Читать онлайн: 2023 География Алексеев Учебник §25-28 «Рельеф Земли. Равнины. Горы. Учимся с «Полярной звездой» (4).
Литосфера и человек». Версия для ознакомления и покупки учебника «Алексеев, Николина, Липкина: География. 5-6 классы. Учебник — М.: Просвещение» (Полярная звезда). Цитаты из учебника 2023 года (12-е изд.) использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
География 5 класс Учебник §§ 25-28.
<< § 21-24 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 29-33 >>
§ 25. Рельеф Земли. Равнины.
Как образуются горы и равнины. Какие бывают равнины. Как живут люди на равнинах.
ШАГ ЗА ШАГОМ.
Описываем равнину на карте
Описание любого географического объекта всегда нужно начинать с определения его географического положения (шаги I -3).
- Называем равнину. Находим её на карте и определяем, на каком материке, в какой его части и в какой стране она находится.
- Определяем примерную протяженность равнины с севера на юг и с запада на восток в градусах н километрах. (Вспомните, как рассчитывать расстояние по карте.)
- Определяем, как расположена равнина относительно других объектов (гор, рек, морей).
- Определяем среднюю и максимальную абсолютные высоты равнины.
- Определяем характер рельефа: плоский, холмистый и т. д.
- По направлению течения рек определяем, в каком направлении происходит понижение рельефа.
- Определяем, какие крупные реки, озёра, города находятся на равнине.
ЗАПОМНИТЕ:
Рельеф. Горы. Равнины. Выветривание. Низменности. Возвышенности. Плоскогорья.
Вопросы на стр.87
- Найдите на карте равнины: Восточно-Европейскую, Великую Китайскую; низменности: Западно-Сибирскую, Амазонскую, Индо-Гаагскую, Прикаспийскую; возвышенность: Среднерусскую; плоскогорья: Среднесибирское, Декан, Бразильское.
- Равнина – это часть земной поверхности: а) с сочетанием хребтов п котловин; б) с колебанием относительных высот не более 200 м; в) высоко приподнятая над уровнем моря.
- Закончите предложение: «Рельеф – это…».
- Какое из утверждений о рельефе верно?
А. Крупнейшими формами рельефа являются выступы материков и впадины океанов.
Б. Рельеф образуется только под воздействием внутренних сил Земли.
1) Верно только А. 3) Оба верны. 2) Верно только Б. 4) Оба неверны. - Как вы считаете, происходит ли изменение равнин в настоящее время? Ответ обоснуйте.
- Составьте план-конспект текста параграфа «Рельеф Земли. Равнины».
- Определите, в какой стране расположена большая часть Амазонской низменности. Запишите в тетрадь последовательность действий при выполнении итого задания.
- Подберите из научной, художественной литературы описания равнин. Какие особенности равнин отмечены в этих описаниях?
§ 26. Рельеф Земли. Горы.
Какие бывают горы. Как живут люди в горах.
Какие формы рельефа встречаются в горах и на равнинах.
Запомните:
Горные хребты. Межгорные долины. Горная страна. Каньоны. Сели. Снежные лавины. Овраги. Дюны. Барханы.
Вопросы на стр.91
- Найдите на карте горы: Кавказ, Альпы. Анды, Кордильеры. Уральские, Скандинавские, Гималаи, Аппалачи; вершины: Джомолунгма (Эверест), Эльбрус.
- Что называют горами и горными странами?
- На какие группы разделяют горы по высоте?
- Плоскогорье — это вид: а) равнин; б) гор; в) гор и равнин.
- Высочайшая горная вершина на суше: а) Эльбрус; б) Монблан; в) Эверест.
- Самые высокие горы на Земле: а) Уральские; б) Гималаи; в) Карпаты.
- Самые протяжённые горы на суше: а) Уральские; б) Скандинавские; в) Анды.
- По карте полушарий определите, какой материк наиболее п наименее гористый.
- Используя план описания гор, сравните горные страны: а) Гималаи и Анды; б) Урал и Кавказ. Найдите черты сходства п различия.
- Дайте описание рельефа своей местности, отвечая на вопросы по плану: а) Какими формами образован рельеф? б) Каковы средние высоты местности, максимальная абсолютная высота? в) Какие породы слагают местность? г) Какие полезные ископаемые добывают в вашей местности? Сделайте вывод.
- Многие деревни и сёла в России имеют название «Горки». Как вы думаете, они действительно построены на горе?
§ 27. Учимся с «Полярной звездой» (4).
§ 28. Литосфера и человек.
Что значит литосфера для человека. Как человек влияет на литосферу.
Вопросы на стр.96
- Какое значение для человека имеет литосфера?
- Как человек изменяет литосферу?
- Какими полезными ископаемыми богата ваша местность?
- Зачем человеку нужны знания о литосфере? В каких областях человеческой деятельности они особенно нужны? Приведите примеры.
- Почему человек должен нести ответственность за преображение литосферы? Свой ответ аргументируйте.
- Сформулируйте правила поведения во время: а) землетрясения; б) извержения вулкана. Чем обоснованы предложенные вами правила?
- На образование нефти в земной коре уходит 250 млн лет. Человек интенсивно использует нефть в хозяйстве. Подготовьте сообщение на тему «Меры, необходимые для эффективного использования нефти».
ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ
Земной шар — многослойный. Он состоит из земной коры, мантии и ядра. Литосфера — наружная твёрдая оболочка Земли, состоящая из малоподвижных блоков — плит. Земная кора — верхняя часть литосферы, сложенная горными породами и минералами разного происхождения. Поверхность земной коры неровная, с чередованием гор и равнин — крупных форм рельефа. Рельеф — все формы твёрдой земной поверхности — образуется под совместным влиянием внутренних и внешних сил Земли. Под действием внутренних сил происходят движения земной коры, землетрясения, извержения вулканов. Внешние силы Земли разрушают и изменяют горные породы, переносят их и накапливают. Вода, ветер, живые организмы и хозяйственная деятельность людей — мощные внешние силы, преобразующие поверхность планеты. Внутренние силы Земли создают в основном крупные формы рельефа, а внешние силы — мелкие.
- Из журналов выберите статьи, посвящённые исследованиям недр или рельефу Земли. Какая статья вас больше всего заинтересовала? Дайте краткую характеристику её содержания аннотацию.
НЕ ЗАБУДЬТЕ ОТМЕТИТЬ СВОИ ДОСТИЖЕНИЯ
Вы смотрели: География Алексеев Учебник §25-28 «Рельеф Земли. Равнины. Горы. Учимся с «Полярной звездой» (4).
Литосфера и человек». Версия для ознакомления и покупки учебника «Алексеев, Николина, Липкина: География. 5-6 классы. Учебник — М.: Просвещение».
<< § 21-24 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 29-33 >>