Читать онлайн: 2023 География Алексеев Учебник §34-38 «Реки — артерии Земли. Озёра п болота. Подземные поды и ледники. Гидросфера и человек». Версия для ознакомления и покупки учебника «Алексеев, Николина, Липкина: География. 5-6 классы. Учебник — М.: Просвещение» (Полярная звезда). Цитаты из учебника 2023 года (12-е изд.) использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
География 5 класс Учебник § 34-38.
<< § 29-33 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 39-43 >>
§ 34. Реки — артерии Земли (1).
Запомните
Речная система. Речной бассейн. Водораздел. Русло. Исток. Устье. Падение реки. Источник питания реки.
Вопросы на стр.113
- Найдите на карте реки: Волгу, Амазонку, Конго, Енисей, Нил, Лену, Обь, Миссисипи, Янцзы, Амур, Ангару.
- Что называется рекой?
- Что такое речная система, речной бассейн, водораздел?
- По физической карте полушарий определите, в каком направлении протекают реки: а) Амазонка: б) Нил; в) Лена.
- Самые длинные реки Земли: а) Обь, Волга. Хуанхэ; б) Амазонка, Нил, Миссисипи с Миссури; в) Лена, Конго, Янцзы.
- Из перечисленных понятий (устье, бассейн, водораздел, приток) выберите те, которые характеризуют: а) части реки; б) речную систему.
- Подпишите на контурной карте реки, перечисленные в задании 1.
Отметьте границы бассейнов рек: Амазонки. Конго, Оби, Енисея. - Прочитайте два описания реки Енисей в рубрике «Стоп-кадр». Сравните оба текста. Чем они различаются? Какие мысли п чувства вызывает тот и другой текст? Какой из них (или оба) вы выберете для: а) ответа на уроке; б) подготовки к экзамену; в) составления устного сообщения; г) написания доклада; д) подготовки путешествия во время каникул?
§ 35. Реки — артерии Земли (2).
ШАГ ЗА ШАГОМ. Описываем реки по карте
- Найдём реку на карте и определим, на каком материке и по территории какой страны (или стран) она протекает.
- Определим, в каком направлении протекает река.
- Определим, где исток и устье реки.
- Определим, к какой речной системе относится река.
- Опишем бассейн реки.
Запомните
Режим реки половодье, межень, паводок. Пороги п водопады.
Вопросы на стр.116
- Найдите на карте водопады: Виктория, Ниагарский, Анхель
- Что такое режим реки?
- Вычеркните лишнее. К элементам речной долины относятся: а) речные террасы; б) половодье; в) пойма; г) межень; д) русло.
- Чем равнинная река отличается от горной?
- Объясните, чем половодье отличается от паводка.
- Установите соответствие:
1) Углубление, в котором протекает река, 2) Территория, с которой вода стекает в реку, 3) Главная река со всеми притоками, 4) Начало реки, 5) Место впадения реки в океан, море, другую реку, 6) Граница между бассейнами рек.
А) Бассейн, Б) Русло, В) Исток, Г) Речная система, Д) Водораздел, Е) Устье. - Могут ли на равнинных реках быть пороги? Ответ обоснуйте.
- Сделайте «визитную карточку» реки вашей местности. Дайте описание по плану, приведённому в параграфе.
§ 36. Озёра п болота.
ШАГ ЗА ШАГОМ. Описываем озеро по карте
- Находим озеро па карте и определяем, на каком материке и в какой его части оно находится.
- Определяем географические координаты озера.
- Пользуясь учебником н справочниками, указываем происхождение озёрной кот-
- Определяем, сточное или бессточное это озеро. Называем впадающие и вытекающие (для сточных озёр) реки.
- Называем особые черты озера.
Опишите самостоятельно озеро Байкал.
Запомните:
Озёра: пресные, солёные, сточные, бессточные; озёра-старицы, ледниковые п запрудные. Пруды. Водохранилища. Болота. Многолетняя мерзлота.
Вопросы на стр.120
- Что такое озеро? Каковы его признаки?
- Как озёра различаются по происхождению?
- Чем озёра отличаются от морей, от рек?
- Самые глубокие озёра в мире: а) Виктория. Байкал, Онежское; б) Байкал, Танганьика, Каспийское; в) Каспийское, Мёртвое, Байкал.
- Выберите верное утверждение: а) бессточные озёра – это озёра, в которые реки впадают, по из которых не вытекают; б) к озёрам вулканического происхождения относят Кроноцкое озеро п озеро Байкал; в) самое солёное из крупных озёр планеты Каспийское.
- Почему образуются болота?
- На контурную карту нанесите озёра: Каспийское, Байкал, Чад, Виктория, Танганьика, Ньяса, Ладожское, Онежское, Верхнее, Гурон, Мичиган, Ори, Онтарио, Аральское, Эльтон, Баскунчак, Мёртвое, Титикака.
- Используя план на с. 120, дайте описание озёр Титикака н Виктория.
- У разных народов существуют поверья, приметы, пословицы, персонажи сказок, связанные с болотами. Какие из них вам известны? Что вы об этом думаете? Обсудите с товарищами.
§ 37. Подземные поды и ледники.
Запомните
Подземные воды: грунтовые, межпластовые и артезианские. Родник. Водопроницаемые и водоупорные породы. Покровные п горные ледники.
Вопросы на стр.123
- Где сосредоточены основные запасы пресной воды в гидросфере?
- Чем различаются грунтовые и межпластовые воды?
- Как образуются артезианские источники?
- Где находятся самые крупные покровные ледники?
- Какое из утверждений верное?
А. Песок относится к водопроницаемым породам.
Б. На Кавказе находятся известные курорты Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки.
1) Верно только А; 2) Верно только Б; 3) Оба верны; 4) Оба неверны. - Вам предстоит описать ледник Большой Азау на Кавказе. Самостоятельно составьте план описания ледника. Сравните с планом товарища. Какой из планов оказался удачнее? Решите, стоит ли сделать третий (общий) вариант. Свой выбор обоснуйте.
§ 38. Гидросфера и человек.
Запомните
Охрана гидросферы. Водные транспортные пути. Цунами. Айсберги.
Вопросы на стр.126
- Как проявляется загрязнение воды продуктами хозяйственной деятельности человека в Мировом круговороте воды?
- Выявите основные способы экономии воды каждым человеком. Что вы уже делаете в этом направлении или намерены предпринять в будущем? Обсудите свои идеи с родителями и друзьями. Результаты оформите в виде таблицы.
Выполняя это задание, в первую очередь ответьте самому себе на вопрос: для чего необходимо экономить воду?
ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ
Гидросфера — водная оболочка Земли. Вода в ней находится в трёх состояниях: твёрдом, жидком и газообразном. Основная часть гидросферы — жидкая солёная вода Мирового океана. Пресная вода содержится в ледниках, подземных и поверхностных водах суши. Вся вода гидросферы находится в постоянном движении. Мировой круговорот воды в природе осуществляет взаимосвязь между земными оболочками, поддерживает жизнь на Земле. Люди должны выбирать такие способы хозяйства, чтобы вода на планете сохранялась чистой.
Вместе с родителями составьте правила безопасного поведения на воде (на море, озере, реке) в различных ситуациях — при ясной погоде, волнении, шторме, в условиях сильного течения, на незнакомом берегу.
НЕ ЗАБУДЬТЕ ОТМЕТИТЬ СВОИ ДОСТИЖЕНИЯ
Вы смотрели: География Алексеев Учебник §34-38 «Реки — артерии Земли. Озёра п болота. Подземные поды и ледники. Гидросфера и человек». Версия для ознакомления и покупки учебника «Алексеев, Николина, Липкина: География. 5-6 классы. Учебник — М.: Просвещение».
<< § 29-33 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 39-43 >>