Поурочные планы по истории 5 класс Урок № 21 по параграфу «15. Ассирийская держава» гос. учебника Мединского для обучающихся с 1 сентября 2025 года. Календарное и тематическое планирование учебного процесса 2025/2026 по новой ФОП ООО (согласно приказа Минпросвещения РФ от 09.10.2024 г. № 704). Код материалов: Всеобщая история Урок №21.
Вернуться к Списку уроков истории
Всеобщая история. Урок № 21
Тема урока: Ассирийская держава
Цель урока: Сформировать у учащихся представление об Ассирийской державе как о могущественной, но непрочной военной империи Древнего мира.
Задачи урока:
1. Познакомить с географическим положением, природными условиями и основными занятиями ассирийцев.
2. Выяснить причины военной мощи Ассирии и познакомить с её завоевательной политикой.
3. Объяснить причины падения Ассирийской державы.
4. Оценить вклад ассирийской культуры в мировую историю на примере библиотеки царя Ашшурбанапала.
5. Развивать умение работать с историческими фактами, анализировать их и делать выводы.
Тип урока: Комбинированный урок (изучение новых знаний, первичное закрепление, рефлексия).
Оборудование:
- Учебник §15. Ассирийская держава.
- Интерактивная доска или проектор для показа изображений (карта Ассирийской державы, изображения ассирийских воинов, крылатых быков, глиняных табличек, реконструкции Ниневии).
- Раздаточный материал: карточки с терминами (Ассирия, Тигр, Ниневия, Ашшурбанапал, таран, колесница, конница) и датами (612 г. до н.э.).
- Атласы по истории Древнего мира.
Этапы урока
1. Организационный момент (1-2 минуты)
Приветствие класса. Создание положительного настроя. «Ребята, сегодня мы с вами перенесёмся на древнюю и грозную землю, где жили воинственные цари, а в библиотеках вместо книг хранились глиняные таблички. Нас ждёт знакомство с могущественной Ассирийской державой!»*
2. Актуализация знаний (5 минут)
Историческая разминка «Угадай цивилизацию»
- Учитель задаёт наводящие вопросы, чтобы вспомнить предыдущие темы:
«Мы с вами уже познакомились с двумя великими речными цивилизациями. Вспомните, между какими двумя реками располагалась страна Двуречье?»* (Тигр и Евфрат)
«А какую реку называли «подарком» для Египта?»* (Нил)
«Как вы думаете, могли ли эти цивилизации существовать изолированно? Что между ними могло происходить?»* (Торговля, войны, обмен знаниями). Подводим к тому, что на территории Двуречья возникали разные государства, и одно из самых сильных – Ассирия.
3. Мотивация и постановка проблемы (3 минуты)
- На слайде – изображение раскопок и статуй крылатых быков.
«Посмотрите на эти удивительные статуи. Представьте, английский археолог Лэйярд, вдохновившись сказками «Тысяча и одна ночь», отправился на Восток и нашёл их… пролежавшими под землёй 25 веков! Целая цивилизация исчезла. Сегодня мы попробуем разгадать загадку: как ассирийцам удалось создать огромную державу, и почему она так быстро и страшно погибла?»*
4. Изучение нового материала (20-25 минут)
Этап 1: «Страна на Тигре»
- Работа с картой в атласе: находим Ассирию, реку Тигр, столицу Ниневию.
- Объяснение учителя: природные условия (холоднее, больше дождей), основные занятия (земледелие, скотоводство, торговля, освоение железа).
Вопрос для обсуждения: «Чем отличалось хозяйство Ассирии от хозяйства Древнего Египта?»* (В Ассирии было развито железоделательное производство, чего не было в Египте в такой степени; через её земли проходили важные торговые пути).
Этап 2: «Армия, покорившая мир»
- Рассказ учителя о военных innovations ассирийцев. Используем изображения:
«Они первыми массово использовали конницу»* (показ изображения всадника).
«Их пехота была вооружена железными мечами»* (показ оружия).
«Для штурма городов они применяли тараны и осадные башни»* (показ схемы).
- Мини-викторина «Армия Ассирии»:
«Как называлось орудие для разрушения стен?»* (Таран)
«Какой новый род войск, кроме пехоты, появился у ассирийцев?»* (Конница)
«Из какого металла ассирийцы делали самое прочное оружие?»* (Железо)
Вопрос для размышления: «Почему ассирийцы жестоко расправлялись с жителями захваченных территорий?»* (Чтобы запугать другие народы и заставить их сдаваться без боя, подавить волю к сопротивлению).
Этап 3: «Мудрость в глине»
- Рассказ о царе-библиотекаре Ашшурбанапале.
- Демонстрация изображений глиняных табличек.
- Вопрос-загадка: «Какие знания хранила библиотека Ашшурбанапала?»* (Медицина, астрономия, математика, законы, литература, царские указы).
Этап 4: «Закат империи»
- Краткий рассказ о восстании Вавилона и нападении мидийцев.
Инсценировка: «Представьте, что вы советники вавилонского и мидийского царей. Стены Ниневии неприступны для таранов. Что вы предложите?» Подводим к ответу: «Запрудить реку Тигр и обрушить воду на город»*.
- Объяснение, что в 612 г. до н.э. Ниневия пала и была стёрта с лица земли.
5. Закрепление материала. Работа с источником (5-7 минут)
- Учитель зачитывает отрывок из книги И. М. Дьяконова (раздел «Работаем с ИСТОЧНИКОМ»).
- Фронтальная беседа по вопросам:
1. «Определите, о каком городе идёт речь в тексте?» (Ниневия)
2. «Чем этот город отличался от других известных вам городов Древнего Востока?» (Он был похож на крепость, с глухими стенами, мощными укреплениями, что подчёркивает его военный характер).
6. Обсуждение результатов и рефлексия.
Отвечаем на главный вопрос (5 минут)
Учитель: «Давайте вернёмся к нашему главному вопросу параграфа: Почему Ассирийская держава оказалась непрочным государством?»*
- Ученики предлагают версии. Учитель помогает сформулировать краткий ответ:
- «Ассирийская держава оказалась непрочной, потому что:
- 1. Её могущество держалось только на силе оружия и страхе. Покорённые народы ненавидели завоевателей за жестокость и ждали момента для восстания.
- 2. У неё не было прочного внутреннего единства. Это была империя, собранная из разных народов силой, а не общими интересами или культурой.
- 3. Постоянные войны истощали силы самой Ассирии. Когда противники объединились (Вавилон и Мидия), у Ассирии не хватило ресурсов, чтобы устоять».
7. Подведение итогов и выставление оценок (2 минуты)
- Краткое повторение основных моментов урока.
8. Домашнее задание (2 минуты)
- Обязательное для всех: Прочитать параграф 15 «Ассирийская держава».
- На выбор (творческое задание):
- 1. Письменно ответить на вопрос №1 из раздела «Вопросы и задания»: «Какие новые виды вооружения использовали в армии Ассирии?»
- 2. Нарисовать ассирийского воина или одно из осадных орудий и подписать его основные элементы.
- 3. «Подумайте, почему захватчики полностью уничтожили столицу Ассирии» (вопрос №2). Написать краткий ответ (3-4 предложения).
Вы смотрели: Поурочные планы по истории 5 класс Урок № 21 по параграфу «15. Ассирийская держава» гос. учебника Мединского для обучающихся с 1 сентября 2025 года. Календарное и тематическое планирование учебного процесса 2025/2026 по новой ФОП ООО (согласно приказа Минпросвещения РФ от 09.10.2024 г. № 704). Код материалов: Всеобщая история Урок №21.