Всеобщая история Урок №18

Поурочные планы по истории 5 класс Урок № 18 по параграфу «13. Финикия» гос. учебника Мединского для обучающихся с 1 сентября 2025 года. Календарное и тематическое планирование учебного процесса 2025/2026 по новой ФОП ООО (согласно приказа Минпросвещения РФ от 09.10.2024 г. № 704). Код материалов: Всеобщая история Урок №18.
Вернуться к Списку уроков истории

Всеобщая история. Урок №18

Тема урока: Финикия — страна мореплавателей и изобретателей

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о древней стране Финикии, её географическом положении, основных занятиях жителей и их вкладе в мировую культуру.

Задачи урока:
1. Познавательная: Познакомить учащихся с географическим положением Финикии, её природными условиями и объяснить их влияние на основные занятия финикийцев.
2. Развивающая: Развивать умение работать с картой, анализировать текст, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.
3. Образовательная: Раскрыть роль финикийцев как великих мореплавателей, торговцев и изобретателей (алфавит, стекло, пурпур).
4. Воспитательная: Воспитывать интерес к истории древних цивилизаций, уважение к достижениям прошлого.

Тип урока: Урок получения новых знаний.

Оборудование:
1. Учебник §13. Финикия.
2. Интерактивная доска или проектор (для показа карты Средиземноморья, изображений финикийских кораблей, алфавита, пурпурной ткани).
3. Раздаточный материал: карточки с финикийским алфавитом для мини-исследования.
4. Атласы по истории Древнего мира.

Этапы урока

1. Организационный момент (1-2 минуты)

Приветствие класса, проверка готовности к уроку, настрой на продуктивную работу.
«Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по Средиземному морю, в одну из самых удивительных стран Древнего мира, жителей которой называли «торговцами и пиратами», «мореплавателями и изобретателями». Чтобы узнать, куда же мы попадём, отгадайте загадку: «Эта страна дала миру пурпур и стекло, а её моряки первыми обогнули Африку». Кто догадался? (Финикия) Верно!»

2. Актуализация знаний (5 минут)

Мини-викторина «Что мы уже знаем о Древнем мире?»

  • Какие древние государства мы уже изучили? (Египет, Двуречье)
  • Чем занимались жители этих государств? (Земледелием, ремеслом)
  • Как вы думаете, все ли народы могли заниматься земледелием? Почему? (Нет, всё зависело от природных условий)

«Сегодня мы познакомимся с народом, который из-за особенностей своей родины выбрал совсем другой путь и прославился на весь древний мир!»

3. Изучение нового материала (25 минут)

а) Земля между морем и горами
Работа с картой. Показываем на карте Финикию (восточное побережье Средиземного моря). Обсуждаем её природные условия: узкая полоска земли между морем и горами, скалистый берег, мало плодородных земель.
Вопрос классу: ❓ Почему торговля стала основным занятием финикийцев? (Потому что своей пашни было мало, но были удобные бухты для гаваней, лес для кораблей и умные ремесленники. Выгоднее было менять свои товары на чужое зерно).

б) Великие мореплаватели и хитрые торговцы
Рассказываем о финикийских кораблях-биремах, их путешествиях (до Британии, вокруг Африки при фараоне Нехо).
Вопрос классу: ❓ Какие товары продавали финикийские купцы? (Серебро, папирус, кедр, стеклянные сосуды, украшения, пурпурные ткани, рабов).
Объясняем понятие колония (поселение в чужой стране) и показываем на карте Карфаген.
Вопрос классу: ❓ Какую роль играло мореходство в развитии финикийцев? (Оно позволило им стать главными торговцами, основывать колонии, обмениваться знаниями с другими народами и, к сожалению, заниматься пиратством).

в) Изобретательные финикийцы (работа в группах)
Класс делится на 3 группы «лабораторий»:

  • Лаборатория №1 «Стекло и пурпур»: Изучают, как финикийцы изобрели стекло и добывали пурпурную краску.
  • Лаборатория №2 «Флот»: Изучают, какие корабли строили финикийцы и что такое таран.
  • Лаборатория №3 «Письменность»: Получают карточки с финикийским алфавитом. Их задача: попробовать «прочитать» своё имя, используя только согласные (например, «Иван» = «ВН»).

После 5 минут обсуждения представители от каждой группы докладывают о своём «изобретении».
Вопрос классу: ❓ Какие изобретения финикийцев используются до сих пор? (Алфавит, технология изготовления стекла).

4. Закрепление материала (7 минут)

Мини-викторина «Верно/Неверно»:

  • Финикия располагалась на широких плодородных равнинах. (Не верно)
  • Финикийцы первыми создали алфавит из 22 букв. (Верно)
  • Карфаген — это финикийская колония в Африке. (Верно)
  • Финикийцы плавали только по рекам. (Не верно)
  • Пурпурную краску они получали из особых моллюсков. (Верно)

5. Обсуждение результатов. Подведение итогов (4 минуты)

«Ребята, давайте вернёмся к главному вопросу нашего параграфа:
❓ Чем славилась Финикия в древности?»

  • Аргумент 1: Финикия славилась как великая морская держава. Её мореплаватели проложили пути по всему Средиземному морю, основали колонии (самая известная — Карфаген) и даже совершили такое смелое путешествие, как плавание вокруг Африки.
  • Аргумент 2: Финикийцы были искусными торговцами и ремесленниками. Они торговали уникальными товарами: пурпурными тканями, прозрачным стеклом, кедром.
  • Аргумент 3: Но самое главное их наследие — изобретения, которые изменили мир. Важнейшее из них — алфавит, простой и удобный, который стал основой для греческого, латинского и нашего с вами русского алфавита.

Вывод: Финикия, хоть и была маленькой страной, стала настоящим «мостом» между народами Древнего мира благодаря своим смелым мореплавателям, предприимчивым торговцам и гениальным изобретателям.

6. Домашнее задание (2 минуты)

  • Обязательное: Прочитать параграф 13. Письменно ответить на вопрос №1 из раздела «Вопросы и задания»: «Как природные условия Финикии отразились на занятиях её жителей?»
  • Творческое (на выбор):
    1. Нарисовать финикийский корабль и подписать его основные части.
    2. Придумать и записать короткий рассказ от имени финикийского купца о том, какой товар он везёт и чем хочет торговать.

Рефлексия (1 минута)
«Ребята, на столах у вас лежат три смайлика: улыбающийся, нейтральный и грустный. Покажите тот, который отражает ваше настроение после нашего путешествия в Финикию. Спасибо за урок!»

 


Вы смотрели: Поурочные планы по истории 5 класс Урок № 18 по параграфу «13. Финикия» гос. учебника Мединского для обучающихся с 1 сентября 2025 года. Календарное и тематическое планирование учебного процесса 2025/2026 по новой ФОП ООО (согласно приказа Минпросвещения РФ от 09.10.2024 г. № 704). Код материалов: Всеобщая история Урок №18.

Вернуться к Списку уроков истории

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней