Всеобщая история Урок №24

Поурочные планы по истории 5 класс Урок № 24 по параграфу «17. Древняя Индия» гос. учебника Мединского для обучающихся с 1 сентября 2025 года. Календарное и тематическое планирование учебного процесса 2025/2026 по новой ФОП ООО (согласно приказа Минпросвещения РФ от 09.10.2024 г. № 704). Код материалов: Всеобщая история Урок №24.
Вернуться к Списку уроков истории

Всеобщая история Урок №24

Тема урока: Древняя Индия

Цель урока: Сформировать у учащихся представление об уникальности и особенностях цивилизации Древней Индии.

Задачи урока:
1. Познакомить с географическим положением и природными условиями Древней Индии и определить их влияние на жизнь людей.
2. Изучить основные этапы истории Древней Индии: Хараппскую цивилизацию и Империю Маурьев.
3. Объяснить структуру древнеиндийского общества – систему варн.
4. Развивать умение работать с картой, текстом, анализировать иллюстрации и исторические документы.
5. Воспитывать интерес к культурам древних цивилизаций и уважение к их уникальности.

Тип урока: Урок получения новых знаний.

Оборудование:
1. Учебник §17. Древняя Индия.
2. Интерактивная доска или проектор с картой «Древняя Индия».
3. Раздаточный материал: карточки с изображениями пещер Аджанты, города Мохенджо-Даро, колонны Ашоки, схемы варн.
4. Дидактический материал: отрывок из «Законов Ману» (из учебника).
5. Листы бумаги и цветные карандаши для творческого задания.

Этапы урока

1. Организационный момент (2 минуты)

Приветствие класса, проверка готовности к уроку, создание положительного настроя.
«Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в одну из самых загадочных и древних стран – Индию. Нас ждут джунгли, полные тайн, величественные реки и удивительные открытия!»

2. Актуализация знаний (5 минут)

Мотивация и подведение к теме.
Учитель: «Ребята, мы уже побывали в Древнем Египте и Двуречье. Давайте вспомним, чем занимались люди в тех странах? (Земледелие, скотоводство, ремесло). А от чего зависела их жизнь? (От рек, которые давали воду и плодородный ил).
Сегодня мы узнаем о стране, где жизнь людей тоже была тесно связана с великими реками. Но эта цивилизация была совсем непохожей на другие! Чтобы попасть в Древнюю Индию, отгадайте загадку:

*С севера – горы-великаны,
С юга – волны океана.
Край двух рек и древних стран,
Здесь родился … (Индостан)*

Правильно! И тема нашего урока – «Древняя Индия».

3. Изучение нового материала (25 минут)

а) Географическая разминка и природные условия
Работа с картой на доске.
«Давайте найдем на карте полуостров Индостан. Что вы можете сказать о его географическом положении? (Он находится в Южной Азии). Что защищает его с севера? (Гималайские горы). Какие моря омывают его? (Индийский океан). Какие крупные реки вы видите? (Инд и Ганг)».

Вопрос классу (используем вопрос из текста): ❓ «Чем занималось население Древней Индии? Вспомните, в каких странах был такой же тип хозяйства».
(Ответ: Земледелием и скотоводством. Такой же тип хозяйства был в Древнем Египте и Двуречье, так как все они зависели от разливов больших рек).

б) Загадка древнейшей цивилизации – Хараппа и Мохенджо-Даро
«Но задолго до прихода известных нам народов, в долине Инда существовала удивительная цивилизация. Ее центры – города Хараппа и Мохенджо-Даро. Представьте, это были города с прямыми улицами, двухэтажными домами из кирпича и даже системой канализации!»

Мини-викторина «Детективы истории»:

  • ❓ «Приведите примеры, подтверждающие, что хараппская цивилизация отличалась высоким уровнем развития».

(Ответ: Прямые улицы, многоэтажные кирпичные дома, система водоснабжения и канализации, общественные бассейны, развитые ремесла, письменность, торговля с другими странами).

  • ❓ «Найдите и покажите на карте города Мохенджо-Даро и Хараппу. Какие условия благоприятствовали их развитию?»

(Ответ: Они находились в долине реки Инд. Благоприятные условия: плодородные земли, вода для питья и орошения, защита гор).

«Самая большая загадка: эта цивилизация внезапно исчезла. Почему? Ученые до сих пор спорят! Может, это сделаете вы, когда станете археологами?»

в) Пришельцы-арии и империя Маурьев
«На смену им с северо-запада пришли племена ариев. Они принесли с собой новый язык – санскрит, и новых богов. Со временем они смешались с местными жителями. Во главе племен стояли раджи – вожди, а потом и цари».

«Самым могущественным государством стала империя Маурьев. Ее самый известный правитель – царь Ашока. Интересно, что сначала его звали Ашока Жестокий, но после одной кровопролитной войны он ужаснулся содеянному и стал мудрым и справедливым правителем – Ашокой Милостивым. Он проповедовал мир и доброту. Его символ – колесо закона – сегодня есть на флаге Индии».

Вопрос классу: ❓ «Какую роль сыграли арии в истории Древней Индии?»
(Ответ: Они принесли новый язык (санскрит), новые культурные традиции, занятие скотоводством, а позже способствовали созданию первых крупных государств).

г) Общество: навсегда по сортам? Система варн
«Одним из главных изобретений древних индийцев стало деление общества на варны. Давайте представим, что главный бог Брахма – это большой конструктор».

Творческое задание: Учитель рисует на доске схему «человека-Брахмы» или раздает готовые шаблоны.

  • Из уст Брахмы – брахманы (жрецы). Чем они занимались? (Изучали священные тексты, проводили обряды).
  • Из рук – кшатрии (воины и правители). Их дело? (Защищать страну, управлять).
  • Из бедер – вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы). (Кормили и одевали всех).
  • Из ступней, запачканных в грязи – шудры (слуги). (Обслуживали высшие варны).

Вопрос классу: ❓ «Какие варны существовали в Индии и чем они различались?»
(Ответ: Брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры. Различались они происхождением, занятиями, правами, обязанностями и даже цветом одежды).

Важный вывод: «Родиться в одной варне – значит остаться в ней навсегда. Сын воина не мог стать жрецом. Как вы думаете, это справедливо?»

4. Закрепление материала.
Работа с понятиями и документами (10 минут)

Задание 1: «Найди лишнее» (из раздела «Работаем с понятиями»)
«Ребята, посмотрите на понятия: 1) Кшатрии; 2) Вайшья; 3) Сатрапии; 4) Брахманы; 5) Варны.
Какое слово здесь лишнее и почему?»
(Ответ: Лишнее – Сатрапии. Это административные округа в Персидской державе, а все остальные понятия относятся к общественному строю Древней Индии).

Задание 2: «Юный историк-криптолог» (работа с документом «Законы Ману»)
«Давайте представим, что мы нашли древний документ, но некоторые слова в нем стерлись. Помогите восстановить, о каких варнах в нем идет речь!»

Читаем отрывок из «Законов Ману» и коллективно заполняем пропуски.
(Правильные ответы: 1 – для вайшьев, 2 – для кшатриев, 3 – для брахманов, 4 – для шудр).

5. Обсуждение результатов и подведение итогов (5 минут)

Учитель обращается к последнему абзацу документа:
«Ребята, давайте вместе ответим на главный вопрос нашего путешествия: В чём заключается особенность цивилизации Древней Индии?»

Коллективное формулирование ответа с помощью учителя:

Краткий ответ: Особенность цивилизации Древней Индии заключается, прежде всего, в ее уникальном общественном устройстве – системе варн, которая строго определяла жизнь каждого человека от рождения до смерти.

Аргументы:
1. Устойчивость: Эта система оказалась невероятно живучей и просуществовала тысячи лет, определив развитие индийского общества.
2. Религиозное обоснование: Варны не были просто законом, они считались божественным установлением, что делало их незыблемыми в глазах людей.
3. Культурное своеобразие: Ни в одной другой древней цивилизации (Египет, Двуречье, Китай) не было такой жесткой и детально проработанной социальной структуры.

6. Рефлексия и домашнее задание (3 минуты)

«Наше путешествие подошло к концу. Что нового вы узнали? Что вас удивило больше всего? (Краткие ответы детей). Вы сегодня были настоящими исследователями!»

Домашнее задание (из раздела «Вопросы и задания»):
1. Обязательное для всех: Прочитать параграф 17 и ответить на вопросы №1 и №3.
№1: Какие династии правили в Древней Индии? Чем отличалось их правление? (Маурьи и Гупты. Ашока Маурья сначала был жестоким завоевателем, а потом – милостивым правителем, а Чандрагупта II из династии Гуптов способствовал развитию науки и искусства).*
№3: Подумайте, почему в Древней Индии сложилась структура общества, состоящая из варн. Сохранилась ли подобная структура в наше время? (Для поддержания порядка, закрепления власти. Отголоски сохранились в виде кастовой системы).*

2. На выбор (творческое):

  • Подготовить небольшое сообщение (на 2-3 минуты) о культуре ариев (вопрос №5).
  • Нарисовать комикс на тему «Один день из жизни мальчика/девочки из варны вайшьев».

Выставление оценок за работу на уроке.

 


Вы смотрели: Поурочные планы по истории 5 класс Урок № 24 по параграфу «17. Древняя Индия» гос. учебника Мединского для обучающихся с 1 сентября 2025 года. Календарное и тематическое планирование учебного процесса 2025/2026 по новой ФОП ООО (согласно приказа Минпросвещения РФ от 09.10.2024 г. № 704). Код материалов: Всеобщая история Урок №24.

Вернуться к Списку уроков истории

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней