Поурочные планы по истории 5 класс Урок № 25 по параграфу «18. Древний Китай» гос. учебника Мединского для обучающихся с 1 сентября 2025 года. Календарное и тематическое планирование учебного процесса 2025/2026 по новой ФОП ООО (согласно приказа Минпросвещения РФ от 09.10.2024 г. № 704). Код материалов: Всеобщая история Урок №25.
Вернуться к Списку уроков истории
Всеобщая история Урок №25
Тема урока: Древний Китай: от раздробленности к великой империи.
Цель урока: Сформировать у учащихся представление об основных этапах становления единого государства в Древнем Китае и его ключевых достижениях.
Задачи урока:
1. Познакомить с географическим положением Древнего Китая и основными занятиями его жителей.
2. Объяснить причины, ход и последствия объединения Китая под властью Цинь Шихуанди.
3. Охарактеризовать личность и политику Цинь Шихуанди, его вклад в создание единого государства.
4. Выяснить причины падения империи Цинь и возникновения империи Хань.
5. Развивать умение работать с исторической картой, текстом и наглядными материалами.
Тип урока: Урок получения новых знаний.
Оборудование:
1. Учебник §18. Древний Китай.
2. Интерактивная доска или проектор для показа карты Древнего Китая, изображений Великой Китайской стены, Терракотовой армии, портрета Цинь Шихуанди.
3. Раздаточный материал: карточки с ключевыми датами и именами (221 г. до н.э., Цинь Шихуанди, Лю Бан, «Терракотовая армия», Великая Китайская стена).
4. Атласы по истории Древнего мира.
Этапы урока
1. Организационный момент (2 минуты)
Приветствие класса.
Создание положительного настроя. «Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в одну из самых древних и загадочных цивилизаций – Древний Китай. Нас ждут великие императоры, грандиозные постройки и удивительные открытия!»*
2. Актуализация знаний и мотивация (5 минут)
Вопрос классу: «Ребята, а что вы уже знаете о Китае? Какие китайские изобретения или достопримечательности вам знакомы?»* (Учащиеся могут назвать чай, бумагу, фейерверки, Великую Китайскую стену).
- Мини-викторина «Верю — не верю»:
1. Верите ли вы, что в Китае была найдена целая глиняная армия? (Да, «Терракотовая армия»).
2. Верите ли вы, что китайцы держали в секрете способ производства стекла? (Нет, они держали в секрете производство шёлка).
3. Верите ли вы, что первый император Китая очень боялся смерти? (Да).
«Чтобы проверить ваши догадки и узнать больше, откроем учебник и наши карты».
3. Изучение нового материала (25 минут)
а) География и хозяйство Древнего Китая
Работа с картой. «Найдите на карте Восточную Азию, реки Хуанхэ и Янцзы. Почему Хуанхэ называли «рекой тысячи бедствий»?»* (Она часто и разрушительно разливалась).
Вопрос по иллюстрации «Китайское поселение»: «Расскажите о занятиях древних китайцев. Каких животных они использовали в своём хозяйстве?»* (Земледелие (рис), шелководство, строительство дамб и каналов. Использовали быков и буйволов для пахоты).
Объяснение понятия «Великий шёлковый путь». «Почему шёлк был таким ценным товаром?»* (Производство было секретом Китая, это очень красивая и дорогая ткань).
б) Объединение Китая. Цинь Шихуанди
«Долгое время Китай был раздроблен на враждующие царства. Объединить их смог правитель по имени Цинь Шихуанди».*
- Рассказ учителя о методах объединения:
- Жестокие законы.
- Переселение знати.
- Раздел страны на области.
Проблемный вопрос из текста: «Подумайте, зачем Цинь Шихуанди велел провести границы областей так, чтобы они не совпадали с границами прежних царств?»* (Чтобы ослабить местную знать, лишить её привычной опоры и предотвратить восстания).
- «Исторический детектив»: Терракотовая армия.
Показ изображений. «Как вы думаете, зачем императору понадобилась такая необычная «армия» в загробном мире?»* (Он верил, что она будет охранять его после смерти). Обсуждение масштаба и уникальности находки.
в) Великая Китайская стена
Показ изображений Стены. «Какие функции, кроме оборонительной, могла выполнять такая стена?»* (Контроль торговли, таможенный пост, передача сигналов).
- Обсуждение цены постройки: труд сотен тысяч людей.
г) Империя Хань
«Жестокость Цинь Шихуанди привела к тому, что сразу после его смерти в стране вспыхнули восстания».*
Вопрос из текста: «Что привело к гибели империи Цинь?»* (Жестокие законы, непосильные налоги, голод, истощение народа на стройках).
- Краткий рассказ о Лю Бане и его реформах (отмена жестоких законов, снижение налогов), которые позволили основать новую династию – Хань.
4. Физкультминутка (2 минуты)
«Представьте, что мы – строители Великой Китайской стены. Поднимем «тяжёлый камень» – потянемся вверх, поставим его на стену – наклонимся вперёд».*
5. Закрепление материала. Обсуждение результатов (8 минут)
- Работа в парах: Учащиеся получают карточки с именами (Цинь Шихуанди, Лю Бан) и должны назвать 2-3 ключевых действия каждого правителя.
- Обсуждение главного вопроса урока (из последнего абзаца документа):
«Ребята, давайте вместе сформулируем ответ на главный вопрос: Кто создал единое государство в Китае?»*
Краткий ответ: Единое государство в Китае создал Цинь Шихуанди в 221 году до н.э. Это стало возможным благодаря:*
1. Его военным победам над другими царствами.
2. Жёсткой и централизованной системе управления (раздел на области, переселение знати).
3. Проведению единой политики по всей стране (законы, налоги, строительство).
«Но важно помнить, что его империя была недолговечной из-за жестокости, а новое единство на более разумных началах установил Лю Бан, основатель династии Хань».*
6. Рефлексия (2 минуты)
«Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что вас удивило больше всего? (Терракотовая армия, страх императора, длина Стены). Заполните «Лист самооценки»: нарисуйте смайлик, который показывает, насколько вы поняли материал урока.»*
7. Домашнее задание (1 минута)
- Обязательное: Прочитать параграф 18. Письменно ответить на вопросы № 2 и № 3 из раздела «Вопросы и задания».
- 2. Как первый император Китая Цинь Шихуанди смог объединить воевавшие между собой царства в единую империю?
- 3. Кто основал империю Хань и при каких обстоятельствах?
- Творческое (по желанию): Нарисовать комикс из 4-х кадров на тему «Один день строителя Великой Китайской стены» или «Обнаружение Терракотовой армии археологами».
Вы смотрели: Поурочные планы по истории 5 класс Урок № 25 по параграфу «18. Древний Китай» гос. учебника Мединского для обучающихся с 1 сентября 2025 года. Календарное и тематическое планирование учебного процесса 2025/2026 по новой ФОП ООО (согласно приказа Минпросвещения РФ от 09.10.2024 г. № 704). Код материалов: Всеобщая история Урок №25.
классно