Всеобщая история Урок №21

Поурочные планы по истории 5 класс Урок № 21 по параграфу «15. Ассирийская держава» гос. учебника Мединского для обучающихся с 1 сентября 2025 года. Календарное и тематическое планирование учебного процесса 2025/2026 по новой ФОП ООО (согласно приказа Минпросвещения РФ от 09.10.2024 г. № 704). Код материалов: Всеобщая история Урок №21.
Вернуться к Списку уроков истории

Всеобщая история. Урок № 21

Тема урока: Ассирийская держава

Цель урока: Сформировать у учащихся представление об Ассирийской державе как о могущественной, но непрочной военной империи Древнего мира.

Задачи урока:
1. Познакомить с географическим положением, природными условиями и основными занятиями ассирийцев.
2. Выяснить причины военной мощи Ассирии и познакомить с её завоевательной политикой.
3. Объяснить причины падения Ассирийской державы.
4. Оценить вклад ассирийской культуры в мировую историю на примере библиотеки царя Ашшурбанапала.
5. Развивать умение работать с историческими фактами, анализировать их и делать выводы.

Тип урока: Комбинированный урок (изучение новых знаний, первичное закрепление, рефлексия).

Оборудование:

  • Учебник §15. Ассирийская держава.
  • Интерактивная доска или проектор для показа изображений (карта Ассирийской державы, изображения ассирийских воинов, крылатых быков, глиняных табличек, реконструкции Ниневии).
  • Раздаточный материал: карточки с терминами (Ассирия, Тигр, Ниневия, Ашшурбанапал, таран, колесница, конница) и датами (612 г. до н.э.).
  • Атласы по истории Древнего мира.

Этапы урока

1. Организационный момент (1-2 минуты)

Приветствие класса. Создание положительного настроя. «Ребята, сегодня мы с вами перенесёмся на древнюю и грозную землю, где жили воинственные цари, а в библиотеках вместо книг хранились глиняные таблички. Нас ждёт знакомство с могущественной Ассирийской державой!»*

2. Актуализация знаний (5 минут)

Историческая разминка «Угадай цивилизацию»

  • Учитель задаёт наводящие вопросы, чтобы вспомнить предыдущие темы:

«Мы с вами уже познакомились с двумя великими речными цивилизациями. Вспомните, между какими двумя реками располагалась страна Двуречье?»* (Тигр и Евфрат)
«А какую реку называли «подарком» для Египта?»* (Нил)
«Как вы думаете, могли ли эти цивилизации существовать изолированно? Что между ними могло происходить?»* (Торговля, войны, обмен знаниями). Подводим к тому, что на территории Двуречья возникали разные государства, и одно из самых сильных – Ассирия.

3. Мотивация и постановка проблемы (3 минуты)

  • На слайде – изображение раскопок и статуй крылатых быков.

«Посмотрите на эти удивительные статуи. Представьте, английский археолог Лэйярд, вдохновившись сказками «Тысяча и одна ночь», отправился на Восток и нашёл их… пролежавшими под землёй 25 веков! Целая цивилизация исчезла. Сегодня мы попробуем разгадать загадку: как ассирийцам удалось создать огромную державу, и почему она так быстро и страшно погибла?»*

4. Изучение нового материала (20-25 минут)

Этап 1: «Страна на Тигре»

  • Работа с картой в атласе: находим Ассирию, реку Тигр, столицу Ниневию.
  • Объяснение учителя: природные условия (холоднее, больше дождей), основные занятия (земледелие, скотоводство, торговля, освоение железа).

Вопрос для обсуждения: «Чем отличалось хозяйство Ассирии от хозяйства Древнего Египта?»* (В Ассирии было развито железоделательное производство, чего не было в Египте в такой степени; через её земли проходили важные торговые пути).

Этап 2: «Армия, покорившая мир»

  • Рассказ учителя о военных innovations ассирийцев. Используем изображения:

«Они первыми массово использовали конницу»* (показ изображения всадника).
«Их пехота была вооружена железными мечами»* (показ оружия).
«Для штурма городов они применяли тараны и осадные башни»* (показ схемы).

  • Мини-викторина «Армия Ассирии»:

«Как называлось орудие для разрушения стен?»* (Таран)
«Какой новый род войск, кроме пехоты, появился у ассирийцев?»* (Конница)
«Из какого металла ассирийцы делали самое прочное оружие?»* (Железо)
Вопрос для размышления: «Почему ассирийцы жестоко расправлялись с жителями захваченных территорий?»* (Чтобы запугать другие народы и заставить их сдаваться без боя, подавить волю к сопротивлению).

Этап 3: «Мудрость в глине»

  • Рассказ о царе-библиотекаре Ашшурбанапале.
  • Демонстрация изображений глиняных табличек.
  • Вопрос-загадка: «Какие знания хранила библиотека Ашшурбанапала?»* (Медицина, астрономия, математика, законы, литература, царские указы).

Этап 4: «Закат империи»

  • Краткий рассказ о восстании Вавилона и нападении мидийцев.

Инсценировка: «Представьте, что вы советники вавилонского и мидийского царей. Стены Ниневии неприступны для таранов. Что вы предложите?» Подводим к ответу: «Запрудить реку Тигр и обрушить воду на город»*.

  • Объяснение, что в 612 г. до н.э. Ниневия пала и была стёрта с лица земли.

5. Закрепление материала. Работа с источником (5-7 минут)

  • Учитель зачитывает отрывок из книги И. М. Дьяконова (раздел «Работаем с ИСТОЧНИКОМ»).
  • Фронтальная беседа по вопросам:

1. «Определите, о каком городе идёт речь в тексте?» (Ниневия)
2. «Чем этот город отличался от других известных вам городов Древнего Востока?» (Он был похож на крепость, с глухими стенами, мощными укреплениями, что подчёркивает его военный характер).

6. Обсуждение результатов и рефлексия.
Отвечаем на главный вопрос (5 минут)

Учитель: «Давайте вернёмся к нашему главному вопросу параграфа: Почему Ассирийская держава оказалась непрочным государством?»*

  • Ученики предлагают версии. Учитель помогает сформулировать краткий ответ:
  • «Ассирийская держава оказалась непрочной, потому что:
    • 1. Её могущество держалось только на силе оружия и страхе. Покорённые народы ненавидели завоевателей за жестокость и ждали момента для восстания.
    • 2. У неё не было прочного внутреннего единства. Это была империя, собранная из разных народов силой, а не общими интересами или культурой.
    • 3. Постоянные войны истощали силы самой Ассирии. Когда противники объединились (Вавилон и Мидия), у Ассирии не хватило ресурсов, чтобы устоять».

7. Подведение итогов и выставление оценок (2 минуты)

  • Краткое повторение основных моментов урока.

8. Домашнее задание (2 минуты)

  • Обязательное для всех: Прочитать параграф 15 «Ассирийская держава».
  • На выбор (творческое задание):
    • 1. Письменно ответить на вопрос №1 из раздела «Вопросы и задания»: «Какие новые виды вооружения использовали в армии Ассирии?»
    • 2. Нарисовать ассирийского воина или одно из осадных орудий и подписать его основные элементы.
    • 3. «Подумайте, почему захватчики полностью уничтожили столицу Ассирии» (вопрос №2). Написать краткий ответ (3-4 предложения).

Вы смотрели: Поурочные планы по истории 5 класс Урок № 21 по параграфу «15. Ассирийская держава» гос. учебника Мединского для обучающихся с 1 сентября 2025 года. Календарное и тематическое планирование учебного процесса 2025/2026 по новой ФОП ООО (согласно приказа Минпросвещения РФ от 09.10.2024 г. № 704). Код материалов: Всеобщая история Урок №21.

Вернуться к Списку уроков истории

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней