Всеобщая история Урок №19

Поурочные планы по истории 5 класс Урок № 19 по параграфу «14. Древняя Палестина» гос. учебника Мединского для обучающихся с 1 сентября 2025 года. Календарное и тематическое планирование учебного процесса 2025/2026 по новой ФОП ООО (согласно приказа Минпросвещения РФ от 09.10.2024 г. № 704). Код материалов: Всеобщая история Урок №19.
Вернуться к Списку уроков истории

Всеобщая история Урок №19

Тема урока: Древняя Палестина

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о Древней Палестине, её населении, верованиях и знаменитых правителях, а также об особенностях религии древних евреев.

Задачи урока:
1. Познакомить с географическим положением Палестины и занятиями её населения.
2. Проследить историю древнееврейских племён от исхода из Египта до создания царства.
3. Охарактеризовать правление царей Давида и Соломона и их вклад в историю.
4. Сформировать понимание сути и уникальности иудаизма как одной из первых монотеистических религий.
5. Развивать умение работать с текстом, выделять главное и участвовать в учебном диалоге.

Тип урока: Комбинированный урок (изучение новых знаний и первичное закрепление).

Оборудование:
1. Учебник §14. Древняя Палестина.
2. Интерактивная доска или проектор с изображениями: карта Древнего Востока, изображения «Давид и Голиаф», «Храм Соломона», «Моисей».
3. Раздаточный материал: карточки с именами (Авраам, Моисей, Давид, Соломон) и ключевыми понятиями (монотеизм, иудаизм, пророк, Ветхий Завет).
4. Атласы по истории Древнего мира.

Этапы урока

1. Организационный момент (1-2 минуты)

  • Приветствие учащихся.
  • Создание положительного эмоционального настроя.
  • Объявление темы и плана урока: «Ребята, сегодня мы с вами отправимся в небольшое, но очень важное государство Древнего мира, которое подарило человечеству истории, известные каждому. Это – Древняя Палестина. Мы узнаем о великих царях, мудрых пророках и уникальной религии».

2. Актуализация знаний (5 минут) – Историческая разминка

  • Учитель задаёт вопросы, чтобы вспомнить уже изученный материал:
  • «Мы с вами изучили Древний Египет и Двуречье. В каких богах верили жители этих государств?» (Ученики: во многих – политеизм).
  • «А что такое политеизм?» (Многобожие).
  • «Сегодня мы узнаем о народе, который первым поверил в одного-единственного Бога. Как вы думаете, легко ли было отказаться от веры в множество богов?»

3. Изучение нового материала (25 минут)

Часть 1: Страна и её народ.

  • Работа с картой: Учащиеся находят на карте Палестину (между Египтом и Сирией). Обсуждаем её природные условия и занятия жителей (земледелие, скотоводство).
  • Вопрос классу (из текста): «❓ Кто населял Палестину в древности?» (Ханаанеи, а с XII века до н.э. – еврейские племена, объединившиеся в союз Израиль).
  • Рассказ учителя о Моисее: Краткий и драматичный рассказ об исходе из Египта и получении заповедей. Делаем акцент на ключевых понятиях: пророк, монотеизм, Яхве.

Часть 2: Цари и герои.

  • Мини-викторина «Угадай героя»:
    • «Этот человек был простым воином и стал первым царём Израиля» (Саул).
    • «Юный пастух, который победил великана одним камнем из пращи» (Давид).
    • «Царь, чья мудрость вошла в легенды, он построил великий храм в Иерусалиме» (Соломон).
  • Обсуждение вопроса (из текста): «❓ С какими опасностями сталкивались иудеи?» (Войны с соседями, например, с филистимлянами, у которых было железное оружие; внутренние распри).
  • Инсценировка: Зачитываем вслух или разыгрываем по ролям легенду о суде Соломона. Обсуждаем, в чём проявилась его мудрость.
  • Вопрос классу (из текста): «❓ Почему с царём Соломоном связывают расцвет Израильского царства?» (Укрепил связи с соседями, построил знаменитый Храм, прославился мудростью).

Часть 3: Великая религия.

  • Объяснение учителя: после Соломона царство разделилось, но вера в единого Бога укрепилась. Так возник иудаизм.
  • Работа с понятиями: записываем в тетрадь определение иудаизма, подчёркиваем его отличия (единобожие, бессмертие души, идея Завета с Богом).

4. Закрепление материала (7 минут) – «Исторический конструктор»

  • Учащиеся делятся на 2-3 команды. Каждая получает конверт с карточками (имена, даты, понятия, названия городов).
  • Задание 1: Составить на парте хронологическую цепочку: Исход из Египта -> Правление Давида -> Правление Соломона -> Разделение царства.
  • Задание 2: Сопоставить имена и их вклад (Авраам – родоначальник, Моисей – вывод из Египта и заповеди, Давид – победа над филистимлянами и столица, Соломон – храм и мудрость).

5. Обсуждение результатов и подведение итогов (4 минуты)

  • Учитель задаёт главный вопрос параграфа: «❓ Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа: Чем отличалась религия, принятая древними евреями, от верований других народов древности?»
  • Краткий ответ (проговаривается вместе с классом): Религия древних евреев – иудаизм – была монотеистической (они верили в одного Бога – Яхве), в то время как почти все остальные народы Древности были политеистами (верили во многих богов). Кроме того, иудаизм провозглашал веру в бессмертие души и особый договор (Завет) между Богом и его народом.
  • Учитель резюмирует: «Таким образом, маленький народ Древней Палестины создал вероучение, которое оказало огромное влияние на весь последующий ход мировой истории».

6. Домашнее задание (2 минуты)

  • Обязательное для всех: Прочитать параграф 14.
  • На выбор (творческое задание):
    1. Ответить на вопрос 1 из учебника (стр. 84): «На какие государства и почему разделилось Израильское царство? Найдите и покажите на карте столицы этих государств».
    2. Подготовить короткий (на 1-2 минуты) рассказ об одном из героев урока (Авраам, Моисей, Давид или Соломон), используя текст учебника и дополнительные источники (вопрос 4).
  • Задание для любознательных: «Правление какого царя – Давида-воина или Соломона-строителя – кажется вам более важным для государства? Свой ответ аргументируйте».

 


Вы смотрели: Поурочные планы по истории 5 класс Урок № 19 по параграфу «14. Древняя Палестина» гос. учебника Мединского для обучающихся с 1 сентября 2025 года. Календарное и тематическое планирование учебного процесса 2025/2026 по новой ФОП ООО (согласно приказа Минпросвещения РФ от 09.10.2024 г. № 704). Код материалов: Всеобщая история Урок №19.

Вернуться к Списку уроков истории

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней