Читать онлайн: 2023 География Алексеев Учебник §29-33 «Состав и строение гидросферы. Мировой океан. Воды Океана». Версия для ознакомления и покупки учебника «Алексеев, Николина, Липкина: География. 5-6 классы. Учебник — М.: Просвещение» (Полярная звезда). Цитаты из учебника 2023 года (12-е изд.) использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
География 5 класс Учебник § 29-33.
<< § 25-28 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 34-38 >>
Гидросфера – водная оболочка Земли.
По преданию, древнеримский бог Нептун взмахом своего трезубца вздымал волны и успокаивал бурю.
§ 29. Состав и строение гидросферы.
Запомните
Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе.
Вопросы на стр.100
- Что такое гидросфера? Пользуясь рисунком 69, расскажите о её составе.
- Каково значение круговорота воды в природе?
- Гидросфера состоит из: а) поверхностных вод суши, вод Мирового океана, воды в атмосфере, подземных вод, ледников; б) вод суши п вод Мирового океана; в) вод рек, морей, озёр, болот, прудов.
- Воды океанов и морей составляют от всего объёма гидросферы: а) 2,6%; б) 96,4%; в) 1,7%.
- Какие воды суши находятся в вашей местности? Что означают их названия?
- Вода покрывает почти 3/4 поверхности нашей планеты. Используя физическую карту мира, докажите это. Какие части гидросферы можно увидеть на физической карте полушарий?
- По карте выясните, равномерно ли распределена вода по суше. В каких районах воды недостаточно?
- Предложите своим родным, друзьям, знакомым закончить предложение: «Вода для меня — это…» Запишите п свой вариант ответа. Проанализируйте полученные результаты. Выясните, какие ответы чаще всего давали участники вашего исследования, какие ответы вас заинтересовали. Обсудите результаты с родителями и одноклассниками.
- Воду называют сокровищем природы. Подберите высказывания поэтов, писателей, учёных о воде. Какие из них п почему вам особенно понравились?
- Выясните, как можно наблюдать Мировой круговорот воды в том месте, где вы живёте. Опишите его.
§ 30. Мировой океан (1).
ШАГ ЗА ШАГОМ. Описываем океан и море по карте
- Найдём океан на карте и определим, в каком полушарии и между какими материками он находится. Для моря определим океан, к которому оно относится.
- Используя текст учебника, определим площадь океана.
- Используя шкалу глубин в атласе, определим максимальную глубину.
- Определим, в какой части океана находится море.
- Определим, берега каких материков и крупных стран омывает. Используем и физическую, н политическую карты.
- Укажем важнейшие заливы, проливы.
- Определим виды хозяйственной деятельности людей, связанной с океаном или морем, используя учебник, справочники н консультации с учителем.
Запомните:
Мировой океан. Тихий океан. Атлантический океан. Индийский океан. Северный Ледовитый океан. Южный океан. Моря. Заливы. Проливы.
Вопросы на стр.103
- Что называется морем, заливом, проливом?
- По площади больше океан: а) Атлантический, чем Тихий; б) Атлантический, чем Индийский; в) Северный Ледовитый, чем Индийский.
- Окраинным морем является: а) Чёрное; б) Баренцево; в) Красное: г) Средиземное.
- Используя текст параграфа, составьте круговую диаграмму «Площади океанов».
Какой вывод вы можете сделать? - Нанесите на контурную карту все океаны, моря, заливы, проливы, названия которых выделены в тексте.
- Познакомьтесь с литературным описанием Азовского моря. Используя социальные сети, расспросите своих сверстников из Таганрога, Бердянска или Мариуполя об их впечатлениях о море, на берегах которого живут. Подготовьте сообщение об Азовском море.
«Невелико… Мелко Азовское море, мутны его воды, ибо несут сюда множество ила Дон и Бердянка, Миус и Калмиус, Молочная и Услюка. Печальны азовские песчаные берега: на западе — мёртвая полоса жёлтой Арабатской косы, на юго-востоке — невесёлые холмы да поросшие тальником ерики.
Но нигде, пожалуй, художник не встретит таких тонких н нежных красок, как в Азовье… Недвижен ленивый парус далёкого баркаса, н очертания его смутно расплываются. словно кто-то тронул белой акварелью молочно-розовую линию горизонта п задумчиво отвёл кисть.
А вокруг моря, куда не кинь глазом. — всё степь да степь….Покрытые мхом каменные бабы помнят, как над синей азовской степью носились скифские наездники, как но морю, гордо подняв лебединую грудь, плыли генуэзские п венецианские корабли, как на смертную битву за русскую землю шли на половцев Игоревы полки, как два с половиной века тому назад великий Пётр, облюбовав место у пустынного Таганьего Рога, заложил город над морем…» (В. Л. Закруткин)
§ 31. Мировой океан (2).
Вопросы на стр.105
- Что такое остров п полуостров?
- Используя текст параграфа и рисунок 73, расскажите об особенностях строения дна Океана.
- Нанесите на контурную карту все острова п полуострова, названия которых выделены в тексте.
- Дайте описание Атлантического и Индийского океанов по плану.
- Дайте описание Чёрного п Баренцева морей по плану.
- Расспросите родителей и знакомых: что они знают об островах? На каких островах, возможно, кто-то из них побывал? Какие впечатления у них остались?
§ 32. Учимся с «Полярной звездой» (5).
Выполняем проектное задание
- Вспомните правила работы с контурной картой (с. 93).
Вам предстоит выполнить проектное задание. Ваша задача проложить маршрут на карте и заполнить «Круизный маршрутный лист путешественника».
Представьте, что вы всем классом отправляетесь в морское путешествие–круиз по крупным островам мира. Ваш корабль «Александр Суворов» выходит из Санкт-Петербурга и направляется к острову Новая Гвинея. Маршрут предусматривает остановки на островах: Великобритания, Мадагаскар, Шри-Ланка, Суматра, Ява, Калимантан.
По указанию учителя вы будете работать самостоятельно, или с товарищем. или группой. Карта с маршрутом должна быть у каждого своя. Маршрутный лист можно сделать один на группу. Учитель распределит работу над заданием между участниками.
Начните работу с изучения физической карты полушарий в географическом атласе или на с. 180–181 Приложения.
- Выясните, в каком направлении от вашего населённого пункта находится Санкт-Петербург. Каково расстояние от него до Санкт-Петербурга?
Узнайте, как добраться до Санкт-Петербурга (поездом пли самолётом), сколько времени займёт дорога (можно выяснить в Интернете или в справочной по телефону либо расспросить старших). - Найдите на физической карте Санкт-Петербург и острова, указанные в маршруте. Подпишите их на контурной карте.
- Проложите маршрут на контурной карте, обозначайте путь цветной линией: от Санкт-Петербурга по Балтийскому морю к острову Великобритания; через Гибралтарский пролив но Средиземному морю: через Суэцкий канал по Красному морю; обогнув полуостров Сомали к острову Мадагаскар; от Мадагаскара к острову Шри-Ланка; от Шри-Ланки к островам Суматра. Ява, Калимантан и Новая Гвинея.
- Придумайте название контурной карте.
Маршрутный лист можно оформить как таблицу в тетради или на отдельном листе либо подготовить в электронном виде. Художественно оформите маршрутный лист, подобрав фотографии, рисунки. - Заполните маршрутный лист и оформите контурную карту.
- НЕ забудьте заполнить легенду карты.
§ 33. Воды Океана.
Запомните
Речная система. Речной бассейн. Водораздел. Русло. Исток. Устье. Падение реки. Источник питания реки.
Вопросы на стр.113
- Найдите на карте реки: Волгу, Амазонку, Конго, Енисей, Нил, Лену, Обь, Миссисипи, Янцзы, Амур, Ангару.
- Что называется рекой?
- Что такое речная система, речной бассейн, водораздел?
- По физической карте полушарий определите, в каком направлении протекают реки: а) Амазонка: б) Нил; в) Лена.
- Самые длинные реки Земли: а) Обь, Волга. Хуанхэ; б) Амазонка, Нил, Миссисипи с Миссури; в) Лена, Конго, Янцзы.
- Из перечисленных понятий (устье, бассейн, водораздел, приток) выберите те, которые характеризуют: а) части реки; б) речную систему.
- Подпишите на контурной карте реки, перечисленные в задании 1.
Отметьте границы бассейнов рек: Амазонки. Конго, Оби, Енисея. - Прочитайте два описания реки Енисей в рубрике «Стоп-кадр». Сравните оба текста. Чем они различаются? Какие мысли п чувства вызывает тот и другой текст? Какой из них (или оба) вы выберете для: а) ответа на уроке; б) подготовки к экзамену; в) составления устного сообщения; г) написания доклада; д) подготовки путешествия во время каникул?
Вы смотрели: География Алексеев Учебник §29-33 «Состав и строение гидросферы. Мировой океан. Воды Океана». Версия для ознакомления и покупки учебника «Алексеев, Николина, Липкина: География. 5-6 классы. Учебник — М.: Просвещение».
<< § 25-28 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 34-38 >>