Всеобщая история Саплина §5

Всеобщая история Саплина §5 «Возникновение Древнеегипетского государства». Учебник «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА для 5 класса» онлайн (фрагмент). Цитаты из учебника «Немировский, Саплина, Соломатина: Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс — М.Просвещение» использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

История Древнего мира 5 класс. Учебник § 5.

<< § 4   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 6 >>

ГЛАВА II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК

На смену эпохе первобытности пришла эпоха цивилизации. Цивилизация — это общество, достигшее высокого уровня развития. Для него характерно появление городов как центров ремесла и торговли; монументальных сооружений — храмов, городских стен, плотин и дамб; письменности. Для управления обществом и защиты его от врагов возникло государство.

Первые цивилизации зародились примерно 5 тысяч лет назад на Древнем Востоке. Так называют обширные территории от реки Нил в Северной Африке до берегов Тихого океана в Азии. Здесь в долинах великих рек (Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Хуанхэ и др.) на плодородных почвах, орошаемых влагой, можно было собирать обильные урожаи. Такие цивилизации нередко называют речными.

Почему государства, сложившиеся на Древнем Востоке, называют речными цивилизациями?

 

§ 5. Возникновение Древнеегипетского государства

Слава тебе, Нил, приходящий, чтобы оживить Египет!…Еда появляется после его разлива. Все живут благодаря ему и богатства обретают по его воле. (Из хвалебной песни египтян Нилу)

Вопрос перед § 5:
Какие природные условия повлияли на создание Древнеегипетского государства?

1. Открытие Древнего Египта.

Одна из самых древних цивилизаций возникла на северо-востоке Африки в долине реки Нил. Это государство называют Древним Египтом.

Научное открытие Древнего Египта началось в конце XVIII – начале XIX века в ходе завоевательного похода французского полководца Наполеона Бонапарта в Египет в 1798 году. Его армию сопровождали учёные. Одной из величайших находок, сделанных ими, был Розеттский камень. Надписи на камне позволили впоследствии расшифровать египетскую письменность.

Важнейшим источником информации о Древнем Египте являются письменные источники. Это прежде всего египетские тексты и труд древнегреческого историка Геродота. Приблизительно в 450 году до н. э. он побывал в Древнем Египте и описал природу этой страны, обычаи и занятия её жителей, их культуру и религиозные верования. Записки Геродота содержат много интересных легенд и мифов.

С чем связано начало открытия Древнего Египта?

2. Великая река на севере Африки.

Жители страны считали Нил «рекой, дающей жизнь». Без этой величественной реки Древний Египет превратился бы в пустыню. Ежегодно в июле вода начинала стремительно подниматься, и Нил выходил из берегов, затопляя речную долину, а в ноябре возвращался в своё русло. Это природное явление вызывалось активным таянием снега в горах Эфиопии. Оттуда течёт приток Нила. В месте впадения Нила в Средиземное море русло реки разветвляется на рукава, образуя треугольник. Эту территорию назвали дельтой.

Разливы приносили на берега Нила плодородный ил. Из-за цвета, который ей придавал ил, египтяне называли почву чёрной землёй. Она давала высокие урожаи. Чтобы обеспечить равномерное распределение влаги, египтяне строили дамбы и рыли каналы, по которым вода текла на поля и в сады. Если воду нужно было поднять на верхние поля или в поселения, использовали особые приспособления — шадуфы.

На илистой почве вдоль полноводного Нила росли финиковые пальмы, акации, виноград, высокий тростник — папирус и другие растения.

Любопытные детали. Египтянам принадлежит величайшее открытие в использовании папируса — из его стеблей они изготавливали материал для письма. Стебли разрезали на длинные узкие полоски и накладывали друг на друга в виде решётки, лотом сверху прижимали. Под грузом стебли давали сок и склеивались между собой. Через некоторое время получался плотный лист, пригодный для письма. Лист или несколько листов папируса сворачивали в трубочку — свиток и хранили в футляре.

Всеобщая история Саплина §5
Вопрос к рисунку на стр.33:
Объясните, как действовал шадуф?

На расположенных в пустыне каменистых плато египтяне добывали медь, из которой изготавливали инструменты и оружие, а также камень для строительства дворцов и храмов. Оттуда привозили полудрагоценные камни — сердолик, бирюзу и золото. В тех местах в пустыне, где находились источники воды, располагались цветущие оазисы.

Что значили разливы Нила для египтян?

3. Верхний и Нижний Египет.

Древний Египет делился на две части: в дельте Нила располагался Нижний Египет, выше по течению в долине — Верхний.

Примерно за 4000 лет до н. э. в долине Нила появились первые общинные объединения, которые принято называть номами (областями). Всего было около 40 номов. На протяжении почти 1000 лет они нередко враждовали между собой. К концу IV тысячелетия до н. э. номы объединились в два крупных государства: Верхний Египет и Нижний Египет. Около 3000 лет до н. э. царь Верхнего Египта Мина подчинил себе Нижний Египет и стал «Владыкой обеих земель».

Царь Верхнего Египта носил белую корону, царь Нижнего — красную. Двойная бело-красная корона, которой венчались, начиная с Мины, все фараоны, стала символом объединённого Египта. На границе Верхнего и Нижнего Египта Мина основал Мемфис — столицу единого государства. Отсюда было удобно управлять и севером, и югом.

Вопросы и задания после § 5.

  1. Прочитайте эпиграф и ответьте на вопрос: за что египтяне почитали Нил?
  2. Объясните, как образовалось единое государство Древний Египет.
  3. Как вы понимаете слова древнего историка, что «Египет укреплён со всех сторон самой природой»?

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа.
Какие природные условия повлияли на создание Древнеегипетского государства?

 


Вы смотрели: Всеобщая история Саплина §5 «Возникновение Древнеегипетского государства». Онлайн-учебник «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА для 5 класса» (фрагменты).

<< § 4   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 6 >>

 

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней