Поурочные планы по истории 5 класс Урок № 18 по параграфу «13. Финикия» гос. учебника Мединского для обучающихся с 1 сентября 2025 года. Календарное и тематическое планирование учебного процесса 2025/2026 по новой ФОП ООО (согласно приказа Минпросвещения РФ от 09.10.2024 г. № 704). Код материалов: Всеобщая история Урок №18.
Вернуться к Списку уроков истории
Всеобщая история. Урок №18
Тема урока: Финикия — страна мореплавателей и изобретателей
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о древней стране Финикии, её географическом положении, основных занятиях жителей и их вкладе в мировую культуру.
Задачи урока:
1. Познавательная: Познакомить учащихся с географическим положением Финикии, её природными условиями и объяснить их влияние на основные занятия финикийцев.
2. Развивающая: Развивать умение работать с картой, анализировать текст, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.
3. Образовательная: Раскрыть роль финикийцев как великих мореплавателей, торговцев и изобретателей (алфавит, стекло, пурпур).
4. Воспитательная: Воспитывать интерес к истории древних цивилизаций, уважение к достижениям прошлого.
Тип урока: Урок получения новых знаний.
Оборудование:
1. Учебник §13. Финикия.
2. Интерактивная доска или проектор (для показа карты Средиземноморья, изображений финикийских кораблей, алфавита, пурпурной ткани).
3. Раздаточный материал: карточки с финикийским алфавитом для мини-исследования.
4. Атласы по истории Древнего мира.
Этапы урока
1. Организационный момент (1-2 минуты)
Приветствие класса, проверка готовности к уроку, настрой на продуктивную работу.
«Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по Средиземному морю, в одну из самых удивительных стран Древнего мира, жителей которой называли «торговцами и пиратами», «мореплавателями и изобретателями». Чтобы узнать, куда же мы попадём, отгадайте загадку: «Эта страна дала миру пурпур и стекло, а её моряки первыми обогнули Африку». Кто догадался? (Финикия) Верно!»
2. Актуализация знаний (5 минут)
Мини-викторина «Что мы уже знаем о Древнем мире?»
- Какие древние государства мы уже изучили? (Египет, Двуречье)
- Чем занимались жители этих государств? (Земледелием, ремеслом)
- Как вы думаете, все ли народы могли заниматься земледелием? Почему? (Нет, всё зависело от природных условий)
«Сегодня мы познакомимся с народом, который из-за особенностей своей родины выбрал совсем другой путь и прославился на весь древний мир!»
3. Изучение нового материала (25 минут)
а) Земля между морем и горами
Работа с картой. Показываем на карте Финикию (восточное побережье Средиземного моря). Обсуждаем её природные условия: узкая полоска земли между морем и горами, скалистый берег, мало плодородных земель.
Вопрос классу: ❓ Почему торговля стала основным занятием финикийцев? (Потому что своей пашни было мало, но были удобные бухты для гаваней, лес для кораблей и умные ремесленники. Выгоднее было менять свои товары на чужое зерно).
б) Великие мореплаватели и хитрые торговцы
Рассказываем о финикийских кораблях-биремах, их путешествиях (до Британии, вокруг Африки при фараоне Нехо).
Вопрос классу: ❓ Какие товары продавали финикийские купцы? (Серебро, папирус, кедр, стеклянные сосуды, украшения, пурпурные ткани, рабов).
Объясняем понятие колония (поселение в чужой стране) и показываем на карте Карфаген.
Вопрос классу: ❓ Какую роль играло мореходство в развитии финикийцев? (Оно позволило им стать главными торговцами, основывать колонии, обмениваться знаниями с другими народами и, к сожалению, заниматься пиратством).
в) Изобретательные финикийцы (работа в группах)
Класс делится на 3 группы «лабораторий»:
- Лаборатория №1 «Стекло и пурпур»: Изучают, как финикийцы изобрели стекло и добывали пурпурную краску.
- Лаборатория №2 «Флот»: Изучают, какие корабли строили финикийцы и что такое таран.
- Лаборатория №3 «Письменность»: Получают карточки с финикийским алфавитом. Их задача: попробовать «прочитать» своё имя, используя только согласные (например, «Иван» = «ВН»).
После 5 минут обсуждения представители от каждой группы докладывают о своём «изобретении».
Вопрос классу: ❓ Какие изобретения финикийцев используются до сих пор? (Алфавит, технология изготовления стекла).
4. Закрепление материала (7 минут)
Мини-викторина «Верно/Неверно»:
- Финикия располагалась на широких плодородных равнинах. (Не верно)
- Финикийцы первыми создали алфавит из 22 букв. (Верно)
- Карфаген — это финикийская колония в Африке. (Верно)
- Финикийцы плавали только по рекам. (Не верно)
- Пурпурную краску они получали из особых моллюсков. (Верно)
5. Обсуждение результатов. Подведение итогов (4 минуты)
«Ребята, давайте вернёмся к главному вопросу нашего параграфа:
❓ Чем славилась Финикия в древности?»
- Аргумент 1: Финикия славилась как великая морская держава. Её мореплаватели проложили пути по всему Средиземному морю, основали колонии (самая известная — Карфаген) и даже совершили такое смелое путешествие, как плавание вокруг Африки.
- Аргумент 2: Финикийцы были искусными торговцами и ремесленниками. Они торговали уникальными товарами: пурпурными тканями, прозрачным стеклом, кедром.
- Аргумент 3: Но самое главное их наследие — изобретения, которые изменили мир. Важнейшее из них — алфавит, простой и удобный, который стал основой для греческого, латинского и нашего с вами русского алфавита.
Вывод: Финикия, хоть и была маленькой страной, стала настоящим «мостом» между народами Древнего мира благодаря своим смелым мореплавателям, предприимчивым торговцам и гениальным изобретателям.
6. Домашнее задание (2 минуты)
- Обязательное: Прочитать параграф 13. Письменно ответить на вопрос №1 из раздела «Вопросы и задания»: «Как природные условия Финикии отразились на занятиях её жителей?»
- Творческое (на выбор):
1. Нарисовать финикийский корабль и подписать его основные части.
2. Придумать и записать короткий рассказ от имени финикийского купца о том, какой товар он везёт и чем хочет торговать.
Рефлексия (1 минута)
«Ребята, на столах у вас лежат три смайлика: улыбающийся, нейтральный и грустный. Покажите тот, который отражает ваше настроение после нашего путешествия в Финикию. Спасибо за урок!»
Вы смотрели: Поурочные планы по истории 5 класс Урок № 18 по параграфу «13. Финикия» гос. учебника Мединского для обучающихся с 1 сентября 2025 года. Календарное и тематическое планирование учебного процесса 2025/2026 по новой ФОП ООО (согласно приказа Минпросвещения РФ от 09.10.2024 г. № 704). Код материалов: Всеобщая история Урок №18.