела, проведение религиозных обрядов. Они владели лучшими наделами земли, большими стадами скота, получали лучшую часть добычи и т. п. В первобытном обществе происходит выделение знати. Знатные люди закрепляли за собой власть и стали передавать её по наследству.

Какие изменения произошли в жизни древних людей с переходом к соседской общине?

Вопросы и задания после §4.

  1. Прочитайте эпиграф и раскройте его смысл.
  2. Какое хозяйство называют производящим? Аргументируйте свой ответ.
  3. Возникновение неравенства привело первобытное общество к распаду. Согласны ли вы с этим утверждением? Аргументируйте свой ответ.

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа.
Какие изменения произошли в жизни древних людей в эпоху неолита?

 

Итоги Главы 1.

Эпоха первобытности — первый период в истории человечества, длившийся около 3 миллионов лет.
Человек современного вида появился 40 тысяч лет назад.
Использование огня улучшило условия жизни древних людей.
Наблюдения за природой, потепление климата и усовершенствование орудий труда способствовали появлению земледелия в эпоху неолита.
На смену родовой общине пришла соседская, возникло неравенство.

Вопросы и задания к главе 1

  1. Найдите на карте-схеме (с. 9) место, где впервые были найдены останки человекоподобного существа. В какой части света расположено это место?
  2. Назовите направления расселения первобытных людей.
  3. Почему речь и мышление древнего человека развивались только в коллективе?
  4. Чем отличались мотыжное и пашенное земледелие?
  5. Чем отличалась духовная жизнь человека эпохи неолита?
  6. Какие стоянки первобытных людей открыты на территории России?
  7. * Что в первобытном обществе было связано с танцами? Какое значение придавал им древний человек?

Изучаем документ.

Прочитайте отрывок текста и ответьте на вопрос.

У каждого рода первобытных людей были мифы о своём происхождении. Они отражали представление о неразрывной связи человека с природой, например кровном родстве с животным, птицей, растением. Род обычно и назывался по своему мифическому прародителю, например «род медведя», «род бобра», «род карпа». Мифического предка в науке называют словом «тотем», так его именовали некоторые индейцы Северной Америки.

Сородичи поклонялись тотему. Мясо этого зверя запрещалось употреблять в пищу. Однако иногда родичи собирались вместе и, исполняя специальные обряды, ели мясо своего мифического прародителя. В этом случае считалось, что тотем волшебным образом наделяет сородичей своей силой.

Вопросы на стр. 30

  1. Как вы понимаете значение слова «тотем»?
  2. Представьте, что вы маленький представитель «рода волка», и придумайте рассказ о жизни своих сородичей.

Сформулируйте ответ на главный вопрос главы.
Что повлияло на развитие древнего человека?

Темы проектов (групповая форма деятельности)

  1. Археология и её роль в изучении первобытного общества.
  2. Открытия и изобретения эпохи неолита.
  3. Загадки неолитического искусства.

 


Вы смотрели: Всеобщая история Саплина §4 «Возникновение земледелия, скотоводства и ремесла». Онлайн-учебник «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА для 5 класса» (фрагменты).

<< § 3   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 5 >>

 

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней