Биология Пасечник Учебник §24

5 класс онлайн Биология Пасечник Учебник §24 «Искусственные сообщества». Ознакомительный фрагмент учебника по биологии УМК Линия жизни 2023. Цитаты из учебника 2023 года для 5 класса использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

Учебник по биологии (Пасечник) § 24.

<< § 23   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 25 >>

Краткий пересказ параграфа §24. Человек создал искусственные сообщества, заменяя природные сообщества. С увеличением численности человечества возрастали потребности в продуктах питания. Для выращивания растений и разведения животных человек вырубает леса, распахивает луга и осушает болота. Искусственные сообщества не обладают биологической устойчивостью и не могут существовать в течение длительного времени. Агросообщества упрощены по структуре и имеют сниженное видовое разнообразие по сравнению с естественными природными сообществами. Искусственные сообщества создаются для получения растениеводческой и животноводческой продукции и занимают примерно 1/10 часть поверхности суши.

§24. ИСКУССТВЕННЫЕ СООБЩЕСТВА

ВСПОМНИТЕ:
1. Какие растения выращивает человек?
2. Каких сельскохозяйственных животных разводит человек?

Создание искусственных сообществ.

В далёком прошлом человек собирал дикорастущие растения и охотился на диких животных. При этом он не оказывал серьёзного воздействия на природные сообщества. Примерно 10 тыс. лет назад люди научились выращивать съедобные растения, стали одомашнивать и разводить животных. Дополнительные источники пищи улучшили условия жизни людей.

С увеличением численности человечества возрастали потребности в продуктах питания. Для выращивания растений и разведения животных человек вырубает леса, распахивает луга, осушает болота. Вместо природных сообществ создаются искусственные сообщества — это сообщества организмов, создаваемые и поддерживаемые человеком. В естественных условиях растения растут в сообществе с множеством других растений, животных и микроорганизмов. В искусственном сообществе такого разнообразия нет.

Среди искусственных сообществ наиболее распространены агросообщества (от греч. агрос — поле). Примерами таких сообществ являются плодовые сады, огороды, ноля, виноградники (рис. 107), животноводческие комплексы с прилегающими к ним искусственными пастбищами. Они создаются для получения растениеводческой и животноводческой продукции. В настоящее время искусственные сообщества занимают примерно 1/10 часть поверхности суши.
Биология Пасечник Учебник §24

Преимуществами агросообществ перед природными сообществами является производство необходимых для человека продуктов растениеводства и животноводства и большие возможности увеличения продуктивности. Однако они могут существовать только при постоянной заботе о плодородии почвы, обеспечении растений влагой, охране выращиваемых растений и животных от неблагоприятных воздействий других организмов.

Поле как искусственное сообщество.

Поле — это распаханный участок земной поверхности, на котором выращивают травянистые растения. В нашей стране на многих полях выращивают зерновые культуры — пшеницу, рожь, ячмень, овёс, кукурузу, гречиху. Среди них первое место занимает пшеница.

Поле как искусственное сообщество имеет сходство с лугом, но не так богато разнообразием живых организмов. Основным производителем органических веществ на поле является выращиваемая культура.

На полях культурным растениям сопутствуют и сорные растения. Они выносливее культурных растений, поглощают из почвы много влаги и минеральных веществ. На пшеничном поле обычны такие сорные растения как овсюг, метлица, осот, василёк. На культурных растениях паразитируют различные грибы. Пшеница поражается головнёй, спорыньёй, ржавчинными грибами. При поражении головнёй колосья пшеницы становятся словно обгоревшими и зёрна в них не образуются. Ржавчинные грибы поражают листья пшеницы, которые становятся бледно-зелёными с рыжевато-коричневыми пятнами.

Огромное количество культурных растений на полях привлекает множество насекомых, кормящихся ими (рис. 108). На пшеничных полях обитает клоп вредная черепашка. Он прокалывает стебли пшеницы и питается её соками. При численности 3—5 клопов на 1 м2 повреждается около половины побегов пшеницы. Во время образования колосьев клопы и их личинки сосут соки из зёрен. В результате зёрна сморщиваются. Мука из таких зёрен не пригодна для выпечки хлеба. На пшеничных полях живут полевые мыши, полёвки и другие растительноядные зверьки. Они питаются зёрнами пшеницы и её зелёными частыми.
Рис. 108. Многоядные вредители культурных растений: саранча (а), совка (б), майский жук (в), медведка (г)

Сорные растения, вредители и болезни могут уничтожить все посевы культурных растений. Поэтому для получения хорошего урожая люди выпалывают сорные растения, собирают или уничтожают с помощью специальных средств насекомых, наносящих вред культурным растениям, предупреждают возникновение заболеваний.

Выращиваемые на полях культурные растения образуют много органических веществ. После уборки урожая на нолях остаётся мало растительных остатков, в почве образуется мало перегноя и её плодородие уменьшается. Чтобы на следующий год вновь получить высокий урожай, человек должен вносить на поля удобрения. Поэтому поле без постоянной заботы человека долго существовать не может.

Лесопарки и городские парки
как искусственные сообщества.

Лесопарки — это зелёные зоны вокруг городов, окультуренные человеком и приспособленные для массового отдыха (рис. 109). Древесные насаждения в городах, занимающие обширные территории и служащие для отдыха, называют городскими парками. В отличие от естественных лесов городские парки и лесопарки не являются саморегулирующимися системами.

В лесопарках и городских парках обычно отсутствуют заросли кустарников, обломанные ветки и гниющие поваленные деревья. По многочисленным тропам ежедневно проходит большое количество людей. Поэтому почва в парках сильно уплотнена и содержит мало воздуха. Такие условия неблагоприятны для корней деревьев и организмов-иочвообразователей. От вытаптывания погибают многие многолетние травы.

В создаваемых человеком парках и лесопарках высаживаются разные деревья. При этом учитывается их способность к очистке воздуха, образованию плодов и семян, необходимых для питания различных животных, эстетическая привлекательность для людей. Большое значение в жизни лесопарков имеют птицы. Они регулируют численность насекомых, наносящих вред деревьям.

Особенности агросообществ.

Известно, что важным свойством природного сообщества является его устойчивость за счёт видового биологического разнообразия продуцентов, консументов и редуцентов. По сравнению с естественными природными сообществами в агросообществах упрощена структура и резко снижено видовое разнообразие.

Исходя из хозяйственных потребностей человек сам определяет состав выращиваемых растений и разводимых животных. Это делается для получения высоких урожаев сельскохозяйственных растений и наибольшего количества продуктов животноводства.

Однако агросообщества не способны к самовосстановлению и саморегулированию, подвержены угрозе гибели от массового размножения вредителей или болезней. Искусственные сообщества не обладают биологической устойчивостью и не могут существовать в течение длительного времени. Без участия человека агросообщества зерновых и овощных растений существуют не более года, ягодных растений — 3–4, плодовых садов — 20–30 лет. Затем они исчезают и замещаются естественными.

ЗАПОМНИТЕ
Искусственное сообщество • Агросообщество • Поле • Лесопарк


 

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (на стр.143)

  1. Что такое искусственное сообщество?
  2. Каково значение агросообществ в жизни человека?
  3. Чем поле отличается от луга?
  4. Почему видовое разнообразие в лесопарке меньше, чем в лесу?
  5. Почему искусственные сообщества являются неустойчивыми?
  6. Используя рис. 108, расскажите о многоядных вредителях культурных растений.

ПОДУМАЙТЕ!
Почему в искусственных сообществах цепи питания более короткие, чем в природных сообществах?

Моя лаборатория

ИЗУЧЕНИЕ ИСКУССТВЕННОГО СООБЩЕСТВА
АКВАРИУМА И ЕГО ОБИТАТЕЛЕЙ

Цель работы: выявить некоторые закономерности, свойственные природным сообществам. Материалы и оборудование: аквариум с водными растениями и животными. Ход работы:

  1. Определите, какие организмы живут в аквариуме.
  2. Определите, какие экологические факторы характерны для данного сообщества, и проанализируйте, насколько они соответствуют требованиям, необходимым для нормальной жизни обитателей аквариума.
  3. Составьте схемы всех возможных пищевых цепей в аквариумном сообществе.
  4. Выясните, какие из этих пищевых цепей имеют место в вашем аквариуме.
  5. Сравните аквариум с естественным водоёмом. В чём заключается сходство этих сообществ? Чем обусловлены их различия?
  6. По результатам работы сделайте вывод и оформите его в виде презентации.

 


Вы смотрели: Биология Пасечник Учебник §24 «Искусственные сообщества». Ознакомительный фрагмент учебника по биологии УМК Линия жизни 2023. Цитаты из учебника 2023 года для 5 класса использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

<< § 23   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 25 >>

 

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней