География Алексеев Учебник §34-38

Читать онлайн: 2023 География Алексеев Учебник §34-38 «Реки — артерии Земли. Озёра п болота. Подземные поды и ледники. Гидросфера и человек». Версия для ознакомления и покупки учебника «Алексеев, Николина, Липкина: География. 5-6 классы. Учебник — М.: Просвещение» (Полярная звезда). Цитаты из учебника 2023 года (12-е изд.) использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

География 5 класс Учебник § 34-38.

<< § 29-33   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 39-43 >>

§ 34. Реки — артерии Земли (1).

Запомните
Речная система. Речной бассейн. Водораздел. Русло. Исток. Устье. Падение реки. Источник питания реки.

Вопросы на стр.113

  1. Найдите на карте реки: Волгу, Амазонку, Конго, Енисей, Нил, Лену, Обь, Миссисипи, Янцзы, Амур, Ангару.
  2. Что называется рекой?
  3. Что такое речная система, речной бассейн, водораздел?
  4. По физической карте полушарий определите, в каком направлении протекают реки: а) Амазонка: б) Нил; в) Лена.
  5. Самые длинные реки Земли: а) Обь, Волга. Хуанхэ; б) Амазонка, Нил, Миссисипи с Миссури; в) Лена, Конго, Янцзы.
  6. Из перечисленных понятий (устье, бассейн, водораздел, приток) выберите те, которые характеризуют: а) части реки; б) речную систему.
  7. Подпишите на контурной карте реки, перечисленные в задании 1.
    Отметьте границы бассейнов рек: Амазонки. Конго, Оби, Енисея.
  8. Прочитайте два описания реки Енисей в рубрике «Стоп-кадр». Сравните оба текста. Чем они различаются? Какие мысли п чувства вызывает тот и другой текст? Какой из них (или оба) вы выберете для: а) ответа на уроке; б) подготовки к экзамену; в) составления устного сообщения; г) написания доклада; д) подготовки путешествия во время каникул?

 

§ 35. Реки — артерии Земли (2).

ШАГ ЗА ШАГОМ. Описываем реки по карте

  1. Найдём реку на карте и определим, на каком материке и по территории какой страны (или стран) она протекает.
  2. Определим, в каком направлении протекает река.
  3. Определим, где исток и устье реки.
  4. Определим, к какой речной системе относится река.
  5. Опишем бассейн реки.

Запомните
Режим реки половодье, межень, паводок. Пороги п водопады.

Вопросы на стр.116

  1. Найдите на карте водопады: Виктория, Ниагарский, Анхель
  2. Что такое режим реки?
  3. Вычеркните лишнее. К элементам речной долины относятся: а) речные террасы; б) половодье; в) пойма; г) межень; д) русло.
  4. Чем равнинная река отличается от горной?
  5. Объясните, чем половодье отличается от паводка.
  6. Установите соответствие:
    1) Углубление, в котором протекает река, 2) Территория, с которой вода стекает в реку, 3) Главная река со всеми притоками, 4) Начало реки, 5) Место впадения реки в океан, море, другую реку, 6) Граница между бассейнами рек.
    А) Бассейн, Б) Русло, В) Исток, Г) Речная система, Д) Водораздел, Е) Устье.
  7. Могут ли на равнинных реках быть пороги? Ответ обоснуйте.
  8. Сделайте «визитную карточку» реки вашей местности. Дайте описание по плану, приведённому в параграфе.

 

§ 36. Озёра п болота.

ШАГ ЗА ШАГОМ. Описываем озеро по карте

  1. Находим озеро па карте и определяем, на каком материке и в какой его части оно находится.
  2. Определяем географические координаты озера.
  3. Пользуясь учебником н справочниками, указываем происхождение озёрной кот-
  4. Определяем, сточное или бессточное это озеро. Называем впадающие и вытекающие (для сточных озёр) реки.
  5. Называем особые черты озера.
    Опишите самостоятельно озеро Байкал.

Запомните:
Озёра: пресные, солёные, сточные, бессточные; озёра-старицы, ледниковые п запрудные. Пруды. Водохранилища. Болота. Многолетняя мерзлота.

Вопросы на стр.120

  1. Что такое озеро? Каковы его признаки?
  2. Как озёра различаются по происхождению?
  3. Чем озёра отличаются от морей, от рек?
  4. Самые глубокие озёра в мире: а) Виктория. Байкал, Онежское; б) Байкал, Танганьика, Каспийское; в) Каспийское, Мёртвое, Байкал.
  5. Выберите верное утверждение: а) бессточные озёра – это озёра, в которые реки впадают, по из которых не вытекают; б) к озёрам вулканического происхождения относят Кроноцкое озеро п озеро Байкал; в) самое солёное из крупных озёр планеты Каспийское.
  6. Почему образуются болота?
  7. На контурную карту нанесите озёра: Каспийское, Байкал, Чад, Виктория, Танганьика, Ньяса, Ладожское, Онежское, Верхнее, Гурон, Мичиган, Ори, Онтарио, Аральское, Эльтон, Баскунчак, Мёртвое, Титикака.
  8. Используя план на с. 120, дайте описание озёр Титикака н Виктория.
  9. У разных народов существуют поверья, приметы, пословицы, персонажи сказок, связанные с болотами. Какие из них вам известны? Что вы об этом думаете? Обсудите с товарищами.

 

§ 37. Подземные поды и ледники.

Запомните
Подземные воды: грунтовые, межпластовые и артезианские. Родник. Водопроницаемые и водоупорные породы. Покровные п горные ледники.

Вопросы на стр.123

  1. Где сосредоточены основные запасы пресной воды в гидросфере?
  2. Чем различаются грунтовые и межпластовые воды?
  3. Как образуются артезианские источники?
  4. Где находятся самые крупные покровные ледники?
  5. Какое из утверждений верное?
    А. Песок относится к водопроницаемым породам.
    Б. На Кавказе находятся известные курорты Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки.
    1) Верно только А; 2) Верно только Б; 3) Оба верны; 4) Оба неверны.
  6. Вам предстоит описать ледник Большой Азау на Кавказе. Самостоятельно составьте план описания ледника. Сравните с планом товарища. Какой из планов оказался удачнее? Решите, стоит ли сделать третий (общий) вариант. Свой выбор обоснуйте.

 

§ 38. Гидросфера и человек.

Запомните
Охрана гидросферы. Водные транспортные пути. Цунами. Айсберги.

Вопросы на стр.126

  1. Как проявляется загрязнение воды продуктами хозяйственной деятельности человека в Мировом круговороте воды?
  2. Выявите основные способы экономии воды каждым человеком. Что вы уже делаете в этом направлении или намерены предпринять в будущем? Обсудите свои идеи с родителями и друзьями. Результаты оформите в виде таблицы.
    Выполняя это задание, в первую очередь ответьте самому себе на вопрос: для чего необходимо экономить воду?

ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ

Гидросфера — водная оболочка Земли. Вода в ней находится в трёх состояниях: твёрдом, жидком и газообразном. Основная часть гидросферы — жидкая солёная вода Мирового океана. Пресная вода содержится в ледниках, подземных и поверхностных водах суши. Вся вода гидросферы находится в постоянном движении. Мировой круговорот воды в природе осуществляет взаимосвязь между земными оболочками, поддерживает жизнь на Земле. Люди должны выбирать такие способы хозяйства, чтобы вода на планете сохранялась чистой.

Вместе с родителями составьте правила безопасного поведения на воде (на море, озере, реке) в различных ситуациях — при ясной погоде, волнении, шторме, в условиях сильного течения, на незнакомом берегу.

НЕ ЗАБУДЬТЕ ОТМЕТИТЬ СВОИ ДОСТИЖЕНИЯ

 


Вы смотрели: География Алексеев Учебник §34-38 «Реки — артерии Земли. Озёра п болота. Подземные поды и ледники. Гидросфера и человек». Версия для ознакомления и покупки учебника «Алексеев, Николина, Липкина: География. 5-6 классы. Учебник — М.: Просвещение».

<< § 29-33   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 39-43 >>

 

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней