Поурочные планы по истории 5 класс Урок № 22 по параграфу «16. Персидское царство» гос. учебника Мединского для обучающихся с 1 сентября 2025 года. Календарное и тематическое планирование учебного процесса 2025/2026 по новой ФОП ООО (согласно приказа Минпросвещения РФ от 09.10.2024 г. № 704). Код материалов: Всеобщая история Урок №22.
Вернуться к Списку уроков истории
Всеобщая история Урок №22
Тема урока: Персидское царство: могущество и величие
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о Персидской державе как о самой большой и могущественной империи Древнего Востока, раскрыть причины её возникновения и успеха.
Задачи урока:
1. Познакомить с личностями основателей державы – Кира II Великого и Дария I.
2. Объяснить систему управления огромной империей (сатрапии, «Царская дорога», «уши царя»).
3. Охарактеризовать религиозные верования персов – зороастризм.
4. Развивать умение работать с картой, историческими документами и визуальными источниками.
5. Формировать умение выделять причинно-следственные связи в историческом процессе.
Тип урока: Комбинированный урок получения новых знаний и первичного закрепления.
Оборудование:
- Учебник §16. Персидское царство
- Интерактивная доска или проектор (для показа карты «Персидская держава в VI-V вв. до н.э.», изображений воинов, дворцов в Сузах и Персеполе, Ахурамазды)
- Раздаточный материал: карточки с терминами и именами (Дарий I, Кир II, сатрапия, зороастризм, «Авеста», дарик) для игры.
- Атласы по истории Древнего мира.
Этапы урока
1. Организационный момент (2 минуты)
Приветствие класса, проверка готовности к уроку, создание положительного настроя.
«Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами перенесемся на древний Восток, в удивительную и могущественную страну, которая объединила под своей властью десятки народов. Чтобы узнать, о какой стране пойдет речь, отгадайте загадку: Эта держава была так велика, что её называли «страной стран», а её правитель носил гордый титул «царь царей». (Ученики высказывают предположения). Верно, это – Персидская держава!»
2. Актуализация знаний (5 минут)
Мини-викторина «Цивилизации Древнего Востока»
«Мы уже знаем несколько великих цивилизаций. Давайте вспомним их, это поможет нам понять место Персии в древнем мире».
1. Страна пирамид и фараонов, расположенная на берегах Нила? (Египет)
2. Двуречье, страна глиняных табличек и законоцаря Хаммурапи? (Древнее Двуречье / Вавилония)
3. Воинственное государство, чья столица Ниневия была разрушена врагами? (Ассирия)
«Молодцы! А теперь представьте, что все эти сильные государства, и многие другие, были завоёваны одним народом – персами. Как же им это удалось? Давайте разбираться!»
3. Изучение нового материала (25 минут)
Часть 1: Создатель империи – Кир Великий
- Учитель рассказывает о возникновении Персидского государства, используя карту.
- Работа с источником: Зачитывается отрывок из Геродота о нравах и обычаях персов. Обсуждаем: «Что больше всего ценили персы? Чему учили своих детей?» (Храбрость, правдивость; верховой езде, стрельбе из лука и правдивости).
- Беседа по карте: «Какие государства завоевал Кир II Великий?» (Мидию, Лидию, Нововавилонское царство).
- Историческая миниатюра: Рассказ о «Валтасаровом пире» как ярком примере легенды, связанной с падением Вавилона.
- Вопрос на засыпку (из текста): «❓Подумайте, почему Киру удалось создать такую огромную державу?» (Он создал сильное войско, был талантливым полководцем, не уничтожал покоренные народы, а старался сделать их своими союзниками, унаследовал мощь Мидии).
Часть 2: Мудрый правитель – Дарий I
- Объяснение нового понятия «сатрапия». Сравниваем с современными областями или штатами.
- Объяснение роли «ушей царя» и «Царской дороги» как «интернета» древности для быстрой связи.
- Рассматривание изображения: «❓Опишите вооружение персидского воина» (Копье, лук, колчан для стрел, щит. У «бессмертных» – богато украшенное оружие).
- Рассказ о введении единой монеты – золотого дарика. Обсуждаем, зачем это было нужно (для удобства торговли).
- Вопрос на размышление (из текста): «❓Почему реформы Дария I способствовали расцвету Персии?» (Они улучшили управление: сатрапы управляли провинциями, «уши царя» их контролировали; Царская дорога ускоряла связь; единые деньги помогали торговле; сильная армия защищала границы).
Часть 3: Вера персов – Зороастризм
- Объяснение понятия «зороастризм» через рассказ о пророке Заратуштре.
- Простая и понятная схема: вера в двух богов – доброго Ахурамазду и злого Аримана, которые ведут вечную борьбу. Человек должен выбирать сторону добра.
- Связь с современностью и Россией: Рассказ о Дербенте – одном из древнейших городов России, основанном персами для защиты своих границ. Это помогает «приблизить» историю к ученикам.
4. Закрепление материала. Игра «Собери империю» (7 минут)
Класс делится на 2-3 команды. На доске – контур Персидской державы. У команд – карточки с терминами, именами и понятиями (Кир, Дарий, сатрапия, дарик, зороастризм, Ахурамазда, «Царская дорога» и т.д.). По очереди команды подходят к доске, «прикрепляют» карточку к контуру и дают краткое объяснение: «Кир – это царь-завоеватель», «Сатрапия – это провинция» и т.д. За правильный ответ – балл.
5. Обсуждение результатов.
Отвечаем на главный вопрос (4 минуты)
«Ребята, давайте вернемся к главному вопросу нашего параграфа:
❓Что позволило персам создать самую большую державу древности и долгое время удерживать её от распада?
Давайте сформулируем ответ вместе, используя наши знания».
- Аргумент 1: Сильная и хорошо организованная армия («бессмертные», конница).
- Аргумент 2: Умная и продуманная система управления (Реформы Дария I: сатрапии, «уши царя», Царская дорога).
- Аргумент 3: Гибкая политика по отношению к покоренным народам (Кир Великий возвращал народам их богов и разрешал им жить по своим обычаям, что уменьшало число восстаний).
- Аргумент 4: Единая экономическая система (Золотой дарик – единая монета для всей империи).
Вывод (краткий ответ на вопрос): Персам удалось создать и сохранить огромную державу благодаря сильной армии, мудрой организации управления, единой денежной системе и относительной веротерпимости.
6. Домашнее задание (2 минуты)
- Обязательное: Прочитать параграф 16.
- На выбор (творческое):
- 1. Ответить письменно на вопрос №1 из раздела «Вопросы и задания»: «Какие достижения Кира II Великого способствовали созданию мощной Персидской державы?»
- 2. Нарисовать персидского воина-«бессмертного» или схему «Управление Персидской державой при Дарии I».
- 3. Выполнить задание «Работаем с хронологией»: расположить события в правильной последовательности. (Правильная последовательность: 3) гибель Ассирии, 2) победа над Вавилоном, 1) победа над Египтом, 4) правление Дария I).
Итог урока: «Сегодня мы с вами узнали, как маленькое племя персов смогло построить великую империю. Спасибо за активную работу! Урок окончен».
Вы смотрели: Поурочные планы по истории 5 класс Урок № 22 по параграфу «16. Персидское царство» гос. учебника Мединского для обучающихся с 1 сентября 2025 года. Календарное и тематическое планирование учебного процесса 2025/2026 по новой ФОП ООО (согласно приказа Минпросвещения РФ от 09.10.2024 г. № 704). Код материалов: Всеобщая история Урок №22.