Биология Пасечник Учебник §27

5 класс онлайн Биология Пасечник Учебник §27 «Охрана природы». Ознакомительный фрагмент учебника по биологии УМК Линия жизни 2023. Цитаты из учебника 2023 года для 5 класса использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

Учебник по биологии (Пасечник) § 27.

<< § 26   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 01 >>

Краткий пересказ §27. В статье обсуждаются особенности живой природы, изменения, происходящие в результате деятельности человека, и важность охраны живой природы. Описываются различные пути защиты видов от уничтожения, включая принятие и исполнение законов и создание особо охраняемых территорий. Заповедники, национальные парки, заказники и памятники природы являются различными типами охраняемых территорий. В статье также рассматривается разведение видов в неволе и роль зоопарков в сохранении редких видов. Обсуждается снижение биологического разнообразия организмов и роль Международного союза охраны природы в создании Красной книги. Статья призывает к активному участию учащихся в охране природы родного края и осознанию ценности жизни во всем ее многообразии.

§27. ОХРАНА ПРИРОДЫ

ВСПОМНИТЕ:
1. Какие особенности характерны для живой природы?
2. Какие изменения происходят в природе в результате деятельности человека?
3. Почему нужно охранять живую природу?

Охраняемые природные территории.

Как можно защитить конкретный вид живых организмов от уничтожения? Существует несколько путей. Один из них подразумевает принятие и исполнение законов, запрещающих добычу редких видов в природе. Согласно этим законам, можно отлавливать лишь ограниченное количество животных или собирать семена редких растений по специальным разрешениям для размножения и изучения в условиях неволи.

Другой путь предусматривает создание особо охраняемых территорий в тех местах, где обитает, размножается или останавливается на путях миграций охраняемый вид. К таким особо охраняемым территориям относят заповедники, национальные парки, заказники и памятники природы. Чем же они различаются?

Заповедником называют охраняемый природный комплекс на обширной территории, где запрещена не только любая хозяйственная деятельность (выпас скота, строительство, сбор грибов, ягод, охота, рыбалка и др.), но даже нахождение людей без специального разрешения. Широко известны такие заповедники, как Астраханский, Кедровая Падь, Кавказский, Окский, Красноярские столбы (рис. 118).

Национальный парк отличается от заповедника тем, что его могут посещать туристы, но при условии неукоснительного соблюдения правил поведения в национальном парке. Эти правила всегда вывешены при входе, чтобы посетители могли заблаговременно ознакомиться с ними. Посещая национальные парки, нельзя забывать, что человек в них лишь гость, а главные хозяева там все обитающие организмы, ради которых парки и создавались.
Рис.118 Заповедник Красноярские столбы (Красноярск). Рис. 119. Памятник природы — водопад Кивач (Республика Карелия)

Заказник отличается от заповедника тем, что в нём не запрещена, а лишь ограничена хозяйственная деятельность человека. В зависимости от цели его создания в разных заказниках существуют различные правила.

Если заказник создаётся на пути остановки птиц во время сезонных миграций, то он может быть полностью закрыт для посещения в определённые сезоны, а в остальное время там можно гулять, собирать ягоды или грибы, чего нельзя делать в заповеднике. Кроме природных, существуют ещё и охотничьи заказники. На их территории создаются такие условия, которые способствуют размножению животных, являющихся объектами промысловой и спортивной охоты. В таких местах охота разрешена, однако она регулируется весьма строгими правилами.

Памятник природы представляет собой небольшую по площади особо охраняемую территорию. Такой статус может иметь, например, очень старое дерево или группа редких для этой местности многолетних растений, а также водопад (рис. 119), необычный родник.

Разведение вида в неволе.

Ещё одним способом сохранения вида является разведение его в условиях неволи или выращивание детёнышей животных, мальков рыб, птенцов для того, чтобы впоследствии выпустить их на волю.

Так, в Окском заповеднике проведена операция по спасению журавлей. Особенностью белых журавлей, или стерхов (рис. 120), является то, что у родителей появляется всего два птенца, причём один неизбежно погибает, и выживает более сильный птенец. Тогда было решено отыскивать гнёзда стерхов с вертолётов и забирать одно яйцо для искусственного выведения птенца в инкубаторе, выращивания его и возвращения в природу. Для этой цели в Окском заповеднике был организован журавлиный питомник. В нём оставляли часть птиц для изучения и размножения в неволе.

Важнейшая роль в сохранении редких видов принадлежит зоопаркам, где изучают особенность биологии редких видов и занимаются их размножением. Существует Международная племенная книга, с помощью которой подбирают пары животных так, чтобы у них были здоровые детёныши. Например, есть Племенная книга тигров. Некоторые виды животных сохранились только в зоопарках, например лошадь Пржевальского, олень Давида. В настоящее время поголовье лошади Пржевальского достаточно для того, чтобы вернуть этот вид в природу.

Красная книга.

Биологическое разнообразие организмов в последние десятилетия снижается. Главной причиной исчезновения животных стала деятельность человека. Вырубая леса, распахивая степи, осушая болота, человек разрушает места обитания животных, и они погибают. И только после того как многие животные, растения и грибы исчезли безвозвратно, люди стали понимать, что наносят непоправимый ущерб видовому многообразию природы. Инициативу по спасению исчезающих животных проявил Международный союз охраны природы. В 1963 году был составлен список редких и исчезающих животных — Красная книга. Её название объясняется тем, что красный цвет — сигнал запрета, понятный людям всего мира. Позже в эту книгу были включены редкие и исчезающие растения и грибы.

В России национальная Красная книга была впервые издана в 1983 году. Это официальный справочник, содержащий сведения о состоянии живых организмов, нуждающихся в специальной охране (рис. 121). Красные книги необходимы для организации исследований и слежения за состоянием охраняемых организмов и их местообитаний, для разработки и осуществления особых мер по их охране, восстановлению и научно обоснованному использованию. Очень важно, чтобы каждый человек был внимательным к живому миру, стремился сохранять места обитания и видовое разнообразие живых организмов. От этого зависит устойчивость всей живой природы на нашей планете.
Рис. 121. Животные, находящиеся под угрозой исчезновения: зубр (а), утка мандаринка (6), дельфин (в), манул (г) , кабарга (д), белый медведь (е)

Роль учащихся в охране природы. Каждый из вас может принять активное участие в охране природы родного края. С этой целью под руководством учителя проведите ознакомление с местным краем, выявление его природных ресурсов, особенно тех, которые используются нерационально и поэтому нуждаются в охране и восстановлении. Ваши исследования могут касаться состояния лесов, эрозии почв, засорённости л заражённости вредителями полей и др. Вы можете изучить экологическое состояние окружающей среды в своём районе, выявить источники загрязнений, принять участие в его благоустройстве.

Осознание жизни как великой ценности. Самое ценное и важное, что существует на Земле, — это жизнь во всём её многообразии. Всё в природе находится во взаимодействии. Все живые организмы приспосабливаются к условиям окружающей среды, кроме человека, который приспосабливает среду к собственным потребностям. Хозяйственная деятельность человека, если она не опирается на знания законов природы, приводит к разрушению сложившихся в природе экосистем. Чтобы предотвратить беду, необходимо понять и осознать, что мы являемся частью биосферы, судьба которой зависит от нас.

ЗАПОМНИТЕ
Заповедник • Национальный парк • Заказник • Памятник природы • Красная книга.


 

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (на стр.157)

  1. Для чего необходимо сохранять все виды живых организмов на Земле?
  2. В чём различия заповедников, заказников, национальных парков и памятников природы?
  3. Что такое Красная книга и для чего она нужна?
  4. Сформулируйте правила поведения в природе.
  5. Подготовьте сообщение о редком животном, обитающем в вашем регионе, и его охране.
  6. Используя интернет-источники, научно-популярные журналы, газеты, книги, подготовьте сообщение на тему «Заповедник моего региона».

ПОДУМАЙТЕ!
Что можете сделать лично вы для охраны природы?

 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ 5

Для удовлетворения своих жизненно важных потребностей человек использует богатства окружающей среды. Его деятельность нередко наносит вред природным сообществам, но люди научились компенсировать ущерб, который они наносят природе. Принципы рационального природопользования помогают снизить воздействие хозяйственной деятельности человека на биосферу.

Чтобы сохранить многообразие организмов на планете, создаются особо охраняемые природные территории.

 


Вы смотрели: Биология Пасечник Учебник §27 «Охрана природы». Ознакомительный фрагмент учебника по биологии УМК Линия жизни 2023. Цитаты из учебника 2023 года для 5 класса использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

<< § 26   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 01 >>

 

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней