Биология Пасечник Учебник §26

5 класс онлайн Биология Пасечник Учебник §26 «Изменения в природе в связи с деятельностью человека». Ознакомительный фрагмент учебника по биологии УМК Линия жизни 2023. Цитаты из учебника 2023 года для 5 класса использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

Учебник по биологии (Пасечник) § 26.

<< § 25   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 27 >>

Краткий пересказ §26. Деятельность человека оказывает сильное влияние на состояние окружающей среды. Возникла угроза полного исчезновения жизни на планете. Люди стали задумываться о необходимости охраны окружающей среды. Влияние деятельности человека на природные сообщества нарастало, человек начал оказывать воздействие на всю биосферу. Загрязнение окружающей среды представляет опасность для всех обитателей планеты. Можно предотвратить загрязнение окружающей среды, используя безотходные технологии. Истощение ресурсов является проблемой, необходимо соблюдать экологический принцип. Люди научились компенсировать ущерб, который наносит природным сообществам их деятельность.

Глава 5. ЖИВАЯ ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК

Человек издавна использовал окружающую среду как источник ресурсов, однако в течение очень длительного времени его деятельность не оказывала заметного влияния на природные сообщества. Но уже к XX веке деятельность человека стала сильно сказываться на состоянии окружающей среды. Возникла угроза полного исчезновения жизни на нашей планете. Понимая это, люди стали задумываться о необходимости охраны окружающей среды.

ВЫ УЗНАЕТЕ
– о том, как хозяйственная деятельность человека влияет на природные сообщества Земли;
– о необходимости охраны природы;
– о том, какое участие в охране природы можете принять лично вы;
– о том, какие меры предпринимает человек для охраны природы.

ВЫ НАУЧИТЕСЬ
– оценивать влияние хозяйственной деятельности человека на природные сообщества;
– выявлять и оценивать влияние деятельности человека на живую природу;
– принимать личное участие в охране окружающей среды.

 

26. ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ В СВЯЗИ
С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЧЕЛОВЕКА

ВСПОМНИТЕ:
1. Какие искусственные сообщества вы знаете?
2. Почему агросообщества являются весьма неустойчивыми?

Влияние деятельности человека на природные сообщества.

С самого момента своего появления как вида человек стал использовать богатства окружающей среды для удовлетворения своих жизненно важных потребностей. Древние люди в основном занимались охотой и собирательством. От такой деятельности человека страдали только отдельные виды растений или животных.

Постепенно люди начали разводить домашних животных и сажать культурные растения, пользуясь при этом продуктами, которые эти живые существа производили. С этого времени началось более сильное воздействие человека на природные сообщества — люди начали вырубать леса под пашни и пастбища, строить плотины на реках, осушать болота, а также создавать на месте естественных сообществ искусственные. Это сказалось на жизни многих обитателей нашей планеты — некоторые виды растений и животных под воздействием человека вымерли полностью, а численность многих других существенно сократилась. Изменения затронули и целые сообщества: степи и саванны начали превращаться в пустыни, леса — в болота, а некоторые участки пустынь — в небольшие рощицы.

В XX веке эти изменения нарастали, человек начал оказывать воздействие уже на всю биосферу. Именно тогда, как справедливо отметил отечественный учёный, создатель науки биогеохимии Владимир Иванович Вернадский, «человечество превратилось в геологическую силу планетарного масштаба, оказывающую воздействие на все оболочки Земли».

Стремясь к улучшению условий своей жизни, человек постоянно наращивает темпы производства, не задумываясь о последствиях. При таком подходе большая часть взятых от природы ресурсов возвращается ей в виде отходов, часто ядовитых или непригодных для утилизации. Кроме того, человек, преследуя свои экономические интересы, заменяет естественные экосистемы искусственными, что также может приводить к негативным последствиям.

Экологические проблемы биосферы.

В результате деятельности человека в биосфере нашей планеты, происходят изменения и возникают различные экологические проблемы. Принято выделять местные (локальные), региональные и глобальные экологические проблемы. Загрязнение атмосферы, реки, озера отходами какого-либо предприятия пример местной экологической проблемы.

Загрязнение морей, речных бассейнов, природной среды городов, загрязнение обширных территорий в результате крупных техногенных аварий (например, радиоактивное заражение местности при аварии на Чернобыльской атомной станции) являются региональными экологическими проблемами.

Если деятельность человека существенно изменяет ход течения ряда процессов в биосфере, то возникают глобальные экологические проблемы. К ним можно отнести потепление климата, истощение озонового слоя, массовое сведение лесов и другие. С ними вы будете знакомиться в старших классах. Рассмотрим такую глобальную экологическую проблему, как загрязнение окружающей среды.

Загрязнение окружающей среды.

Загрязнением называют появление в природной среде новых веществ (загрязнителей), вызванное деятельностью человека (рис. 115) или какими-либо природными явлениями (например, вулканической деятельностью). К загрязнителям же относят все те вещества, которые до процесса загрязнения не присутствовали в природных сообществах в таком количестве, как после него.

Основная опасность загрязнения состоит в том, что оно может не только нарушать жизнедеятельность отдельных организмов, но и разрушать целые природные сообщества. Например, попавшая на поверхность небольшого озера нефть создаёт непроницаемую для воздуха плёнку, которая приводит к гибели всех обитателей водоёма от удушья и, следовательно, уничтожению всего сообщества целиком.

Кроме того, поскольку обитатели любого сообщества всегда связаны друг с другом, попавший в один организм загрязнитель через какое-то время появится в теле большинства жителей сообщества. Например, оказавшиеся в воде соли ртути сначала заглатываются мелкими рачками, потом они оказываются в организме рыбы, питающейся этими рачками, а потом попадают в тело человека, поймавшего и съевшего эту рыбу.

Таким образом, загрязнения представляют собой опасность для всех обитателей нашей планеты, в том числе и для нас с вами, поскольку всё, что мы выбрасываем в окружающую среду, возвращается к нам с нищей, строительными материалами и другими необходимыми для нашей жизни ресурсами. Именно поэтому с загрязнениями необходимо бороться.

Можно ли предотвратить загрязнение окружающей среды? Конечно же, можно. Например, перейти на безотходные технологии. Этот способ уже используется на некоторых заводах и фабриках, на трубы которых ставятся специальные фильтры, препятствующие выходу загрязнителей в атмосферу. После использования эти фильтры очищаются, а задержанные ими ядовитые вещества превращаются в безопасные, которые вновь применяются на производстве. Часто в роли разрушителей ядовитых веществ используются специальные микроорганизмы, выведенные для этой цели учёными. При использовании таких фильтров опасность загрязнения сводится к минимуму.

Истощение ресурсов.

Ежегодно люди добывают около 100 млрд т руды, угля, нефти и сырья для минеральных удобрений. Быстрый рост потребности в топливе, металлах, минеральном сырье и их добычи ведёт к истощению этих ресурсов. Поэтому нельзя забывать об экологическом принципе, который гласит: «Ресурсы ограниченны и не должны расходоваться впустую; нельзя бесконечно открывать новые ресурсы».

Как сохранить природу.

За последние сто лет люди научились компенсировать ущерб, который наносит природным сообществам их деятельность. Они восстанавливают леса, в степях сажают ветрозащитные посадки, которые предотвращают сдувание почвы сильными ветрами (рис. 116). Человек научился разводить в неволе особей исчезающих видов растений и животных, а йотом возвращать их обратно в дикую природу (рис. 117).
Рис. 116. Ветрозащитные посадки. Рис. 117. Лошадь Пржевальского разводится человеком и впоследствии возвращается в дикую природу

В 1972 году в Стокгольме под эгидой Организации Объединённых Наций прошла международная конференция, посвящённая проблемам окружающей среды. Представители 113 стран обсуждали необходимость перехода человечества к экоцентрическим отношениям с природой. Участники конференции единогласно приняли Декларацию по окружающей среде, которая содержит основные принципы устойчивого развития общества — развития, при котором сохраняется баланс между удовлетворением потребностей людей, с одной стороны, и возможностями окружающей среды, с другой стороны.

В обществе с устойчивым развитием существующее поколение поддерживает стабильную экономику, обеспечивает справедливость в отношениях между всеми членами общества, заботится об охране окружающей среды и разумно управляет использованием природных ресурсов.

Отрицательное влияние хозяйственной деятельности человека не проходит бесследно для природы. Человек, как часть природы, сам наносит ей вред и сам же страдает от этого. В нашей стране приняты законы об охране и рациональном использовании природы, созданы особо охраняемые природные территории. Однако многое зависит от осознания каждым человеком необходимости бережного отношения к окружающей среде, ответственности за её сохранение. Природные ресурсы нашей планеты весьма ограничены. Только знание и соблюдение законов природы даст нам возможность сохранить её многообразие.

Хочется верить, что воздействие хозяйственной деятельности человека на биосферу удастся снизить и следующий её этап можно будет назвать эпохой рационального природопользования.

ЗАПОМНИТЕ
Загрязнение • Безотходные технологии • Рациональное природопользование


 

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (на стр.153)

  1. В чём заключается основная опасность загрязнения окружающей среды?
  2. К чему может привести вырубка лесов?
  3. Почему в настоящее время необходим переход на безотходные технологии?
  4. Используя справочную литературу и Интернет, объясните значение термина «рациональное природопользование».
  5. Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение на тему «Влияние деятельности человека на экосистему моего города (края)». Представьте сообщение в виде презентации.

ПОДУМАЙТЕ!
Какие примеры рационального природопользования уже используются или планируются в вашем регионе?

Моя лаборатория

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ

  1. Известно, что любой загрязнитель, выброшенный во внешнюю среду, в конце концов окажется в человеческом организме. Поэтому самый лучший способ избавиться от этой опасности — не выбрасывать во внешнюю среду вообще никаких загрязнителей. Именно поэтому люди изобрели безотходные технологии. Предложите свой собственный пример безотходной технологии и обсудите его с товарищами и учителем. В процессе обсуждения попытайтесь учесть, не отразится ли внедрение такой технологии на экономическом благополучии людей.
  2. Из истории мы знаем немало гримеров, когда бездумная деятельность человека приводила к разрушению естественных экосистем, на месте которых возникали безжизненные пустыни, что влекло за собой исчезновение целых цивилизаций, процветавших ранее.
    Выясните, какова экологическая ситуация в вашем регионе. Свяжитесь со службами охраны природы и экологическими объединениями в вашем районе. Примите участие в работе по выявлению источников загрязнения окружающей среды.

 


Вы смотрели: Биология Пасечник Учебник §26 «Изменения в природе в связи с деятельностью человека». Ознакомительный фрагмент учебника по биологии УМК Линия жизни 2023. Цитаты из учебника 2023 года для 5 класса использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

<< § 25   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 27 >>

 

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней