Поурочные планы по истории 5 класс Урок № 26 по параграфу «19. Религия и культура Древней Индии и Древнего Китая» гос. учебника Мединского для обучающихся с 1 сентября 2025 года. Календарное и тематическое планирование учебного процесса 2025/2026 по новой ФОП ООО (согласно приказа Минпросвещения РФ от 09.10.2024 г. № 704). Код материалов: Всеобщая история Урок №26.
Вернуться к Списку уроков истории
Всеобщая история Урок №26
Тема урока: Религия и культура Древней Индии и Древнего Китая
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о культурных и религиозных достижениях Древней Индии и Древнего Китая и их влиянии на мировую цивилизацию.
Задачи урока:
1. Познакомить с основными религиозными учениями (брахманизм, индуизм, буддизм, конфуцианство) и их ключевыми идеями.
2. Выявить важнейшие научные и культурные достижения древних индийцев и китайцев.
3. Развивать умения сравнивать, анализировать и делать выводы на основе исторического материала.
4. Воспитывать уважение к культурному наследию древних цивилизаций.
5. Стимулировать познавательный интерес с помощью наглядности, игровых элементов и проблемных вопросов.
Тип урока: Комбинированный урок (изучение новых знаний, первичное закрепление, рефлексия).
Оборудование:
1. Учебник §19. Религия и культура Древней Индии и Древнего Китая.
2. Интерактивная доска или проектор для показа изображений (храм в Санчи, боги Вишну/Шива/Брахма, Ганеша, символ Инь-Ян, древний компас, лаковые изделия).
3. Раздаточный материал: карточки с терминами и их определениями.
4. Физическая карта мира (для показа Индии и Китая, Великого шелкового пути).
5. Атласы по истории Древнего мира.
Этапы урока
1. Организационный момент (2 минуты)
Приветствие класса.
Создание положительного настроя. «Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в две удивительные древние страны – Индию и Китай. Нас ждут встречи с мудрецами, богами с головами слонов, и мы узнаем, какие гениальные изобретения, которыми мы пользуемся до сих пор, родились тысячи лет назад!».
Проверка готовности к уроку.
2. Актуализация знаний (5 минут)
Блиц-опрос:
- Вспомните, где располагались Древняя Индия и Древний Китай? (Покажите на карте).
- Какие реки были главными в этих странах? (Индия – Инд и Ганг, Китай – Хуанхэ и Янцзы).
- Что такое варны? (Замкнутые группы людей в Древней Индии: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры).
Мотивация: «Вы уже знаете, что у каждой цивилизации были свои боги, свои правила жизни и свои открытия. Сегодня мы узнаем, во что верили и что создали народы Древней Индии и Китая».*
3. Изучение нового материала (25 минут)
Учитель объясняет материал, активно используя визуальный ряд и задавая вопросы классу.
Блок 1: Древняя Индия
- Религия:
- Брахманизм и индуизм: Объясняем понятия сансара (круговорот перерождений) и нирвана (освобождение). Показываем изображения богов: Брахма (творец), Вишну (хранитель), Шива (разрушитель).
Вопрос классу: ❓ Опишите, как изображали Ганешу. (Добродушный толстяк с головой слона). - Буддизм: Рассказываем историю царевича Гаутамы (Будды). Делаем акцент на его открытии.
Вопрос классу (проблемный): ❓ Какая главная идея заключена в учении Будды? (Чтобы избежать страданий, нужно отказаться от желаний).
- Брахманизм и индуизм: Объясняем понятия сансара (круговорот перерождений) и нирвана (освобождение). Показываем изображения богов: Брахма (творец), Вишну (хранитель), Шива (разрушитель).
- Культура и наука:
- Рассказываем о великих поэмах «Махабхарата» и «Рамаяна».
- Объясняем величайшее научное достижение – изобретение цифр и нуля.
- Упоминаем изобретение шахмат.
- Вопрос классу: ❓ Какие открытия древних индийцев используются и в наши дни? (Цифры, включая ноль, шахматы).
Блок 2: Древний Китай
- Религия и философия:
- Объясняем концепцию Инь и Ян. Показываем символ.
Вопрос классу: ❓ Почему символы инь и ян образуют круг? (Потому что они неразделимы и постоянно переходят друг в друга, образуя гармонию мира). - Рассказываем об учении Конфуция. Делаем акцент на пяти добродетелях (мудрость, гуманность, верность, почитание старших, мужество) и идее порядка в государстве как в большой семье.
Вопрос классу: ❓ На чём основывалось учение Конфуция? (На соблюдении строгого порядка, почитании старших и исполнении своего долга).
- Объясняем концепцию Инь и Ян. Показываем символ.
- Великие открытия:
Проводим мини-викторину «Изобретения Китая». Учитель называет изобретение, а дети хором говорят, что это.
Тонкая материя, которую делали из коконов гусениц?* (Шёлк)
Вещество для фейерверков и оружия?* (Порох)
Материал для письма, который заменил бамбук и шёлк?* (Бумага)
Прибор с ложкой, который всегда указывал на юг?* (Компас)
Метод лечения иголками?* (Акупунктура)
- Вопрос классу: ❓ Какие открытия и достижения были сделаны в Древнем Китае? (Шёлк, порох, бумага, компас, лак, акупунктура).
4. Закрепление материала. Работа с понятиями (5 минут)
Игра «Найди лишнее»: Учитель пишет на доске понятия: Буддизм, шёлк, порох, пагода.*
Вопрос: «Ребята, какое понятие является общим для них?»* Даем время на обсуждение в парах.
- Правильный ответ: Общее понятие – Древний Китай. Все эти понятия (шёлк, порох, пагода – вид китайского храма) связаны с Китаем, кроме буддизма, который зародился в Индии. Это задание помогает отделить знания по Индии от знаний по Китаю.
5. Обсуждение результатов. Отвечаем на главный вопрос урока (5 минут)
Учитель обращается к классу: «Ребята, давайте вернёмся к главному вопросу нашего урока. Какой же вклад внесли народы Древних Индии и Китая в мировую науку и культуру?»*
- Ученики предлагают варианты, учитель помогает сформулировать и записывает на доске краткий ответ в виде тезисов.
Краткий ответ на главный вопрос урока:
- Древняя Индия подарила миру:
- 1. Религиозно-философские учения (буддизм), которые повлияли на миллионы людей.
- 2. Научные открытия: десятичную систему счисления и ноль, без которых невозможна современная математика.
- 3. Культурные памятники: великие поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна».
- Древний Китай обогатил человечество:
- 1. Философским учением Конфуция, ставшим основой китайской государственности на тысячелетия.
- 2. Техническими изобретениями: бумагу, порох, компас и шёлк, изменившими ход мировой истории.
- 3. Уникальными технологиями: акупунктуру и лакирование.
- Вывод: Эти цивилизации заложили фундамент современных знаний, и их открытиями мы пользуемся до сих пор.
6. Рефлексия (2 минуты)
«Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке?»*
«Какое изобретение или учение показалось вам самым удивительным? Почему?»*
7. Домашнее задание (1 минута)
- Обязательное для всех: Прочитать параграф 19, ответить на вопросы 1 и 3 из раздела «Вопросы и задания» (стр. 114).
Вопрос 1: Сравните индуизм с верой египтян.
Вопрос 3: Подумайте, почему буддизм смог так широко распространиться в Индии.
- Творческое задание (по желанию): Выполнить задание 5 – подготовить небольшое сообщение о жизни брахманов в Древней Индии, используя дополнительные источники информации.
Вы смотрели: Поурочные планы по истории 5 класс Урок № 26 по параграфу «19. Религия и культура Древней Индии и Древнего Китая» гос. учебника Мединского для обучающихся с 1 сентября 2025 года. Календарное и тематическое планирование учебного процесса 2025/2026 по новой ФОП ООО (согласно приказа Минпросвещения РФ от 09.10.2024 г. № 704). Код материалов: Всеобщая история Урок №26.