Всеобщая история Саплина §5 «Возникновение Древнеегипетского государства». Учебник «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА для 5 класса» онлайн (фрагмент). Цитаты из учебника «Немировский, Саплина, Соломатина: Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс — М.Просвещение» использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
История Древнего мира 5 класс. Учебник § 5.
<< § 4 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 6 >>
ГЛАВА II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК
На смену эпохе первобытности пришла эпоха цивилизации. Цивилизация — это общество, достигшее высокого уровня развития. Для него характерно появление городов как центров ремесла и торговли; монументальных сооружений — храмов, городских стен, плотин и дамб; письменности. Для управления обществом и защиты его от врагов возникло государство.
Первые цивилизации зародились примерно 5 тысяч лет назад на Древнем Востоке. Так называют обширные территории от реки Нил в Северной Африке до берегов Тихого океана в Азии. Здесь в долинах великих рек (Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Хуанхэ и др.) на плодородных почвах, орошаемых влагой, можно было собирать обильные урожаи. Такие цивилизации нередко называют речными.
Почему государства, сложившиеся на Древнем Востоке, называют речными цивилизациями?
§ 5. Возникновение Древнеегипетского государства
Слава тебе, Нил, приходящий, чтобы оживить Египет!…Еда появляется после его разлива. Все живут благодаря ему и богатства обретают по его воле. (Из хвалебной песни египтян Нилу)
Вопрос перед § 5:
Какие природные условия повлияли на создание Древнеегипетского государства?
1. Открытие Древнего Египта.
Одна из самых древних цивилизаций возникла на северо-востоке Африки в долине реки Нил. Это государство называют Древним Египтом.
Научное открытие Древнего Египта началось в конце XVIII – начале XIX века в ходе завоевательного похода французского полководца Наполеона Бонапарта в Египет в 1798 году. Его армию сопровождали учёные. Одной из величайших находок, сделанных ими, был Розеттский камень. Надписи на камне позволили впоследствии расшифровать египетскую письменность.
Важнейшим источником информации о Древнем Египте являются письменные источники. Это прежде всего египетские тексты и труд древнегреческого историка Геродота. Приблизительно в 450 году до н. э. он побывал в Древнем Египте и описал природу этой страны, обычаи и занятия её жителей, их культуру и религиозные верования. Записки Геродота содержат много интересных легенд и мифов.
С чем связано начало открытия Древнего Египта?
2. Великая река на севере Африки.
Жители страны считали Нил «рекой, дающей жизнь». Без этой величественной реки Древний Египет превратился бы в пустыню. Ежегодно в июле вода начинала стремительно подниматься, и Нил выходил из берегов, затопляя речную долину, а в ноябре возвращался в своё русло. Это природное явление вызывалось активным таянием снега в горах Эфиопии. Оттуда течёт приток Нила. В месте впадения Нила в Средиземное море русло реки разветвляется на рукава, образуя треугольник. Эту территорию назвали дельтой.
Разливы приносили на берега Нила плодородный ил. Из-за цвета, который ей придавал ил, египтяне называли почву чёрной землёй. Она давала высокие урожаи. Чтобы обеспечить равномерное распределение влаги, египтяне строили дамбы и рыли каналы, по которым вода текла на поля и в сады. Если воду нужно было поднять на верхние поля или в поселения, использовали особые приспособления — шадуфы.
На илистой почве вдоль полноводного Нила росли финиковые пальмы, акации, виноград, высокий тростник — папирус и другие растения.
Любопытные детали. Египтянам принадлежит величайшее открытие в использовании папируса — из его стеблей они изготавливали материал для письма. Стебли разрезали на длинные узкие полоски и накладывали друг на друга в виде решётки, лотом сверху прижимали. Под грузом стебли давали сок и склеивались между собой. Через некоторое время получался плотный лист, пригодный для письма. Лист или несколько листов папируса сворачивали в трубочку — свиток и хранили в футляре.
Вопрос к рисунку на стр.33:
Объясните, как действовал шадуф?
На расположенных в пустыне каменистых плато египтяне добывали медь, из которой изготавливали инструменты и оружие, а также камень для строительства дворцов и храмов. Оттуда привозили полудрагоценные камни — сердолик, бирюзу и золото. В тех местах в пустыне, где находились источники воды, располагались цветущие оазисы.
Что значили разливы Нила для египтян?
3. Верхний и Нижний Египет.
Древний Египет делился на две части: в дельте Нила располагался Нижний Египет, выше по течению в долине — Верхний.
Примерно за 4000 лет до н. э. в долине Нила появились первые общинные объединения, которые принято называть номами (областями). Всего было около 40 номов. На протяжении почти 1000 лет они нередко враждовали между собой. К концу IV тысячелетия до н. э. номы объединились в два крупных государства: Верхний Египет и Нижний Египет. Около 3000 лет до н. э. царь Верхнего Египта Мина подчинил себе Нижний Египет и стал «Владыкой обеих земель».
Царь Верхнего Египта носил белую корону, царь Нижнего — красную. Двойная бело-красная корона, которой венчались, начиная с Мины, все фараоны, стала символом объединённого Египта. На границе Верхнего и Нижнего Египта Мина основал Мемфис — столицу единого государства. Отсюда было удобно управлять и севером, и югом.
Вопросы и задания после § 5.
- Прочитайте эпиграф и ответьте на вопрос: за что египтяне почитали Нил?
- Объясните, как образовалось единое государство Древний Египет.
- Как вы понимаете слова древнего историка, что «Египет укреплён со всех сторон самой природой»?
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа.
Какие природные условия повлияли на создание Древнеегипетского государства?
Вы смотрели: Всеобщая история Саплина §5 «Возникновение Древнеегипетского государства». Онлайн-учебник «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА для 5 класса» (фрагменты).
<< § 4 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 6 >>